В настоящем исследовании анализируется влияние возраста, медикализирующего характера коммуникаций и средств массовой информации на восприятие собственного здоровья пожилыми людьми. Медикализация в этом контексте определяется как расширение влияния медицины, когда обычные, не патологические состояния здоровья пожилых людей рассматриваются как медицинские проблемы, требующие лечения. Целью настоящего исследования является анализ влияния медикализации старения, характерной для современного российского общества, на восприятие состояния собственного здоровья представителями старшей возрастной группы. Эмпирической базой исследования стали интервью с людьми старшего возраста, проживающими в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Всего проведено 80 интервью. На основе тематического анализа были выделены особенности восприятия собственного здоровья и осмысления старения в контексте медикализированного характера общественных и экспертных/медицинских взглядов, политики государства, СМИ.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.