Архив статей журнала

ИИ-дидактика: новый тренд или эволюция процесса обучения? (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Чекалина Татьяна Александровна

Введение. Автор обосновывает актуальность данной темы в контексте быстрого развития технологий и их влияния на образование. Статья рассматривает актуальные тенденции в современной системе образования, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Автор исследует новое направление в педагогической науке – ИИ-дидактику, анализирует перспективы данного направления и рассуждает, является ли это новым трендом или же представляет собой эволюционный этап в развитии образовательной системы. Целью публикации является теоретическое обоснование и эмпирический анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта (далее – ГИИ) для планирования и реализации процесса обучения. В статье также поднимаются вопросы, которые связаны с этикой применения ГИИ в учебном процессе и являются основополагающими в изучении проблемы применения ГИИ в образовании.

Материалы и методы. Для анализа обозначенных проблем используется комплекс методов, в том числе анализ научных публикаций, посвящённых применению ГИИ в образовании, а также рассмотрены примеры успешных проектов и практик. Автор проводит обзор существующих подходов и методов, применяемых в области ИИ-дидактики как за рубежом, так и в отечественных университетах.

Результаты исследования. В качестве практических результатов исследования в статье представлен обзор технологических решений, которые выступают современными средствами ИИ-дидактики: LMS, цифровые помощники, чат-боты со встроенным ГИИ. Также автор предлагает некоторые дидактические методы и приемы, которые позволят выстроить современный учебный процесс в парадигме ИИ-дидактики. В результате исследования автор приходит к выводу, что применение ГИИ в дидактическом процессе может привести к повышению эффективности обучения, персонализации образовательного процесса и развитию новых форм взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Однако автор также отмечает, что внедрение ИИ требует профессионального подхода и соблюдения этических правил от современного преподавателя, готового адаптироваться к существующим реалиям.

Обсуждение и заключения. В заключении автор обсуждает перспективы развития ИИ-дидактики и её влияние на будущее образования. Подчеркивается, что использование ГИИ может стать важным этапом в эволюции процесса обучения, способствуя его адаптации к изменяющимся условиям и потребностям современного общества.

Сохранить в закладках
Сравнительный анализ подходов к развитию универсальных учебных действий (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Горбунова Анна Валерьевна

Введение. В современном обществе образование играет ключевую роль в формировании личности и развитии навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации. Одним из ключевых аспектов образовательного процесса является развитие универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность эффективного обучения и применения полученных знаний в различных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость проведения сравнительного анализа подходов к развитию УУД, чтобы определить наиболее эффективные методы и инструменты, способствующие успешному освоению учебных материалов и формированию навыков самостоятельной работы. В статье проводится сравнительный анализ подходов в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД) при обучении информатике в школе. Основное внимание уделяется значимости связи обучения с реальными жизненными задачами и возможности учащихся влиять на процесс обучения через самостоятельный выбор исследуемых тем.

Материалы и методы. Произведен сравнительный анализ подходов к формированию УУД при обучении информатике, основанный на изучении теоретических работ и практических примеров применения данных методик в образовательной среде. Подходы анализируются с точки зрения их способности обеспечивать целостное видение учебного материала и его практическое применение.

Результаты исследования. Выявлены преимущества конструктивистского подхода, включая его ориентацию на практическое применение знаний и развитие способности к самостоятельному обучению. Однако обозначены также недостатки, такие как риск формализации обучения и трудности в оценке компетенций. В системно-деятельностном подходе подчеркивается целостность учебного материала и его связь с реальной жизнью.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждаются условия и аспекты каждого подхода, способствующие формированию УУД. Подчеркивается важность интеграции теории с практикой и необходимость достаточного времени для осмысления и рефлексии в конструктивистском подходе. Исследование подчеркивает значимость баланса между глубиной теоретических знаний и практическими навыками для эффективного обучения информатике. В перспективе необходимо продолжить исследование взаимодействия конструктивистского и системно-деятельностного подходов в образовании, особенно в контексте развития цифровых технологий и меняющихся образовательных потребностей в информационном обществе. Также полезной будет разработка и апробация инновационных инструментов диагностики, которые позволят более точно оценить компетенции учащихся в творческих и личностно ориентированных аспектах обучения.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Игнатьева Эмилия Анатольевна

Введение. В условиях трансформации образования вопрос поиска и применения новых технологий обучения становится особенно актуальным. Использование креативных технологий в образовании в России все еще не является широко распространенным явлением, многие учителя и эксперты в области образования признают важность использования креативных технологий для поддержки развития творческих навыков учащихся. Образованию нужна структура, чтобы помочь учащимся и учителям развивать навыки творческого мышления, которые охватывают дисциплины, и использовать технологические инструменты для творческих решений и результатов.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической, методической литературы по тематике исследования и описательный метод исследования, основанный на данных опроса учителей и школьников на тему определения опыта использования креативных технологий. В цели данного исследования входит изучение мнений участников образовательного процесса – учителей и учащихся – по вопросу применения креативных технологий в образовательном процессе – во всероссийском анонимном опросе приняли участие 180 учителей в возрасте от 33 лет до 57 лет и 247 школьников в возрасте от 11 лет до 18 лет. Материалом для исследования послужила Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Результаты исследования. Представлено теоретическое обоснование определения понятия креативных технологий в образовании и их видов, сформированных на стыке технологий и творчества. В ходе опроса были выделены возможности применения креативных технологий в образовательном процессе, преимущества и недостатки их применения, а также трудности при внедрении креативных технологий. Результаты исследования могут быть применены к улучшению образования и снижению неравенства в обучении, креативные технологии не только улучшают процесс обучения и повышают мотивацию учеников, но и способствуют созданию инновационных методов обучения и решению сложных проблем в образовательной сфере.

Обсуждение и заключения. Новый подход с применением различных видов креативных технологий имеет множество преимуществ, таких как увеличение мотивации учеников, улучшение усвоения материала, развитие современных компетенций и подготовка учеников к успешной жизни и работе в современном мире.

Сохранить в закладках