В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»