Архив статей журнала
Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: на развитие науки в России оказывает влияние прежде всего государство и его научно-технологическая политика. Цель - поддержать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, предложенной председателем комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышевым.
Методологическая основа: системно-структурный, сравнительно-правовой методы научного познания, а также метод анализа.
Результаты: проанализированы цели, механизмы выработки, методы реализации и институционального оформления законодательства о науке на новом этапе его формирования. Исследованы вопросы формирования национальных интересов в науке и основные направления стимулирования эффективной научной кооперации.
Выводы: главное в процессе усовершенствования законодательства о науке - не повторять ошибок. Создать идеальный закон о науке не получится. Однако новая ступень развития законодательства о науке предусматривает теоретическое осмысление дискуссионных и нерешенных проблем, ведь только на таких принципах и может состояться совмещение идеального и реального.
Введение: инициированный в литературе С. В. Кабышевым диалог о совершенствовании законодательства о науке, построенный на идее научной этики, добросовестности, патриотизма, требует разработки нового подхода к правовому регулированию, который должен учитывать как научные риски, так и возможности, связанные с искусственным интеллектом. Цель - проанализировать влияние систем искусственного интеллекта на научный процесс, выявить риски академического мошенничества и предложить меры по совершенствованию законодательства в области научных прав.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой метод, мониторинг судебной практики, методы юридической техники.
Результаты: для развития концепции С. В. Кабышева предложены меры ограничения академического мошенничества, использования систем искусственного интеллекта, генеративных трансформеров, нейросотрудников при машинном обучении в целях соблюдения авторских прав и достоверности научных изысканий.
Выводы: в связи с необходимостью этического регулирования использования быстроразвивающегося искусственного интеллекта в науке и образовании предложены правовые механизмы в новый закон о науке, обеспечивающие баланс между инновациями и правами человека, научной этикой и добросовестностью.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.
Введение: парадигма современного образования требует от вуза создания благоприятных условий для участия обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Действующее законодательство регулирует формирование соответствующих компетенций в рамках разных форм образовательного процесса. Важная роль отводится работе обучающихся в научных кружках, служащих наиболее успешной формой раскрытия и реализации научного потенциала будущего специалиста. Цель - выявить особенности функционирования научных кружков как формы образовательной деятельности, а также проанализировать практики ее реализации в Саратовской государственной юридической академии.
Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный, социологический методы познания, а также метод статистического анализа.
Результаты: авторская позиция сводится к необходимости активного использования кружковой работы в развитии научного потенциала обучающегося как перспективной формы его взаимодействия с преподавателем.
Выводы: научный кружок позволяет обучающимся реализовать свои академические права на участие в научно-исследовательской деятельности и способствует формированию у них профессиональных компетенций; основными функциями научного кружка являются обучение, воспитание, формирование навыков научной работы; функционирование научных кружков регулируется локальными актами образовательных организаций и существенно отличает их от занятий, проводимых в аудиторной форме; эффективность работы научных кружков подтверждена результатами социологического исследования, проведенного в Саратовской государственной юридической академии наставниками научного кружка «Актуальные вопросы финансового, банковского и таможенного права: федеральные и региональные аспекты».
Введение: в условиях растущей напряженности в международных отношениях следует актуализировать вопрос развития и безопасности национального суверенитета и государственной безопасности, а также заострить внимание на повышении уровня социальной поддержки граждан, в том числе имеющих специальный статус. Цель - исследовать конституционно-правовой статус военнослужащего, а также выделить его основные элементы.
Методологическая основа: метод научного познания, материалистическая диалектика, общенаучные и частнонаучные методы: системный, логический, исторический, сравнительно-правовой методы познания.
Результаты: раскрыта конституционно-правовая основа рассматриваемого статуса. Выделены его основные элементы. Элементы правового статуса военнослужащих в России при определенных условиях распространяются и на членов их семей.
Выводы: необходимо укрепить обороноспособность Российского государства. На уровне федерального закона предусмотреть дополнительные меры защиты статуса военнослужащего, а также закрепление специальных принципов его статуса.
Введение: в настоящее время одним из актуальных вопросов развития отечественной конституционно-правовой политики является охрана и защита традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Выявление государств, в которых существуют схожие с российскими традиционные духовно-нравственные ценности и опыт их законодательного закрепления, может способствовать развитию отечественной науки конституционного права и конституционно-правовой политики. Цель - рассмотреть особенности закрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в конституционном праве и юридической науке в Республике Эквадор и выявить возможности заимствования опыта.
Методологическая основа: основными методами при проведении данного исследования являются системно-правовой и сравнительно-правовой.
Результаты: выявлено, что традиционные для населения Эквадора духовно-нравственные ценности были сформулированы в концепции «Sumak Kawsay», которая была положена в основу Конституции этого государства.
Выводы: в Республике Эквадор есть традиционные духовно-нравственные ценности, схожие с российскими и противопоставляемые ценностям западного общества. Необходимо учесть положительный и негативный опыт этого государства при дальнейшем развитии конституционно-правовой политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
Введение: одним из важнейших элементов системы конституционных гарантий повышения уровня жизни российских граждан является устойчивый экономический рост. Актуальность исследований проблем, возникающих в сфере взаимоотношений между бизнес-сообществом и властью, предопределена, происходящими в последние годы в России изменениями в экономике. Цель - проанализировать аспекты, влияющие на реализацию конституционного принципа поддержания доверия к закону и действиям государства.
Методологическая основа: формально-юридический, системно-правовой и другие методы научного исследования.
Результаты: для улучшения финансовой политики с точки зрения социальной ответственности бизнеса необходимо внедрять прозрачные и понятные нормы налогового права, которые способствовали бы оптимизации финансового обременения для предприятий всех категорий, включая малый и средний бизнес. Упрощение законодательства позволит компаниям сосредоточиться на своей основной деятельности и социальной ответственности, что в свою очередь влияет на эффективность планирования.
Вывод: необходим учет морально-этических основ при формировании стабильности и предсказуемости правового регулирования в финансовой сфере.