Архив статей журнала
Цель — определение основных направлений повышения эффективности мотивационной компоненты на приобретение профессиональной компетентности в период обучения. Материалы и методы. Для оценки социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере применялась «Методика диагностики социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной». В исследовании приняли участие 135 курсантов первых курсов. Использовались сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка. Результаты и обсуждение. Вопросы формирования профессиональной компетентности тесно связаны с проблемами духовно-нравственных ценностей в профессионально-деятельностной идентификации. Определены мотивационные установки на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии. Выводы. Структура мотивационных установок на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии обладает качественными различиями, что обусловливает поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию мотивации курсантов военного вуза на приобретение профессиональной компетентности.
Авторы задаются актуальным для настоящего времени вопросом: каким образом сформировать у лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, цифровые компетенции? 100 лет назад одна из ключевых задач, стоящих перед нашим государством, заключалась в ликвидации безграмотности населения (в традиционном понимании). Сейчас времена изменились, и мы говорим о необходимости ликвидации безграмотности цифрового характера. Цель — определение основных механизмов обеспечения базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Осуществлен феноменологический теоретико-эмпирический анализ формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Использовались методы анализа научной и методической литературы, метод изучения официальных статистических данных, а также собственный педагогический опыт авторов по формированию цифровых компетенций у слушателей и курсантов. Результаты и обсуждение. К цифровым компетенциям следует относить такие умения, как соблюдение «цифровой гигиены», эффективная работа с официальными сайтами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с электронными обращениями, самостоятельное формулирование и направление электронных запросов в те или иные органы власти и организации, работа со специальными компьютерными программами и приложениями, которые регулярно обновляются, совершенствуются и корректируются, а также постоянное саморазвитие в условиях неопределенности. Выводы. Особое место среди лиц, которые должны обладать современными цифровыми навыками, занимают сотрудники органов обеспечения правопорядка. На примере подготовки будущих следователей и дознавателей предпринята попытка ответить на поставленный вопрос: каким образом сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России базовый уровень компетенций в IT-сфере?
Исследование динамики взаимодействия коммуникативных умений и толерантности позволяет осуществлять направленную профилактику интолерантного поведения в деятельности и подготовке сотрудников органов внутренних дел к условиям профессионального общения. Цель — оценка толерантности и коммуникативной компетентности курсантов образовательной организации МВД России и установление степени готовности обучающихся к самостоятельному выполнению задач профессионального взаимодействия. Материалы и методы. Выполнено сравнительное исследование на основе результатов психодиагностики курсантов образовательной организации МВД России в количестве 106 человек. Методики исследования: опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (В. Н. Куницына). Результаты и обсуждение. Установлены средний уровень толерантности общей выборки курсантов и зависимость коммуникативной компетентности от уровня толерантности. Определен более высокий уровень коммуникативных умений толерантных респондентов и наличие у них личностных свойств коммуникативной компетентности, обеспечивающих стабильность моральных установок и убеждений. Сравнение показателей толерантности курсантов 2013 и 2024 гг. позволило выявить идентичность значений на уровне средней выраженности и статистически достоверное снижение показателя толерантности как черты личности. Выводы. Готовность курсантов к реализации задач профессиональной деятельности определяется динамическим взаимодействием толерантных свойств личности и коммуникативных умений, необходимых для социального взаимодействия, а также социальной предприимчивостью, мотивацией достижения, эмоциональной устойчивостью и ориентацией на стабильность человеческих отношений.