Архив статей журнала
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
Цифровая трансформация отраслей социальной сферы объявлена одной из национальных целей Российской Федерации. С учетом того, что ее целями декларируется как преобразование основных отраслей экономики и социальной сферы, так и обеспечение устойчивого роста качества жизни жителей, данное направление исследований является актуальным для северных территорий страны. Целью настоящего исследования является анализ ключевых аспектов цифровой трансформации отраслей здравоохранения, образования и культуры. В качестве объекта исследования выбрана цифровизация отраслей здравоохранения, образования и культуры в регионах Севера России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. В статье анализируются особенности цифровизации отраслей социальной сферы регионов Севера и в частности Республики Коми за период 2014-2023 гг. Рассчитан интегральный индекс цифровизации регионов Севера России за период 2022-2023 гг., состоящий из четырех подиндексов. Расчет индекса цифровизации был произведен с применением методов нормирования данных для их соизмеримости. Проведено ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации в 2023 г. Выявлена недостаточная цифровизация инфраструктуры регионов и техническая обеспеченность учреждений данных отраслей и населения, что в совокупности приводит к цифровому неравенству в городской и сельской местности. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что его результаты можно использовать для оценки результативности цифровизации регионов. Для более глубокого изучения процесса цифровизации социальной сферы регионов Севера России в дальнейшем планируется проанализировать его особенности на муниципальном уровне.
Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.
Рассматривается возможность применения больших языковых моделей для анализа социометрических данных. Авторы обсуждают теоретические основы социометрии, ее связь с сетевым подходом и традиционными методами анализа, а также потенциал больших языковых моделей в обработке и интерпретации социометрических данных. Исследование включает в себя апробацию больших языковых моделей на примере небольшого набора данных, демонстрируя высокую точность и скорость обработки, улучшенную интерпретацию результатов и способность формулировать качественные гипотезы. Полученные результаты свидетельствуют о значительных преимуществах использования больших языковых моделей, таких как эффективная обработка данных, улучшенная интерпретация, комплексный анализ и адаптивность к различным форматам данных. Анализ социальных связей выявил наличие центральных и периферийных групп, а также важность «мостов» между ними. Большие языковые модели также способствуют более точному выявлению лидеров и аутсайдеров, улучшая понимание групповой динамики и взаимодействий. Авторы делают вывод о том, что внедрение больших языковых моделей значительно расширяет аналитические возможности социометрии, открывая новые перспективы для развития количественных методов анализа межличностных отношений в социологии. Кроме того, использование больших языковых моделей позволяет улучшить прогнозирование изменений в социальных сетях и выявление скрытых паттернов, что важно для понимания эволюции социальных групп. Тем не менее подчеркивается необходимость валидации результатов и учета этических соображений при использовании искусственного интеллекта в анализе социальных отношений. Приведены примеры успешного применения больших языковых моделей. Показаны перспективы дальнейших исследований в данной области, а также интеграция с другими методами анализа социальных сетей и данных.