Архив статей

"СКОРБЬ ОБ УШЕДШЕЙ" ШИ ГУАННАНЯ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ (2024)
Выпуск: № 1 (92) (2024)
Авторы: ЧЖАН Ч., СМАГИНА Е. В.

Статья посвящена анализу художественного своеобразия оперы «Скорбь об ушедшей» выдающегося китайского композитора Ши Гуаннаня. Сочиненная в 1981 году по одноименному рассказу классика кит айской литературы XX века Лу Синя, она стала первым образцом жанра лирико-психологической оперы в современном китайском музыкальном театре. Замысел оперы рассматривается в контексте идеи подъема национального самосознания, вызванного важнейшим социокультурным феноменом в истории Китая – «движением Четвертого мая» 1919 года. В концепции произведения, наряду с претворением китайских культурных традиций, выявлено влияние европейской (итальянской) и русской лирической оперы. Впервые подробно рассмотрены черты жанрово-стилевой и музыкальнодраматургической специфики оперы.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ БАЛЕТА «ЖАР-ПТИЦА» И. Ф. СТРАВИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОГО КОДА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 1 (96) (2025)
Авторы: СУН И.

Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.

Сохранить в закладках