Архив статей журнала
Введение. В современном мире наука становится тем социальным инструментом, который позволяет решать приоритетные задачи инновационного развития и благосостояния общества. При этом на фоне кризисного состояния российской науки и падения престижа научной деятельности по-прежнему сохраняется уважительное отношение к результатам труда ученых, особенно среди людей с высоким образовательным уровнем. Однако в то же время как среди обывателей, так и в самой академической среде достаточно широко распространены консервативные негативные установки в отношении женщин, приводящие к недооценке их исследовательского потенциала и практике обесценивания их научного вклада. Наука традиционно считается мужской сферой деятельности, и в ней по-прежнему наблюдается гендерная асимметрия в пользу мужчин. Результаты зарубежных и отечественных исследований показывают, что до сих пор существует множество препятствий на пути женщин в науку, в связи с чем многие девушки не рассматривают науку как сферу своей будущей профессиональной самореализации. Что же касается юношей, то относительно их желания заниматься научными исследованиями на сегодняшний день имеются противоречивые данные. В этой статье представлены результаты сравнительного исследования, посвященного изучению специфики восприятия научной деятельности и отношения к науке и ученым женского и мужского пола девушек и юношей – старшеклассников и студентов вузов с учетом субъективной привлекательности для них профессии ученого.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся старших классов в количестве 112 человек (57 юношей и 55 девушек) и студенты вузов разных факультетов и направлений подготовки (гуманитарные, технические, медицинские) в количестве 122 человек (56 юношей и 66 девушек). Для сбора эмпирических данных использовался комплекс методик, включающий шкалу для оценки вклада в науку ученых женского и мужского пола, а также интереса к науке и степени субъективной привлекательности для респондентов научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации; авторскую анкету; модифицированный вариант методики исследования профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер для изучения образов женщины-ученого и мужчины-ученого; модифицированный вариант методики С. Бем для определения степени идентификации (отождествления) респондентов с образом ученого.
Результаты исследования. Установлено, что более выраженный интерес к науке и занятию научной деятельностью демонстрируют учащиеся высшей школы, нежели старшеклассники, что особенно ярко прослеживается у девушек. При этом степень привлекательности научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации для девушек и юношей, хотя и растет при переходе из средней общеобразовательной школы в высшую школу, в целом оказывается относительно невысокой. И девушки, и юноши мало информированы о деятельности женщин-ученых и их научных достижениях, а также в большинстве своем, за исключением девушек-студенток, по-разному характеризуют образу ченого женского и мужского пола, гораздо чаще наделяя чертами профессионала исследователей мужского пола. В то же время обнаружено наличие гендерных различий в степени выраженности самоидентификации с образом ученого в пользу юношей у учащихся старших классов и отсутствие аналогичных гендерных различий у учащихся вузов. В студенческие годы как юноши, так девушки склонны отождествлять себя с ученым примерно в равной степени, которая значительно превышает самоидентификацию с этим образом у старшеклассников.
Обсуждение и заключения. Полученные в исследовании результаты могут косвенно свидетельствовать о внутренней готовности современных девушек и юношей включаться в научную деятельность не только в рамках учебной, но и на профессиональном уровне.