Статья посвящена рассмотрению особенностей административно-правового регулирования вопросов режимной организации и направлений реализации государственно-правовой политики в области физической культуры и спорта на примерах законодательства Российская Федерация и Республики Казахстан. При этом в сравнительно правовом ключе рассматриваются принципы и особенности государственной политики в области физической культуры и спорта, субъектный состав физической культуры и спорта. Подчеркивается, что государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия, обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения, принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
В статье анализируются исторические аспекты зарождения, становления и развития права граждан на обращения в публичные органы власти. В качестве этапов, выступающих предметом исследования, предлагается рассматривать: дореволюционный, советский и современный. Проводится сравнительно-правовое исследование трактовок термина «обращение» в различные исторические периоды. Автор принимает точку зрения тех авторов, которые делают вывод о том, что основы современного правового явления известного как «обращения» имеют корни в челобитных, так как они впервые были юридически закреплены в Судебнике 1497 года (дореволюционный период), однако челобитные имели суть прошения. Анализ данного и более поздних нормативных правовых актов, связанных с регламентацией обращений позволяют отследить, как представления о содержании права на обращения расширялись в связи с закреплением на нормативном уровне возможности обращаться как с индивидуальными, так и с коллективными обращениями, с обособлением анонимных, повторных прошений и др. Автором анализируется уровень развития теоретической и юридической составляющей сущности и содержания права на обращение в каждом из периодов. В советский период отмечается, что на уровне закона, впервые в Конституции СССР 1977 г. было закреплено право на обращение, но в специфическом оформлении. Лишь в современный период, в связи со сменой парадигмы государственного развития, содержание права на обращение расширяется и уточняется в содержательных, сущностных и процедурных параметрах. На основе изучения большого массива научной литературы делается вывод о том, что современная регламентация, социальная сущность, формально-юридическое содержание права на обращение есть итог развития взаимоотношений личности с государством в области становления и развития политических прав граждан. С учетом того, что в основе права на обращения лежит право на свободу к получению и распространению информации, включая ее передачу, современный этап развития института обращений граждан подчиняется всеобщему тренду оцифровывания.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.
В статье представлено авторское видение, основанное на анализе соответствующих нормативных актов и научных публикациях организации, подчиненных правительству домашнего самоуправления Фарерских островов Правительственном банке Фарерских островов и о Фарерском совете по рискам. Подобный подход к самоуправляющимся (автономным) территориям является совершенно новым как мировой практике, и практике Дании, так как существенно расширяет самостоятельность автономных образований в их финансовых действиях, операциях. Получившая широкое самоуправление в 2009 г. Гренландия не обладает аналогичным по сфере действия институтом, а лишь может использовать действующие на ее территории коммерческие банки, но, с использованием весьма детальных норм специального закона от 7.10.2015 г.
Статья посвящена изучению процесса разработки закона о самоуправлении Гренландии 2009 г. Указаны направления государственного регулирования, переданные самоуправлению с 1978 г. со стороны Дании; процесс создания соответствующей комиссии и политические силы, инициировавшие данный процесс; определение круга ведения будущей комиссии в 2004 г.; ход работы и круг обсуждаемых ей вопросов; взаимоотношения в ходе разработки проекта с органами власти Дании; разработка проекта Закона о самоуправлении Гренландии и иных, сопутствующих законопроектов. Указаны направления деятельности рабочих групп, обозначены содержания их работы. Выявлены нормативные ограничения теоретических изысканий комиссии, основой которой являлась целостность государства Дании. Указан результат работы - проект закона о самоуправлении Гренландии.
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.
Политика является важной составляющей развития государства. Безусловно, Д. И. Менделеев, будучи государственным мыслителем, не мог пройти мимо проблем российского государства в данном направлении. Он был сторонником идеи миролюбивой политики на мировой арене. Многие мысли, поднятые им в его времена, находят свое отражение и в нынешних реалиях. Идеи Менделеева и сегодня вдохновляют на поиск новых решений в области права и государственного управления, подчеркивая необходимость продолжения интеграции научных достижений в правовую систему для обеспечения устойчивого развития общества и государства. Его предложения и взгляды служат основой для дальнейших исследований и разработок в области права, экономики и управления, подчеркивая важность научного подхода в решении социальных и экономических задач на государственном и международном уровнях.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании является государственным учреждением, управляемое с середины 19 в. различными государственными органами, в том числе и министерствами образования и церкви и т. п. Ведя большую работу на территории всей страны данная Церковь распространила свое влияние, в виде миссионерско-образовательной и просветительной деятельности в том числе на принадлежащие Дании к началу ХХ в. территории - Исландию, Фарерские острова, Гренландию и т. п. Кроме того, в данный период, Церковь играет большую роль в организации местного самоуправления, становления на островах системы права, европейских и христианских ценностей. С преобразованием Гренландии в провинцию Дании изменился и статус служащих Церкви, а введение домашнего управления в 1978 г. поставило ряд вопросов о коррекции ее функций и места в системе местных органов власти.
Процесс организации подготовки кадров для пенитенциарной системы Финляндии, начавшийся еще в Х1Х в. в виде полусамодеятельных курсов по подготовке надзирателей в Великом княжестве Финляндском, после введения уголовного кодекса в 1889 г., обретения независимости в 1917 г. и становления самостоятельной службы исполнения наказания, во второй половине ХХ в. привел к созданию в 1976 г. Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сменивший его Пенитенциарный центр (создан в 2001 г.), в свою очередь был сменен ныне действующим Учебным центром по уголовным санкциям, являющегося комплексным учебным заведением, взаимодействующий с иными научными и образовательными учреждениями страны, действующих на основе общегосударственных норм о среднем и специальном образованиях.