Архив статей

БЕЛАРУСЬ И ПРИБАЛТИКА: ПОИСК ПОСТСОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА МЕНЯЮЩЕМСЯ ФОНЕ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 5 (25 ст.) (2024)
Авторы: Сеник Никита

На современном этапе внешняя политика Российской Федерации в отношении стран Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия) и Республики Беларусь претерпевает значительные изменения. В статье рассматриваются процессы формирования идентичности указанных государств и их влияние на взаимоотношения с РФ. Выделены социально-политические и исторические предпосылки формирования идентичности в странах Прибалтики и Республики Беларусь. Обладая общим советским прошлым, бывшие республики СССР уже в 1991 г. выбирали принципиально полярные векторы развития. Республика Беларусь на основе социального конструкта “советский человек” выстроила новую белорусскую идентичность, тогда как страны Прибалтики выбрали иной путь - методичное уничтожение идеологического и социально-политического наследия СССР, а также борьбу с русским этносом на своей территории. Автор отмечает эффективность современной белорусской идентичности и констатирует фактическую неудачу попытки сконструировать Западом новую идентичность Прибалтики в основе которой лежат антироссийские настроения. Выходом из текущего социально-политического кризиса отношений с Прибалтийскими государствами, по мнению автора, может послужить пример формирования добрососедских отношений с Республикой Беларусь, выполняющей роль социально-политического и культурного транзита между Западом и Востоком. Евразийская переориентация позволила бы укрепить шаткую государственность Прибалтики и открыла бы перспективы для социально-экономического сотрудничества с Россией и ее партнерами.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЬЯНМЫ: СМЫСЛОВОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Авторы: Хахалкина Елена Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Мьянма при формировании и укреплении национальной идентичности и достижении единства. В тексте постулируется, что противоречивый характер государственного строительства проистекает из семантической, эпистемологической и онтологической двусмысленности в согласовании концепта идентичности Мьянмы с западными определениями «нации», «государства» и «союза». Эти различия в идентичности и когнитивные диссонансы препятствуют разработке эффективной политики государственного строительства. На основе смешанного подхода и контент-анализа в тексте дается оценка Конституций Мьянмы 1947, 1974 и 2008 гг., а также политики и дискурсов как с позиции западных теорий, так и местного видения. Новизна исследования заключается в рассмотрении концептуальных различий понимания цивилизации с помощью текстов конституционного и политического характера. Посредством обращения к первичным и вторичным источникам исследование вносит важный вклад в понимание идентичности и концептуальных проблем, которые влияют на формирование национального самосознания. Это акцентирует важность лингвистических и семантических аспектов указанного процесса. Мьянма, лишенная чувства коллективной национальной идентичности, оказывается раздираема реальностью, при которой разные мультирасовые группы проживают на одной территории без общей коллективной идентичности. Это сосуществование преимущественно конструируется с точки зрения сохранения культуры и самобытности всех расовых групп, однако эффективной политики государственного строительства, основанной на принципах “коллективизма” и “единства”, не существует.

Сохранить в закладках
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В РОССИЙСКО-ТАИЛАНДСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Авторы: ПУНГЧИНГНГАМ К.

В данной статье изучаются вопросы преподавания тайского языка в России и русского языка в Таиланде как иностранных языков на университетском уровне. Результаты исследования демонстрируют, что преподавание тайского языка и дисциплин в области тайских исследований в СССР началось еще в 1950-е гг., тогда как преподавание русского языка в Таиланде осуществляется с 1970-х гг., а дисциплин россиеведения - с начала 2000-х гг. Особенности изучения тайского языка в России зависят от целей каждого конкретного вуза: в первую очередь, это подготовка специалистов для дипломатической работы, экспертов и аналитиков, филологов и переводчиков со знанием тайского языка. Что касается изучения русского языка и дисциплин россиеведения в Таиланде, то его основной задачей является формирование у студентов навыков общения с носителями языка в государственном и частном секторах и подготовка специалистов в области русистики. На развитие процесса преподавания иностранных языков оказывают влияние различные факторы, одним из которых является восстановление дипломатических отношений между СССР и Королевством Таиланд: обучение студентов тайскому языку в российских вузах началось тогда, когда Советский Союз направил в Таиланд своих первых дипломатических работников. На этом фоне рост интереса к русскому языку и России в Таиланде был связан с постепенным ослаблением напряженности на международной арене, что способствовало становлению экономического сотрудничества между нашими странами. На сегодняшний день одним из факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс разработки российскими и таиландскими университетами собственных учебных программ, также является динамика политических отношений между Россией и Таиландом.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА СТРАН БРИКС В ОБЛАСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР (2024)
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Авторы: Козина Юлия Павловна, Богданова Надежда Викторовна

Цель исследования. Данная статья посвящена цифровизации образования в странах БРИКС. Отмечено, что цифровизация на современном этапе развития нашего общества затронула различные сферы общественной жизни, и сферы образования и культуры не являются исключениями. Данная тенденция отражает актуальность работы. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи цифровизации образования и изменения параметров диалога культур в цифровую эпоху, поскольку и цифровизация, и образование тесно переплетены с концепцией диалога культур в современном мире. Методология. В основу данной работы положены научные и общелогические методы анализа научной литературы, анализа документов стран БРИКС по цифровизации образования, а синтез используется для объединения разрозненной информации из различных источников. Выводы. В рамках данной статьи представлены различные устойчивые тенденции, связанные с процессом трансформации образования в цифровую эпоху. Кроме того, проанализированы стратегии стран БРИКС в области цифровизации образования. Отмечены преимущества и недостатки этого процесса с точки зрения интенсификации диалога культур.

Сохранить в закладках
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И ЕГО НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Авторы: Вавилов Андрей Николаевич

Анализ и изучение внешнеполитической деятельности в современных условиях связаны с широким плюрализмом научных подходов, в рамках которых основное внимание сосредоточено на факторах различного характера, а также многообразием трактовок распространенных ключевых понятий, одним из которых является «внешнеполитическая стратегия». Анализ практики использования понятия «внешнеполитическая стратегия» позволяет выявить два подхода к его определению. В рамках первого подхода стратегия рассматривается как план или концепция действий, в рамках второго - как целенаправленная деятельность. В рамках второго подхода, который представляется более продуктивным и перспективным, а также соответствующим отечественной научной традиции, предложен авторский вариант определения данного понятия и его соотношения с такими дефинициями как «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая программа». Основное содержание внешнеполитической стратегии раскрывается посредством категорий «цели» и средства», что предоставляет дополнительные возможности для исследования внешнеполитической деятельности, описания и классификации ее разнообразных форм, а также способствует снижению многообразия дефиниций и их трактовок.

Сохранить в закладках
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ С УЧЕТОМ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Авторы: ИВАНОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ШАНГАРАЕВ РУСЛАН НАСИМОВИЧ

В статье рассматриваются проблемы энергетической безопасности Европы и пути их преодоления, а также различные меры по выходу из энергетического кризиса. Статья приводит плюсы и минусы этих мер и анализирует роль политики в этой сфере и ее влиянии на энергетическую безопасность ЕС. Целью написания статьи является исследование влияния перехода к зеленой экономике на энергетическую безопасность. В результате исследования представлен прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития ВИЭ.

Сохранить в закладках