Архив статей

Издание учебной и учебно-методической литературы в Приамурском учебном округе в конце XIX – начале XX в. (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Эрлих Виктор Альбертович

Цель статьи – сформировать представление о выпуске учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, преподававшимся в учебных заведениях Дальнего Востока в дореволюционный период (конец XIX – начало XX в.). В связи с этим автор приводит статистические сведения о выпуске литературы по годам в городах Приамурского учебного округа, демонстрирует многообразие тематики выходивших книг и статей, структуру и содержание ряда публикаций. Источниковой базой явились данные из первого и второго томов «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» (Новосибирск, 2004). При подготовке статьи применялись библиографический, статистический, аналитико-тематический, историко-ретроспективный методы исследования. Обобщенные данные по статистике и тематике учебных и учебно-методических изданий, вышедших в типографиях Дальнего Востока в конце XIX – начале XX в., представлены впервые. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о том, что лидером в публикации подобной литературы был Владивосток. Среди учебников, учебных пособий, курсов лекций, хрестоматий были труды, посвященные европейским и восточным языкам, литературе, истории, политологии, военному делу, праву, экономике, сельскому хозяйству и т. д. Значительную массу изданий составляли программы, отчеты учебных заведений и обществ, уставы, инструкции, протоколы, труды по истории учебных заведений. Наиболее активно публиковали учебную литературу по языкознанию. История и география в основном представлены лекциями, государство и право – программами. Регулярное издание учебных и учебно-методических материалов в Приамурском учебном округе началось с 1900-х гг. и было связано с открытием высшего учебного заведения – Восточного института. Учебная литература подготавливалась и издавалась ведущими преподавателями и профессорами вуза и часто представляла собой результат их научных изысканий.

Сохранить в закладках
Учебное книгоиздание в Тувинской Народной Республике в 1921–1944 гг. (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Подик Ирина Витальевна, Балган Марина Сергеевна

Цель статьи – показать развитие учебного книгоиздания в Тувинской Народной Республике (ТНР) и связь образования с социально- экономическими и культурными изменениями, происходившими в регионе с 1921 по 1944 гг.

Создание ТНР открыло новые горизонты для политических и образовательных реформ. В условиях безграмотности населения правительство республики столкнулось с необходимостью создания системы обучения, которая требовала решения вопроса о разработке письменности на тувинском языке. На II съезде Тувинской народной революционной партии в 1923 г. были намечены шаги по введению всеобщего обучения, что послужило началом образовательной реформы. В результате была разработана новая государственная письменность на основе новотюркского алфавита, принятого в 1930 г., это стало важным этапом в ликвидации безграмотности. С момента создания первых учебников, таких как букварь 1927 г., и вплоть до середины 1940-х гг. прилагались усилия к разработке учебных материалов, включая учебные пособия по различным предметам. Эти инициативы осуществлялись как в рамках местного издательства, так и с привлечением централизованных ресурсных организаций СССР, что позволило создать свою образовательную базу. В заключении подчеркивается, что к 1944 г. была создана школьная система образования, которая стимулировала процесс разработки учебных изданий и впоследствии способствовала повышению культурного уровня населения ТНР и улучшению качества обучения.

Сохранить в закладках