Актуальность: Приоритетной проблемой современной геронтологии и гериатрии в настоящее время называется социальная изоляция, представляющая объективное индивидуальное состояние, и отражающая отсутствие социальных отношений или редкость социальных контактов. Наряду с последним в формировании социальной изоляции участвует активно воспалительная реакция, но она изучена при социальной изоляции лишь в единичных публикациях по изменению в системном кровотоке классических маркеров воспаления – С-реактивного белка и IL-6, а среди пациентов с возрастной макулярной дегенерацией вообще не рассматривалась. Цель исследования: Изучение особенностей воспалительного процесса у пациентов с социальной изоляцией и возрастной макулярной дегенерацией. Материалы и методы: Обследовано 92 пациента 60-74 лет с социальной изоляцией и возрастной макулярной дегенерацией, а также 88 пациентов того же возраста с социальной изоляцией без возрастной макулярной дегенерации. Выявление социальной изоляции выполнено по модифицированному индексу социальной изоляции. Возрастная макулярная дегенерация диагностировалась на основе критериев классификации Age-Related Eye Disease Study и по результатам многопланового офтальмологического обследования. Воспаление оценивалось по содержанию в периферической крови С-реактивного белка, интерлейкинов и хемокинов. Результаты: Среди пациентов пожилого возраста с социальной изоляцией и возрастной макулярной дегенерацией по сравнению с представителями, имеющими только социальную изоляцию, установлены статистически значимо более высокие уровни всех изученных биомаркеров воспаления. Особенно существенно у пациентов с социальной изоляцией и возрастной макулярной дегенерацией выше было содержание в крови хемокинов GRO(α)/CXCL1 и MIP-1(α)/CCL3, экспрессия которых составила 18,3±1,4 пг/мл и 3,8±0,7 пг/мл соответственно против 6,4±0,9 пг/мл и 1,7±0,3 пг/мл в группе лиц с социальной изоляцией. У пациентов с социальной изоляцией и возрастной макулярной дегенерацией статистически значимо выше оказалось содержание в крови IL-6, достигшее 50,2±2,2 пг/мл против 24,9±1,4 пг/мл в группе лиц с социальной изоляцией (P<0,001). Следует также отметить повышенный уровень IL-7, повысившегося до 24,5±1,7 пг/мл против 14,3±0,9 пг/мл соответственно (P<0,01). Заключение: Сочетание социальной изоляции и возрастной макулярной дегенерации в пожилом возрасте сопровождается более высоким содержанием всех маркеров воспаления и, прежде всего, цитокинов GRO(α)/CXCL1, MIP-1(α)/CCL3 и IL-6, которые следует применять в качестве маркеров социальной изоляции при возрастной макулярной дегенерации.
Имплантация современных интраокулярных линз позволяет офтальмологам эффективно решать задачи хирургической реабилитации пациентов с катарактой. Степень улучшения зрительных функций пациента напрямую связана с точностью предоперационного расчёта оптической силы интраокулярных линз. Для расчёта этого показателя используются такие формулы, как SRK II, SRK/T, Hoffer-Q, Holladay II, Haigis, Barrett. Все они хорошо работают для «среднего пациента», однако не являются в достаточной степени адекватными на границах диапазонов входных переменных.
Цель — изучение возможности использования математических моделей, полученных в результате глубокого обучения искусственных нейронных сетей, для генерализации данных и прогнозирования оптической силы современных интраокулярных линз.
Материалы и методы. Обучение моделей, основанных на искусственных нейронных сетях, проводилось на масштабных выборках, в том числе на обезличенных данных пациентов офтальмологической клиники. Данные, предоставленные в 2021 году врачом-офтальмологом К.К. Сырых, отражают результаты как предоперационных, так и послеоперационных наблюдений за пациентами. Исходный файл, использованный для построения модели, основанной на искусственной нейронной сети, включал 455 записей (26 столбцов входных факторов и один столбец выходного фактора) при расчёте интраокулярных линз (дтпр). Для удобного построения моделей использовали программу-симулятор, ранее разработанную авторами.
Результаты. Полученные модели, в отличие от традиционно используемых формул, в гораздо большей степени отражают региональную специфику пациентов. Они также позволяют переобучать и оптимизировать структуру модели на основе вновь поступающих данных, что позволяет учитывать нестационарность объекта. Отличительной особенностью таких моделей, основанных на искусственных нейронных сетях, по сравнению с известными формулами, широко используемыми в хирургическом лечении катаракты, является возможность учёта значительного числа регистрируемых входных величин. Это позволило снизить среднюю относительную погрешность расчётов оптической силы интраокулярных линз с 10–12% до 3,5%.
Заключение. Данное исследование показывает принципиальную возможность генерализации значительного количества эмпирических данных по расчёту оптической силы интраокулярных линз с использованием глубокого обучения моделей искусственных нейронных сетей , которые имеют значительно большее количество входных переменных, чем при использовании традиционных формул и методов. Полученные результаты позволяют построить интеллектуальную экспертную систему с динамическим поступлением новых данных и поэтапным переобучением моделей.
Оптическая когерентная томография — современный высокотехнологичный и информативный метод выявления патологии сетчатки глаза и преретинальных слоёв стекловидного тела. Однако описание и интерпретация результатов исследования требуют высокой квалификации и специальной подготовки врача-офтальмолога, а также значительных временных затрат врача и пациента. Вместе с тем использование математических моделей на основе аппарата искусственных нейронных сетей в настоящее время позволяет автоматизировать многие процессы, связанные с обработкой изображений. Именно поэтому актуально решение задач, связанных с автоматизацией процесса классификации снимков оптической когерентной томографии на основе глубокого обучения моделей искусственных нейронных сетей.
Цель — разработать архитектуры математических (компьютерных) моделей на основе глубокого обучения свёрточных нейронных сетей, предназначенных для классификации снимков оптической когерентной томографии сетчатки глаза; сравнить результаты вычислительных экспериментов, проведённых с использованием средств Python в Google Colaboratory при одно- и многомодельном подходах, и выполнить оценки точности классификации; сделать выводы об оптимальной архитектуре моделей искусственных нейронных сетей и значениях используемых гиперпараметров.
Материалы и методы. Исходный датасет, представляющий собой обезличенные снимки оптической когерентной томографии реальных пациентов, включал более 2000 изображений, полученных непосредственно с прибора в разрешении 1920×969×24 BPP. Количество классов изображений — 12. Для создания обучающего и валидационного наборов данных осуществляли «вырезание» предметной области 1100×550×24 BPP. Изучали различные подходы: возможность использования предобученных свёрточных нейронных сетей c переносом обучения, методики изменения размера и аугментации изображений, а также различные сочетания гиперпараметров моделей искусственных нейронных сетей. При компиляции модели использовали следующие параметры: оптимизатор Adam, функцию потерь categorical_crossentropy, метрику accuracy. Все технологические процессы с изображениями и моделями искусственных нейронных сетей проводили с использованием средств языка Python в Google Colaboratory.
Результаты. Предложены одно- и многомодельный принципы классификации изображений оптической когерентной томографии сетчатки глаза. Вычислительные эксперименты по автоматизированной классификации таких изображений, полученных с томографа DRI OCT Triton, с использованием различных архитектур моделей искусственных нейронных сетей показали точность при обучении и валидации 98–100%, и на дополнительном тесте — 85%, что является удовлетворительным результатом. Выбрана оптимальная архитектура модели искусственной нейронной сети — 6-слойная свёрточная сеть, — и определены значения её гиперпараметров.
Заключение. Результаты глубокого обучения моделей свёрточных нейронных сетей с различной архитектурой, их валидации и тестирования показали удовлетворительную точность классификации снимков оптической когерентной томографии сетчатки глаза. Данные разработки могут быть использованы в системах поддержки принятия решений в области офтальмологии.