Предметом рассмотрения в настоящей статье является институциональный подход в исследовании политических рисков и его обоснование в контексте развития государственных институтов. Отмечается, что момент восприимчивости общества к рискам порождается внутри общества, таким образом являясь непосредственным результатом социальной практики. Выделены факторы, которые определяют диапазон возможностей политической власти по осуществлению регулятивной деятельности. Автором обосновывается связь между обществом и институтами государственного управления. Интеграция управленческих функций основных государственных институтов связана с обеспечением эффективности управления в условиях, когда факторы политического риска входят в область ответственности различных ведомств, либо речь идет о системных рисках, связанных с рассогласованием различных подсистем общества. На уровне действующих социально-политических институтов интеграция органов власти для противостояния значимым факторам риска реализуется в рамках создания специальных функциональных институтов - координационных центров, включающих в себя представителей органов власти, объединение усилий которых необходимо для урегулирования возникшей острой проблемы. Делается вывод о необходимости создания благоприятных условий для организации «горизонтального» взаимодействия различных органов власти и вне структуры координационных центров, которые не могут быть организованы для каждой конкретной проблемы.
Исходя из характера политической науки, которая ориентирована на изучение власти, составляющей основу всех социальных отношений, автор раскрывает свое понимание методологических принципов анализа изменений цивилизационно-политического пространства России в XXI в. Цель исследования сводится к выявлению специфики работы тех методологических принципов, использование которых поможет раскрыть дальнейший путь трансформации цивилизационно-политического пространства России. Методы исследования. Достижение поставленной цели требует применения некоторых специальных методов: политического, конфликтологического, культурно-формационного и цивилизационного. В силу своей значимости они трактуются как исследовательские подходы, идущие в сочетании с ценностно-сравнительным и системным методами. Результаты исследования показали, что более глубокое понимание трансформации цивилизационно-политического пространства России может дать комплексное использование четырех методологических принципов научного анализа. Это принципы социально-политических фактов, социально-политических дефиниций, социально-политического поведения и социально-исторического детерминизма. Их применение позволяет утверждать, что трансформация России в XXI в. пойдет тем путем, который соответствует либеральной политической системе, навязанной нам в конце ХХ в. Это путь североатлантической цивилизации. Он способен превратить Россию в главный центр межцивилизационных конфликтов и привести ее в полный упадок. Выход из сложившейся ситуации видится только в перестройке политической системы страны в соответствии с ее традиционными ценностями.