Архив статей журнала
Важнейшим компонентом воспроизводства национального человеческого капитала является система высшего образования, которая претерпела за истекшее двадцатилетие кардинальную реорганизацию. Выделены наиболее острые проблемы, обозначены актуальные тенденции развития системы высшего образования в современных условиях. Выдвинуто предположение, что от качества человеческого капитала научно-педагогических работников зависит качество трудовых ресурсов страны. Целью настоящего исследования является попытка формулирования концепции комплексного подхода к формированию и развитию человеческого капитала преподавателей высшей школы на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов, научных публикаций, сравнительного анализа разносторонней информации, а также современного состояния кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования. На основании сформулированной цели решены научно-исследовательские задачи, включающие исследование теоретико-методологической базы, выявление ключевых особенностей формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования, разработку механизма его формирования и развития, определение показателей и индикаторов эффективности действующей системы. Предложен авторский механизм формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Акцентировано внимание на важности экосистемного взаимодействия для развития интеллектуального ядра. Выделены факторы, повышающие или понижающие продуктивность человеческого капитала.
Современная экономическая среда характеризуется изменчивостью, связанной с динамичной сменой потребительских предпочтений, развитием цифровых технологий и глобализацией цепочек поставок, а также демографическими сдвигами. Эти вызовы накладывают отпечаток на рынок человеческих ресурсов, который подвержен волатильности, с чем сталкиваются выпускники вузов и другие соискатели. Потребности компаний меняются под воздействием внешних угроз, и работодатель выдвигает все новые требования к работникам организации. В связи с этим миссия современной высшей школы расширяется, что требует вовлечения практиков в образовательный процесс. Цель настоящего исследования – определить наиболее важные аспекты взаимосвязи образовательных организаций с бизнесом, что вызывает необходимость решения следующих задач: определение особенностей состояния современного рынка человеческих ресурсов, выявление наиболее значимых качеств соискателя на рынке труда, определение методов формирования конкурентоспособных компетенций во взаимосвязи бизнеса и университетов. Для достижения цели в работе применялись дедуктивный метод, методы моделирования и системного анализа. Сделан вывод о необходимости совместных усилий организаций и высшей школы в подготовке продуктивных человеческих ресурсов для обеспечения экономического роста страны. Результаты исследования могут быть использованы в формировании стратегии взаимодействия работодателя и высшего образования, а также при создании и корректировке учебных планов образовательных программ.