Архив статей журнала

К ВОПРОСУ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА ШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 3 (27) (2025)
Авторы: Миркина Юлия Зигмундовна, Груцкая Елена Олеговна

В статье рассматривается актуальная проблема обучения школьников лексике на уроках иностранного языка. Представлена методическая характеристика лексического навыка, при этом особое внимание уделяется способам раскрытия значения лексических единиц на стадии их презентации на уроке, важности формулировки вопросов на проверку понимания новой презентованной лексики, а также этапам развития иноязычного лексического навыка обучающихся; перечислены примеры упражнений для каждого этапа. В статье также дается определение образовательной онлайн-платформы, приводится классификация образовательных онлайн-платформ в зависимости от их целей и дидактических возможностей, обосновывается необходимость их внедрения в учебный процесс с целью развития иноязычного лексического навыка обучающихся средней школы. На примере нескольких образовательных онлайн-платформ демонстрируется их высокий дидактический потенциал в обучении школьников лексике на уроках иностранного языка, даются методические рекомендации по использованию онлайн-платформ для образования на разных этапах развития лексического навыка обучающихся средней школы. Кроме того, в статье продемонстрировано, что внедрение образовательных платформ в учебный процесс положительно влияет на мотивацию школьников к изучению иностранного языка в целом и иноязычной лексики — в частности, а также способствует развитию учебной автономии обучающихся.

Сохранить в закладках
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА DOGME ELT В СОВРЕМЕННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (2025)
Выпуск: № 2 (26) (2025)
Авторы: Дадашова Мирьям Джовдат кызы

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания внедрения метода Dogme ELT в современную систему преподавания иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение метода Dogme ELT как современного и актуального подхода к обучению, а также выявление его практических преимуществ при интеграции в учебный процесс вуза, в частности, в Югорском государственном университете. Особое внимание уделяется выявлению противоречий между школьной и вузовской языковой подготовкой, а также анализу несоответствия целей и методик преподавания на разных уровнях образования. Уточняется специфика грамматико-переводного метода, широко распространенного в системе общего образования, и обосновываются его ограничения в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов. Выявляются характерные признаки метода Dogme ELT, такие как гибкость, минимизация учебных материалов, ориентация на спонтанную речь и опора на речевой опыт обучающихся в качестве актуальной альтернативы традиционному подходу. Представлены результаты опроса студентов Югорского государственного университета, свидетельствующие о высокой мотивационной и практико-ориентированной эффективности Dogme ELT. В статье делается акцент на целесообразности включения элементов данного метода в образовательную программу вуза для интенсификации речевой активности, повышения учебной автономии студентов и формирования устойчивой заинтересованности в изучении иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Результаты, описанные в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей, методистов, аспирантов, магистрантов, а также для руководителей образовательных программ, стремящихся повысить качество преподавания иностранных языков.

Сохранить в закладках
Использование интерактивных методов в обучении второму иностранному языку (2025)
Выпуск: № 1 (25) (2025)
Авторы: Ляхова Наталья Викторовна

В статье рассматривается сущностная характеристика процесса обучения второму иностранному языку, заключающаяся, в первую очередь, в необходимости одновременного развития всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования и письма) и базирующаяся на основополагающих принципах этого процесса (контрастивный подход в обучении; коммуникативно-когнитивная направленность процесса обучения, социокультурная направленность процесса обучения; деятельностный характер обучения; принцип интенсификации обучения и экономии). Предлагаются возможные варианты интенсификации и оптимизации данного процесса посредством включения интерактивных методов обучения: «мозговой штурм», обсуждение в группе с элементами дискуссии с позиции «За» / «Против», «воображаемая ситуация». Представляются этапы работы в логике выделенных интерактивных методов, а также роль педагога в процессе их включения в занятия по изучению второго иностранного языка. Подчеркивается, что максимально эффективное овладение вторым иностранным языком как новым кодом взаимодействия обеспечивается не только парным и групповым режимами работы, но и включением основных стратегий устной интеракции: стратегии построения связного последовательного сообщения и стратегии достижения взаимопонимания. Опыт использования интерактивных стратегий обучения второму иностранному языку подтверждает эффективность этих стратегий в части повышения готовности каждого обучающегося решать коммуникативную задачу, сотрудничая в режиме групповой или парной работы, а также существенно повышает у обучающихся интерес к изучению второго иностранного языка.

Сохранить в закладках