Архив статей журнала

Социально-психологические характеристики профессиональной компетенции психолога, работающего с детьми раннего возраста (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Сорокина Татьяна Михайловна, Чекалина Екатерина Вячеславовна

Введение. Статья посвящена изучению развития социально-психологической компетенции психологов, работающих с детьми раннего возраста. Анализируется научная и социальная актуальность изучаемой проблемы. В силу сложившейся практики, существующей в большинстве образовательных учреждений в нашей стране, дети раннего возраста оказываются под эпизодическим профессиональным вниманием психолога. Специалист данного профиля осуществляет свою профессиональную деятельность во всех возрастных группах дошкольного детства без дифференцирования этапов онтогенеза младенческого и раннего возраста.

Материалы и методы. В статье обоснована авторская концепция психологической структуры понятия социально-психологической компетенции психолога раннего детства в составе следующих компонентов: профессионально-мотивационный компонент; система профессиональных действий (аналитических, диагностических, прогностических). Для получения содержательной информации об особенностях профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми раннего возраста, разработана программа констатирующего эксперимента, важной частью которой является авторский опросник, включающий в себя наиболее профессионально значимые вопросы.

Результаты исследования. Представлены аналитические материалы по результатам констатирующего исследования; психологи, принимавшие в нем участие, подчеркивают в своих ответах значимость дифференцированной психологической работы с детьми младенческого и раннего возраста, однако специалистами осознается недостаточность научной и технологической подготовки для подобной работы.

Обсуждение и заключения. На основе обсуждения результатов констатирующего исследования определена необходимость создания специальной программы формирования у психологов раннего детства новой социально-психологической компетенции, которая обеспечит продуктивность психического развития младенческого и раннего возраста.

Сохранить в закладках
Исследование понятийного мышления младших подростков как компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Сорокоумова Светлана Николаевна, Коробинцева Мария Сергеевна

Введение. В статье представлены результаты экспериментального исследования сформированности понятийного мышления как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста и структурного компонента психологической готовности к переходу из начальной в основную школу у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормой психического развития. Период перехода из начальной школы на основную ступень образования является одним из сложнейших и имеет определенную специфику протекания у обучающихся с задержкой психического развития в сравнении со школьниками, имеющими норму психического развития. Сформированность познавательного мышления как компонента психологической готовности к обучению в основной школе у школьников с задержкой психического развития следует рассматривать как одно из важнейших условий освоения образовательного материала, дальнейшей академической успеваемости, формирования фундаментальных основ обучения в средней школе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 302 младших подростка, обучающихся в общеобразовательных 4-х классах г. Челябинска; 86 детей из 302 имеют задержку психического развития. Исследование понятийного мышления осуществлялось с помощью методик Л. В. Тихомировой, А. В. Басова, заимствованных из «Скрининга уровня интеллектуального развития будущих пятиклассников». Для проверки достоверности полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента был применен критерий χ2 (хи-квадрат), который позволил определить уровень статистической значимости различий между эмпирическими выборками.

Результаты исследования. В процессе исследования зафиксированы качественные различия выполнения диагностических заданий школьниками с задержкой психического развития и с нормой психического развития; определены особенности сформированности понятийно-логического, понятийно-категориального и понятийно-интуитивного компонентов понятийного мышления обучающихся с задержкой психического развития и с нормой психического развития; результаты экспериментального исследования выявили отличия в уровне сформированности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития и их сверстников с нормой психического развития, которые носят статистически достоверный характер (χ2 эмпир. =17,48 р ≤ 0,05).

Обсуждение и заключения. Как показало исследование, особенности понятийного мышления младших подростков с задержкой психического развития проявляются в стойких трудностях формирования понятийной категоризации учебных понятий и терминов, что может быть связано с низким уровнем мнестических процессов и абстрагирования, а также недостаточным словарным запасом детей данной категории; более того, выявленные трудности процесса обобщения, при котором школьники с задержкой психического развития ориентируются на функциональные или ситуативные признаки, свидетельствуют о запаздывании формирования словесно-логического мышления, что может являться причиной стойких трудностей освоения предметных результатов образовательной программы.

Сохранить в закладках
Особенности внимания и памяти студентов – поколение Z в условиях цифровизации (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Пищик Влада Игоревна, Молохина Галина Анатольевна

Введение. Современный информационный мир внес коррективы в развитие познавательных функций поколений. Многие исследователи отмечают снижение памяти, внимания, мыслительных способностей. В меньшей степени изучается внимание поколения Z (2000– 2018 годы рождения), особенно студентов. Больше внимание уделяется особенностям внимания школьников. Обзор литературы свидетельствует о том, что представители поколения Z погружены в цифровую среду в процессе обучения в вузе и это накладывает определенный отпечаток на их познавательные процессы. Отмечается, что у молодых высока отвлекаемость, снижена концентрация внимания, большая зависимость от электронных игр, они визуально ориентированы в процессе обучения.

Материалы и методы. Для исследования внимания применяли методики: «Корректурная проба», методика «Расстановка чисел»; для исследования слуховой кратковременной, оперативной памяти – «Двойной тест». Респонденты 370 чел. – студенты, 1, 2 курс, возраст 17-19 лет, г. Ростов-на-Дону.

Результаты исследования. Установлены средние показатели по производительности внимания. Точность внимания в группах преимущественно выше среднего. Но по сравнению с исследованием 2016 г. точность снижена. Устойчивость концентрации внимания высокая по группам, но в 2016 г она была гораздо выше. Произвольность внимания в среднем по группам была ниже среднего, но она выше в сравнении с исследованием 2013 г. Установлены высокие показатели оперативной и кратковременной слуховой памяти студентов. Производительность внимания выше оказалась у студентов 2 курса.

Обсуждение и заключения. Отмечено, что поток информации, в котором существуют и обучаются студенты велик, высока утомляемость и тревожность студентов, что может снижать показатели внимания. Предлагается организовывать занятия со студентами по управлению содержанием информации, с целью не перегружаться, что в свою очередь будет развивать возможности внимания студентов.

Сохранить в закладках
Влияние профессионального выгорания на управленческие способности руководителей сельских школ (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Трифонова Татьяна Александровна, Семёнова-Полях Галина Геннадьевна, Климанова Наталья Георгиевна

Введение. Увеличение требований к профессионализму управленцев общеобразовательных школ в условиях стремительности и динамичности изменений влечет за собой усиление давления на их личностные структуры, что приводит к перенапряжению и профессиональному выгоранию администраторов, а в дальнейшем к ухудшению организационной среды школы. Обнаруживается противоречие между требуемой от руководителя школы мобилизацией энергетических, личностных ресурсов, профессиональных компетенций и наличием реальных внутренних резервов. Управленческая компетентность выступает основной среди профессиональных компетенций администраторов школ. В исследовании управленческие способности рассматриваются в рамках модели, предложенной М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом. Целью исследования выступило определение наличия и характера влияния профессионального выгорания на управленческие способности руководителей общеобразовательных школ.

Материалы и методы. Выраженность профессионального выгорания руководителей школ изучалась с помощью опросника профессионального выгорания К. Маслач, управленческие способности измерялись при помощи методики «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, теста Н. Холла «Эмоциональный интеллект». В исследовании участвовали 40 руководителей общеобразовательных сельских школ, из них 30 % – директора школ, 70 % – заместители директоров. Средний возраст участников исследования 43,5 года (стандартное отклонение SD=9,29). Стаж работы от 1 года до 39 лет. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень профессионального выгорания руководителей сельских школ находится в диапазоне средних значений, при этом высок уровень деперсонализации, что значимо отличает их от городских управленцев школ. Средние значения характерны для интегрального показателя и всех параметров управленческих способностей, а также большинства показателей эмоционального интеллекта администраторов сельских школ, при этом руководители наилучшим образом оценивают свой навык влияния на окружающих и управление эмоциями других, наихудшим – осознание собственных ценностей и управление собственными эмоциями. Профессиональное выгорание детерминирует реализацию управленческих способностей. Наибольшую роль в этом играет снижение чувства собственной профессиональной компетентности и продуктивности, потеря смысла в работе. В наибольшей степени профессиональное выгорание руководителей сельских школ препятствует внедрению и применению инноваций в управлении образовательной организацией.

Обсуждение и заключения. Руководители сельских школ поддерживают собственный эмоционально-энергетический баланс с помощью эмоциональной отстраненности и формализма в работе. Реализация ими управленческих функций базируется на навыке влияния, умении сопереживать и обучать. Ограничениями в их управленческой деятельности выступают размытые личные ценности, слабое новаторство и недостаточный навык саморегуляции. Профессиональное выгорание администраторов сельских школ ухудшает реализацию управленческих компетенций, прежде всего таких, как: творческий подход, навык влияния, руководства, организаторские способности и эмоциональный интеллект. Следовательно, профилактика выгорания и восстановительные психогигиенические мероприятия являются залогом продуктивности управленческой деятельности. Помимо обогащения эмоциональными ресурсами, важно поддерживать в администраторах школ уверенность в себе, фиксировать успехи, осуществлять мотивационные мероприятия, проводить качественную, современную и своевременную управленческую подготовку.

Сохранить в закладках
Личностные характеристики и их влияние на стратегию поведения в конфликтах у студентов направления подготовки «Управление в технических системах» (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Мерзлякова Дина Рафаиловна

Введение. Проблема создания психолого-педагогических условий подготовки специалистов глобальных рынков высоких технологий является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно значима данная проблематика в современных социально-экономических условиях, требующих учета личностных характеристик и закономерностей реагирования в конфликтной ситуации в процессе обучения студентов.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблематике, сравнение, синтез сущностных характеристик понятий, обобщение практического опыта); эмпирические (наблюдение, опрос, анализ образовательного процесса, эксперимент (констатирующий этап)). Эмпирические методы: психодиагностические методики: «Опросник Келлермана – Плутчика», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса. Методы описательной и непараметрической статистики с использованием программы SPSS. Проведено исследование, направленное на изучение влияния личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению «Управление в технических системах», на механизмы их психологической защиты и закономерности реагирования в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования. Анализ личностных черт испытуемых студентов показал, что их характеризуют высокий интеллект, независимость, самостоятельность, самоконтроль. Для изучения взаимосвязей личностных характеристик студентов с их стратегиями психологической защиты и моделями поведения в конфликтах, собранные эмпирические данные подверглись математической обработке методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Исследование выявило связь между личностными чертами и стратегиями поведения в конфликтах. Студенты, предпочитающие избегание (низкая кооперация и стремление к целям), обладают следующими особенностями: мягкость, зависимость, эмпатия и сопереживание. Испытуемые студенты, склонные к стратегии компромисса в конфликтах, имеют определённые личностные черты. Они проявляют открытость и доброжелательность, коммуникабельность и приветливость. В общении отличаются естественностью и непринуждённостью, показывая заботу, доброжелательность и отзывчивость. Они активно взаимодействуют с окружающими, участвуют в решении конфликтов, доверчивы и восприимчивы к критике. Их эмоциональная сфера отличается непосредственностью и открытостью. В ходе исследования нами выделены направления психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения в вузе.

Обсуждение и заключения. В работе определена взаимосвязь между личностными качествами и защитными механизмами и тактикой поведения в конфликте. Обозначены направления учета личностных характеристик студентов специальности «Управление в технических системах» в процессе обучения в вузе.

Сохранить в закладках
Психолого-педагогическое изучение особенностей взаимодействия родителей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Порфирьев Иван Васильевич

Введение. Актуальность данного исследования связана с изучением особенностей личностных характеристик родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, и анализом изменений этих показателей в рамках участия в психокоррекционной программе. Основное внимание уделяется семьям, сталкивающимся с трудностями воспитания таких детей, а центральным аспектом исследования выступает трансформация механизмов психологической защиты родителей и её влияние на их способность к успешной психосоциальной адаптации. В рамках работы предполагается, что в личностной структуре родителей могут проявляться специфические регрессивные изменения, которые ограничивают их возможности для полноценной социальной и психологической адаптации. Гипотеза исследования фокусируется на выявлении этих изменений и оценке их динамики под воздействием специальной программы поддержки. Материалы и методы. Для проведения исследования использовался комплекс методик, включающий как малоформализованные, так и стандартизированные подходы. В рамках качественного анализа применялись метод беседы, сбор анамнестической информации, изучение документации и продуктов деятельности участников. Среди стандартизированных методов использовались экспериментально-психологическая методика «Индекс жизненного стиля» и показатель лояльности (NPS). В исследовании приняли участие 22 родителя из восьми городов России, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Процесс исследования был разделен на три последовательных этапа: подготовительно-аналитический, основной экспериментальный и заключительный обобщающий. Результаты исследования. В ходе исследования было обнаружено, что система психологических защит родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, характеризуется наличием специфических регрессивных изменений. Эти особенности ограничивают их способность к полноценной психологической и социальной адаптации. В рамках работы была разработана и внедрена психокоррекционная программа, направленная на снижение влияния неадекватных защитных механизмов. Результаты показали значительное сокращение частоты использования таких механизмов, как регрессия и проекция, что в свою очередь способствовало улучшению социальной адаптации родителей. Обсуждение и заключения. Полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании специфических регрессивных изменений в личности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Внедрение психокоррекционной программы, основанной на групповом формате работы и сочетании психолого-педагогических подходов, продемонстрировало свою эффективность в повышении уровня психологической и социальной адаптации семей. Практическая ценность исследования заключается в создании методики групповых занятий, направленных на поддержку родителей и укрепление их психосоциальной адаптации.

Сохранить в закладках
Формирование личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов в условиях современной образовательной среды (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Дунаева Наталья Ивановна

Введение. Дан анализ теоретических подходов к изучению сопротивляемости личности, который позволил определить важность создания специально организованной образовательной среды для ее развития. Представлена программа по формированию сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, исходя из авторской концепции психологической структуры сопротивляемости, и ее реализация в образовательной среде школы, вуза. Проведен анализ динамики результатов исследования важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников, студентов по итогам формирующей программы.

Материалы и методы. Выборка: 623 человека, из них 196 студентов, 427 школьников. Программа формирующего эксперимента. По завершении формирующей программы был проведен контрольный срез по изучению компонентов психологической структуры сопротивляемости. При проведении контрольного среза был использован тот же психодиагностический инструментарий: опросник С. С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций», Тест на незаконченные предложения (Дж. Сакс и С. Леви), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на избегание неудач (Т. Элерс), опросник аффилиации А. Мехрабиан, методика «Копингповедение в стрессовых ситуациях» («Coping Inventory for Stressful Situations», Н. С. Эндлер в соавторстве с Д. А. Паркер), опросник толерантность к неопределенности (М. Маклейн), тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ), компьютерная программа STATISTIKA (версия 10.0).

Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы увеличилось число стратегий, связанных с социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации среди всех возрастных групп, наблюдается положительная динамика и ускорение по освоению стратегии способов преодоления негативных ситуаций через переключение на различные виды активности во всех возрастных группах; значительно снизилось количество среди подростков, студентов, выбирающих уход, а не решение проблемы; среди старшеклассников и студентов наблюдается положительная динамика снижения выбора стратегии поиска виноватых; наблюдается динамика повышения позитивного отношения к себе среди всех возрастных групп; сократилось количество во всех возрастных группах с низким уровнем мотивации к успеху; отметился рост выборов проблемно-ориентировочного поведения; рост числа обучающихся, показавших высокий уровень принятия в сложной, неопределенной ситуации во всех возрастных группах; наметилась положительная динамика вовлеченности в происходящее, заинтересованности в деятельности во всех возрастных группах; положительная динамика показателя общей жизнестойкости среди респондентов всех возрастных групп.

Обсуждение и заключения. Можно заключить, что полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности предложенной программы. Следует отметить положительное влияние формирующей программы, способствующей ускоренному и целенаправленному формированию важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру авторского понимания сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов.

Сохранить в закладках
Эмоционально-дезадаптационный аспект профессионального выгорания преподавателя вуза (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Бусыгина Татьяна Александровна

Введение. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания связана с проблемой увеличения количества преподавателей вузов, страдающих эмоциональным и профессиональным выгоранием, проявляющимся в снижении производительности работы, негативном отношении к себе, к коллегам и организации, низком уровне субъективной удовлетворенности трудом, ухудшении физического здоровья и качества жизни. В статье анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых, а также психологические факторы сложной детерминации синдрома профессионального выгорания. Целью эмпирического исследования является выявление взаимосвязи показателей профессионального выгорания преподавателя вуза с проявлениями эмоционально-дезадаптационных характеристик.

Материалы и методы. Для решения обозначенных задач использовался комплекс методов научного исследования: теоретические: анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: батарея психодиагностических методик; статистические: количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка данных, корреляционный анализ, интерпретация результатов. Эмпирическое исследование было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов различных специальностей обоих полов, в возрасте от 40 до 75 лет, со стажем более 18 лет.

Результаты исследования. Экспериментально определены эмоционально-дезадаптационные признаки профессионального выгорания преподавателя вуза: низкий уровень адаптивности, негативное самоотношение, выраженная агрессивность, высокий уровень тревоги, низкая интернальность, внешнее давление, контроль, страх не оправдать ожидания коллег, студентов, высокий уровень эскапизма, а также развитая проникающая способность эмпатии.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной проверки можно сделать вывод о том, что профессиональное выгорание преподавателей вузов проявляется в общей невротизации их личности. Решение проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов связано с развитием их эмоциональной компетентности. Важно формировать устойчивость и способность адаптироваться к особенностям эмоционального выгорания, расширять способы эмоциональной саморегуляции, развивать позитивное отношение к себе и окружающим, принятие других, работать над внутренней стратегией поведения и не переоценивать мнение окружающих, фокусируясь на своем интересе и самореализации в профессиональной деятельности. Также важно изучать факторы, вызывающие агрессивность и тревогу, переключаться на отдых, при этом выбирая способы, не приводящие к избеганию проблем, регулировать уровень ответственности за результаты своей работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при разработке и проведении мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

Сохранить в закладках
Психологический контракт между преподавателем и студентом: обзор исследований (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Гагарина Мария Анатольевна

Введение. В статье представлен теоретический анализ отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса. Основная идея – обучение и воспитание не являются ни односторонним целенаправленным воздействием учителя на ученика, ни оказанием образовательных услуг учителем ученику, а представляют собой процесс, предполагающий активное участие обеих сторон.

Цель статьи – анализ возникающих обменных отношений, складывающихся между преподавателем и студентом. Объектом исследования является психологический контракт между преподавателем и студентом. Предметом исследования является содержание представлений о взаимных ожиданиях и обязательствах преподавателей и студентов вуза.

Материалы и методы. Статья представляет собой теоретическое исследование отношений социального обмена между преподавателем и студентом. В качестве методологической основы используются теория социального обмена и теория психологического контракта. База исследования – отечественные и зарубежные публикации, размещенные в базах данных РИНЦ, Science Direct, Willey.

Результаты исследования. Отношения между участниками образовательного процесса могут быть рассмотрены с позиции теории социального обмена. В основе отношений между участниками образовательного процесса находится психологический контракт, включающий взаимные ожидания и обязательства. Сторонами психологического контракта в контексте образовательного процесса могут выступать студент-преподаватель-непедагогический работник-университет. Содержание психологического контракта преподаватель-студент отличается от содержания психологического контракта работник-работодатель, хотя сами структурные элементы контракта могут быть одинаковыми. Психологический контракт между участниками образовательного процесса предполагает обмен разными ресурсами.

Обсуждение и заключения. Показан вклад проведенного исследования в теорию социального обмена, теорию психологических контрактов и ресурсную теорию.

Сохранить в закладках
Программа формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения в вузе (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: СУВОРОВА ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА, Селукова Наталья Сидоровна

Введение. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов системы дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в высшей школе. Авторами представлена основная концепция по созданию и реализации основных этапов программы формирования психологической готовности у студентов дошкольного образования к профессиональному общению со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Обсуждается модульный принцип проектирования программы по основным компонентам структуры психологической готовности, отмечается необходимость увеличения практической подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Материалы и методы. В исследовании применялись: теоретические методы: анализ научных публикаций, психолого-педагогической литературы; синтез и интерпретация, метод обобщения и систематизации информации, моделирование процесса формирования психологической готовности к профессиональному общению; эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, проксиметрические методики; методы анализа данных: методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов.

Результаты исследования. Авторами обоснованы и конкретизированы научно-теоретические основы, подходы и принципы, организационные, психо-дидактические и психолого-педагогические условия, представлена подробная апробация программы, оценка динамики формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования. Программа позволяет студентам бакалавриата последовательно освоить общекультурные и общепсихологические коммуникативные компетенции; навыки, умения, действия планирования, проектирования, построения, накопления индивидуального опыта межличностного и профессионального общения с разными субъектами образовательного процесса; построение персонализированных моделей общения с разными целевыми группами и субъектами образования; сформировать первоначальный стиль профессионального общения будущего педагога, его ценностно-смысловой, содержательный и структурно-организационный контур.

Обсуждение и заключения. Выполненное исследование показало необходимость и возможность систематического и системного формирования психологической готовности к профессиональному общению у студентов дошкольного образования в процессе обучения в вузе. Психологическая готовность студентов дошкольного образования имеет свои особенности и соотносится с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям будущего педагога дошкольного образования.

Сохранить в закладках
Ассертивное поведение. Структурный анализ (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Гапонова София Александровна, Корнилова Наталья Сергеевна

Введение. Представлена краткая история появления понятий «ассертивность» и «ассертивное поведение», даются их определения. Показана важность ассертивного поведения для развития личности. Аргументируется необходимость исследования структурных компонентов ассертивного поведения.

Материалы и методы. В качестве методов исследования применялись: структурный анализ современной научной литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация и интерпретация данных.

Результаты исследования. На основе анализа, сравнения и систематизации понятий ассертивности и ассертивного поведения, представленных в современной отечественной и зарубежной научной литературе, выделен комплекс наиболее значимых структурных составляющих ассертивного поведения. К ним следует отнести: уверенность в себе, автономность, ответственность, самоконтроль, коммуникативные умения, позитивные и толерантные установки, конструктивные способы решения конфликтов и спорных ситуаций. Представлена модель ассертивного поведения. Показано, что в работах, направленных на повышение ассертивности и ассертивного поведения, делается акцент на улучшение отдельных качеств личности, однако такой подход не даст оптимального результата, т. к. необходимо комплексное воздействие на все компоненты структуры ассертивного поведения.

Обсуждение и заключения. Изучение теоретических подходов к исследованию ассертивного поведения позволяет предложить расширенное определение этого понятия как целостного образования, обозначить его основные структурные элементы, разработать модель ассертивного поведения. Показано, что при разработке формирующих программ ассертивного поведения необходимо комплексное воздействие на все компоненты его структуры.

Сохранить в закладках
Гендерные аспекты научной деятельности и специфика восприятия науки и ученых современными девушками и юношами – студентами и старшеклассниками (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: СЕМЕНОВА ЛИДИЯ ЭДУАРДОВНА, Семенова Вера Эдуардовна, КАРПУШКИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, Шешукова Наталья Николаевна

Введение. В современном мире наука становится тем социальным инструментом, который позволяет решать приоритетные задачи инновационного развития и благосостояния общества. При этом на фоне кризисного состояния российской науки и падения престижа научной деятельности по-прежнему сохраняется уважительное отношение к результатам труда ученых, особенно среди людей с высоким образовательным уровнем. Однако в то же время как среди обывателей, так и в самой академической среде достаточно широко распространены консервативные негативные установки в отношении женщин, приводящие к недооценке их исследовательского потенциала и практике обесценивания их научного вклада. Наука традиционно считается мужской сферой деятельности, и в ней по-прежнему наблюдается гендерная асимметрия в пользу мужчин. Результаты зарубежных и отечественных исследований показывают, что до сих пор существует множество препятствий на пути женщин в науку, в связи с чем многие девушки не рассматривают науку как сферу своей будущей профессиональной самореализации. Что же касается юношей, то относительно их желания заниматься научными исследованиями на сегодняшний день имеются противоречивые данные. В этой статье представлены результаты сравнительного исследования, посвященного изучению специфики восприятия научной деятельности и отношения к науке и ученым женского и мужского пола девушек и юношей – старшеклассников и студентов вузов с учетом субъективной привлекательности для них профессии ученого.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся старших классов в количестве 112 человек (57 юношей и 55 девушек) и студенты вузов разных факультетов и направлений подготовки (гуманитарные, технические, медицинские) в количестве 122 человек (56 юношей и 66 девушек). Для сбора эмпирических данных использовался комплекс методик, включающий шкалу для оценки вклада в науку ученых женского и мужского пола, а также интереса к науке и степени субъективной привлекательности для респондентов научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации; авторскую анкету; модифицированный вариант методики исследования профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер для изучения образов женщины-ученого и мужчины-ученого; модифицированный вариант методики С. Бем для определения степени идентификации (отождествления) респондентов с образом ученого.

Результаты исследования. Установлено, что более выраженный интерес к науке и занятию научной деятельностью демонстрируют учащиеся высшей школы, нежели старшеклассники, что особенно ярко прослеживается у девушек. При этом степень привлекательности научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации для девушек и юношей, хотя и растет при переходе из средней общеобразовательной школы в высшую школу, в целом оказывается относительно невысокой. И девушки, и юноши мало информированы о деятельности женщин-ученых и их научных достижениях, а также в большинстве своем, за исключением девушек-студенток, по-разному характеризуют образу ченого женского и мужского пола, гораздо чаще наделяя чертами профессионала исследователей мужского пола. В то же время обнаружено наличие гендерных различий в степени выраженности самоидентификации с образом ученого в пользу юношей у учащихся старших классов и отсутствие аналогичных гендерных различий у учащихся вузов. В студенческие годы как юноши, так девушки склонны отождествлять себя с ученым примерно в равной степени, которая значительно превышает самоидентификацию с этим образом у старшеклассников.

Обсуждение и заключения. Полученные в исследовании результаты могут косвенно свидетельствовать о внутренней готовности современных девушек и юношей включаться в научную деятельность не только в рамках учебной, но и на профессиональном уровне.

Сохранить в закладках