Введение. Статья посвящена исследованию вопросов безопасности на Южном Кавказе в контексте политики Грузии за период 2012 –2022 гг. Регион, находящийся на пересечении интересов крупных международных и региональных акторов, оставался зоной постоянной напряженности. Политическая нестабильность и внешнее вмешательство западных структур, таких как НАТО и ЕС, способствовали обострению этнополитических конфликтов. Основное внимание в статье уделено анализу влияния западных сил на региональную политику Грузии и поиску мирных решений, направленных на обеспечение безопасности в условиях сложных международных реалий.
Материалы и методы. Исследование основано на сравнительном анализе и политической ретроспекции. Основными источниками выступают официальные документы Грузии по вопросам безопасности, а также отчеты международных организаций. Особое внимание уделено взаимодействию Грузии с НАТО и ЕС, чья политика зачастую приводила к росту напряженности в регионе и эскалации конфликтов, несмотря на их заявленные мирные инициативы.
Анализ. Основными вызовами для Грузии оставались этнополитические конфликты в Абхазии и Южной Осетии, усугубляемые западной политикой вмешательства. Вместо того чтобы искать истинно нейтральные пути решения, Грузия активизировала сотрудничество с НАТО и ЕС, что лишь усилило региональные противоречия. Несмотря на развитие транспортных и энергетических проектов, стремление к евроатлантической интеграции создавало дополнительные риски для стабильности в регионе.
Результаты. В исследуемый период Грузия, опираясь на западные структуры, добилась определенных успехов в международных контактах. Однако нерешенные конфликты и напряженные отношения с Россией продолжали угрожать стабильности. Политика зависимости от Запада, нацеленная на укрепление безопасности, привела к углублению геополитической нестабильности, что подчеркивало риски избранного внешнеполитического курса Грузии.
Введение. В статье представлен анализ процесса формирования и трансформации Вестфальской системы международных отношений. Особое внимание уделено трансформации ее последней модификации – Ялтинской-Потсдамской подсистемы в постбиполярный период. Дана авторская оценка процессу оформления современного миропорядка особенно после ухудшения отношений коллективного Запада с Россией в контексте специальной военной операции на Украине. Представлен анализ факторов коренной перестройки современного миропорядка, наиболее существенными из которых определены концептуальный пересмотр Россией своей внешней политики, укрепление связей с Китаем и странами Глобального Юга и объективное усиление незападных стран в политическом и экономическом плане.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе российской и зарубежной историографии по проблеме Вестфальской системы международных отношений, официальных документов МИД России и администрации США, российской и зарубежной прессы. Был использован системный комплексный подход, конкретно-исторический и сравнительно- исторические методы.
Анализ. Вестфальская система международных отношений развивалась циклично. Периоды ее развития перемежались с этапами определенной однополярности и последующим стремлением к коллективному решению международных вопросов. Определяющую трансформацию Ялтинско-Потсдамской подсистемы вызвали распад СССР и биполярного устройства мира. На современном этапе триггером стали укрепление внешней политики России в контексте отстаивания своих национальных интересов, особенно на постсоветском пространстве. Политика Запада по дальнейшему расширению НАТО стала одной из причин начала Россией специальной военной операции.
Результаты. Сделан вывод о трансформации Вестфаля в Ялтинско-Потсдамской вариации, но не о полном его сломе. Коренная перестройка происходит под влиянием новых факторов мироустройства – Россия, как евразийское государство-цивилизация, является одним из центров мирового развития, активно отстаивающем свои национальные интересы; существенно возросла роль Китая как мировой державы и повышается политическое и экономическое значение стран Глобального Юга.