Архив статей журнала
Целью статьи являются поиск и описание различий между легальной конструкцией общественного контроля и ее осуществлением на материалах практики реализации Федерального закона от 21.07.2014 No 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» местными общественными палатами (советами). Рассматривались данные об осуществлении общественного контроля с официальных сайтов местных общественных палат (советов), список которых взят с соответствующих официальных сайтов органов государственной власти субъектов РФ. Проанализированы 5 % (19 сайтов) от общего количества сайтов субъектов РФ, где была найдена информация об общественных палатах. Был проведен анализ законодательства и муниципальных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также документов общественных палат (советов) об осуществлении контроля с 2019 по 2023 г. Автор делает вывод о том, что общественный контроль используется преимущественно как форма помощи граждан органам местного самоуправления, при этом положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», закрепляющие перечень объектов контроля, толкуются расширительно, а положения о составе информации, подлежащей размещению субъектами контроля по итогам проверочных мероприятий, — ограничительно.
Необходимость конституционно-правового регулирования основ гражданского общества ввиду разных обстоятельств признается не всеми учеными. Некоторые исследователи аргументируют свою позицию тем, что такое регулирование не получило распространения в конституционных актах стран с развитой демократией. При этом в том или ином виде отдельные аспекты гражданского общества встречаются в конституциях зарубежных стран, отличающихся друг от друга и по способу организации государственной власти, и по форме государственного устройства, и по режиму правления. В статье приводится анализ отдельных положений конституций зарубежных стран из разных регионов мира на предмет формального закрепления термина «гражданское общество», а также наличия конституционно-правового регулирования основ гражданского общества. Анализ конституций зарубежных стран позволил выделить общие закономерности раскрытия на конституционно-правовом уровне некоторых аспектов, которые прослеживались в положениях конституций и касались непосредственно гражданского общества и его отдельных институтов.