Введение. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединяющий с 2015 года Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию, изначально обеспечил свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а в современных условиях стал ключевым инструментом экономической интеграции, особенно для России. Совместная цифровизация экономик ЕАЭС рассматривается как стратегическое направление, способное укрепить интеграцию и противодействовать внешним дезинтеграционным факторам. Глобальным трендом последних десятилетий стало стремительное распространение цифровых платформ как новой бизнес-модели, радикально изменяющей традиционные отрасли за счёт мощных сетевых эффектов. Настоящее исследование сфокусировано на комплексном анализе феномена цифровых платформ в контексте евразийской интеграции, включая теоретические аспекты (определение, классификации, свойства платформ) и практические аспекты (предпосылки формирования, текущее состояние и перспективы развития платформенной экономики в странах ЕАЭС).
Материалы и методы. Исследование носит комплексный характер и сочетает теоретический и практический анализ развития цифровых платформ в ЕАЭС. Теоретический раздел включает изучение сущности цифровых платформ и различных научных подходов к их определению и классификации. Практическая часть посвящена анализу предпосылок формирования и текущего состояния платформенной экономики в странах Союза, достигнутых результатов, существующих проблем и перспектив дальнейшего роста. Работа основана на материалах диссертационного исследования автора, а также на данных рецензируемых источников (российских и зарубежных) – статистических отчётов и аналитических обзоров, что обеспечивает надёжность и актуальность выводов.
Результаты исследования. Выявлено, что быстрому становлению платформенной экономики ЕАЭС способствовали глобальные тренды цифровизации, снижение издержек электронной торговли по сравнению с традиционной, рост технологической грамотности населения, широкое распространение Интернета и доступность инструментов анализа больших данных. Развитие платформ в регионе носит поэтапный характер и к середине 2020-х годов достигло стадии зрелого роста. Отмечается также асимметрия развития, то есть лидером платформенного сектора является Россия, тогда как меньшие экономики (например, Армения и Киргизия) отстают по охвату, инфраструктуре и инвестициям.
Обсуждение и заключение. Развитие цифровых платформ в ЕАЭС в последние годы демонстрирует уверенную позитивную динамику, превращаясь в один из двигателей экономической интеграции региона и поддерживая рост взаимной торговли даже в условиях внешнего давления. Был выявлен ряд проблемных зон, тормозящих развитие платформенной экономики Союза. Для преодоления этих барьеров необходимы скоординированные меры, такие как принятие и реализация наднационального Соглашения об электронной торговле, призванного унифицировать правила работы платформ, а также продолжение инвестиций в базовую инфраструктуру связи и логистики в регионе. Ожидается, что в ближайшие годы это приведёт к формированию единого цифрового пространства ЕАЭС, где платформы интегрируют национальные рынки в единую экосистему, повышая их общую конкурентоспособность и устойчивость к внешним вызовам.
Введение. В условиях стремительного развития информационных технологий и их интеграции в различные сферы общественной и государственной жизни Цифровое правительство стало важным инструментом модернизации государственного управления. Цифровизация государственных услуг не только способствует повышению их доступности и прозрачности, но и значительно улучшает качество взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. Российская Федерация и Республика Корея, несмотря на различия в социально-экономическом контексте, активно развивают направления цифрового государственного управления и цифрового правительства, реализуя масштабные государственные программы цифровизации. Эти страны демонстрируют различный подход к созданию и внедрению цифровых технологий, что делает их сравнительный анализ особенно значимым для выявления наиболее эффективных стратегий и технологий. Республика Корея традиционно занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах по уровню развития электронного правительства, тогда как Россия наращивает темпы цифровизации, стремясь достигнуть глобальных стандартов в этой сфере.
Материалы и методы. В рамках исследования были использованы методы сравнительного анализа, систематизации и обобщения данных, а также контент-анализ официальных документов, регулирующих цифровизацию государственного управления в Российской Федерации и Республике Корея.
Результаты исследования. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что цифровизация государственного управления в Российской Федерации и Республике Корея развивается в различных институциональных и технологических контекстах, что обусловливает отличия в подходах и результатах. Республика Корея демонстрирует высокий уровень интеграции цифровых технологий в систему государственного управления, что выражается в её ведущих позициях в международных рейтингах электронного правительства и успешной реализации концепции проактивных государственных услуг. В то же время Россия, находясь на этапе активного формирования цифровой инфраструктуры, делает упор на устранение цифрового неравенства и развитие базовых условий для масштабной цифровой трансформации.
Обсуждение и заключение. Сравнительный анализ показал, что российская модель цифровизации может извлечь значительные преимущества из адаптации элементов корейского опыта, особенно в таких аспектах, как персонализация услуг, использование искусственного интеллекта и построение умных городов. Таким образом, исследование не только выявило сильные и слабые стороны цифровых стратегий обеих стран, но и обозначило перспективные направления для обмена опытом и взаимного обогащения практик цифрового государственного управления.
Введение. «Цифровой юань» - цифровая валюта Народного Банка Китая, - привлекает к себе внимание исследователей по всему миру. Этот проект является не первым из введенных в оборот, но крупнейшим по объему эмитируемой валюты и количеству лиц, использующих ЦВЦБ в качестве средства платежа.
Материалы и методы. Анализ практики введения в действие, а также основ регулирования ЦВЦБ КНР может стать источником информации, позволяющим, при проведении сравнения, выработать политику действий регулятора в отношении цифровых валют иных государств. В предлагаемой статье рассматривается только ЦВЦБ КНР, его особенности, технологические и не технологические компоненты. Основным источником анализа служит Программный документ – «белая книга ЦВЦБ КНР», на данный момент являющаяся единственным официальным источником информации о том, как построено регулирование валюты. Этот документ относится к числу устанавливающих регуляторные принципы и является примером общепринятого метода регулирования инновационных финансовых технологий в стадии пилотного запуска.
Результаты исследования. На основании проведенного анализа в статье предлагаются выводы, текущие и итоговые, о том, что же такое ЦВЦБ КНР, какова ее структура и каковы особенности.
Обсуждение и заключение. Рассматриваются основные направления применения ЦВЦБ КНР, правовой эффект от ее внедрения.