Архив статей журнала

От детской увлеченности до профессионального самоопределения (2025)
Выпуск: № 3 (27) (2025)
Авторы: Дмитриева Татьяна Михайловна, Мельниченко Николай Алексеевич

В статье рассматриваются направления профессионального самоопределения подростков. Подчеркнута значимость системы дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении. Названы некоторые противоречия, которые обусловливают существование проблем в профессиональном самоопределении в период обучения детей в учреждении дополнительного образования. Обозначена роль студии технического моделирования «ТехУспех» МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» в профессиональном становлении учащихся. Отмечено, что развитие навыков защиты технических проектов и презентации собственных изобретений, а также целенаправленное и системное участие детей и подростков в конференциях, выставках, соревнованиях, олимпиадах и конкурсах в профильных вузах являются ориентиром для последующего обучения и выбора профессии. Учащиеся проходят путь от детской увлеченности до профессионального самоопределения. Практика деятельности показывает, что психологическая готовность к профессиональному выбору формируется через самопознание. Увлечения в детстве нередко связаны с тем, как человек впоследствии планирует свое профессиональное будущее. Чтобы осознанно определить профессиональный путь, необходимо понимать собственные желания, иметь возможность развивать природные способности. Практический опыт демонстрирует множество случаев, когда именно педагог системы дополнительного образования становится той фигурой, которая предопределяет профессиональный путь учащегося.

Сохранить в закладках
Итоги третьей Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени О. С. Гребенюка (2025)
Выпуск: № 2 (26) (2025)
Авторы: Несына Светлана Вадимовна

В статье представлены результаты третьей Российской психолого-педагогической олимпиады имени О. С. Гребенюка. Олимпиада проводится ежегодно с 2022 года и состоит из трех этапов. Результативность выполнения тестовых заданий школьного этапа возрастает от седьмого к одиннадцатому классу. Творческое задание второго этапа большинство участников выполнили в формате эссе, среди учеников 7-х — 8-х классов востребованным оказался и формат видеоролика. Качество выполнения творческого задания значительно увеличилось по сравнению с показателями прошлых олимпиад, особенно видеороликов и стендовых докладов. На финальном этапе участники также получили более высокие оценки по сравнению с прошлыми олимпиадами. Анализ результатов устного тура позволил обнаружить следующую тенденцию: участники осознают наличие проблем / трудностей и в воспитании подростков, и в обучении старшеклассников, охотно их озвучивают; при этом они продолжают «смотреть» на проблемы / трудности с позиции школьника. Чуть больше половины участников затрудняются сформулировать предложения для взрослых (педагогов / родителей) по воспитанию и обучению школьников-сверстников. У ряда участников определенные трудности вызывает и обоснование своей точки зрения, подбор соответствующих аргументов. Подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде включает не только овладение предметным содержанием, но и целым рядом перспективных компетенций, помогающих школьнику в развитии психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Сохранить в закладках
Отношение старшеклассников психолого-педагогических классов к профессии учителя (2025)
Выпуск: № 2 (26) (2025)
Авторы: Мраморнова Елена Анатольевна, Соловьева Юлия Сергеевна, Николаенко Анастасия Максимовна

В статье рассматриваются установки старших школьников относительно профессии учителя. Анализируются теоретические подходы к пониманию социальной установки, а также влияние данного феномена на выбор будущей профессии. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня престижа педагогической профессии и компонентов престижности профессии в представлении старшеклассников. На основе полученных данных сделаны выводы, а также описаны региональные меры поддержки, способствующие повышению престижа профессии учителя. Результаты исследования демонстрируют плюрализм мнений, высказанных старшеклассниками. С одной стороны, респонденты признают социальную значимость профессии; с другой — отмечают такие барьеры, как низкий уровень доходов, высокую психологическую нагрузку и повышенную ответственность в отношении своих подопечных. Выводы настоящего исследования соответствуют тенденциям, представленным в результатах, полученных другими исследователями. Практическая значимость исследования заключается в получении актуальных данных об отношении обучающихся психолого-педагогических классов к профессии учителя, которые могут быть использованы в образовательной политике, профориентационной работе и программах развития кадрового потенциала системы образования. Выявленное в результате опроса значительное число ответов респондентов, фиксирующих затруднения в части определения собственных предпочтений или отсутствие четкой позиции, свидетельствует, как полагают авторы, о недостаточности профориентационной работы и одновременно определяет ее перспективные направления.

Сохранить в закладках