Архив статей журнала
Большой размер территории и разнообразие географического положения России предопределяет по объективным причинам региональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Вопросы сглаживания таких проблем постоянно находится на «повестке дня» у руководства страны. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 29 февраля 2024 г. особый акцент сделан на снижение пространственных различий в развитии всех сегментов экономики, в том числе и в строительном комплексе. В работе проведен сравнительный анализ состояния строительной отрасли северных регионов России. Актуальность исследования обусловлена значимостью строительства для развития экономики Севера - удовлетворением инвестиционного спроса основных отраслей, в том числе в рамках реализации инфраструктурных и жилищных проектов в условиях санкционного давления и сложных природных условиях хозяйствования. Ранее выявленные тенденции развития стройкомплекса регионов России свидетельствуют о необходимости сравнительной оценки данного вида деятельности. В ходе исследования проведен сбор, обработка показателей деятельности предприятий строительной сферы северных регионов. В результате оценки производительности труда, основных фондов, доли валовой добавленной стоимости в экономике, инвестиции в основной капитал выявлена значительная пространственная дифференциация в строительстве на Севере. Исследование основано на официальных данных государственной службы статистики из открытых источников. Отобранные индикаторы, исчисленные на одного работающего сопоставляются с двенадцатью территориями Севера РФ с временн ы м интервалом 2017-2022 гг. В работе определен дальнейший вектор исследований в сфере строительной отрасли, а также намечены ориентиры эффективности экономического развития стройиндустрии северных территорий.
С 2021 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимаются разработкой региональных планов адаптации к изменениям климата. Утвержденные документы отличаются неоднородными качественными и количественными характеристиками: в то время как одни субъекты заложили в планы несколько десятков, отвечающих на местные климатические риски, другие субъекты ограничились формальным внесением кратно меньшего числа мероприятий, зачастую формальных или вообще не имеющих прямого отношения к реализации климатической адаптационной политики. Для эффективного регионального развития и защиты населения, хозяйства, ландшафтов от изменений климата необходима реализация типовых (операционных) и уникальных проектов, в том числе таких отраслях, как водное хозяйство, лесное хозяйство, строительство, энергетика. Выполнение различных работ требует привлечения бюджетных и/или внебюджетных средств, расходуемых в том числе на приобретение (аренду) техники, оборудования, материалов и конструкций, лишь часть из которых может быть произведена и поставлена отечественными предприятиями. В условиях колоссального санкционного давления важной задачей становится определение уровня импортозависимости адаптационных мероприятий: оно необходимо как с точки зрения определения актуальных и перспективных направлений поддержки отечественного бизнеса, так и с точки зрения оценки перспектив фактической реализации региональных планов и дальнейшего их развития. Установлено, что в настоящее время разнообразные типичные адаптационные мероприятия и проекты в климатоуязвимых отраслях экономики могут быть реализованы только с задействованием импортируемой продукции.