Работы автора

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГУ (2024)

В статье рассматривается проблема взаимосвязи самооценки детей подросткового возраста и их отношения к школьному учителю. Самооценка подростков связана с формированием их активной познавательной деятельности, которая выступает мотивом становления жизненной позиции. Данная проблема не является новой в психолого-педагогической науке, но требует глубокого переосмысления в связи с введением ФГОС нового поколения. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа №12 г. Ельца им. В. А. Дорохина» с участием 40 детей в возрасте 13-15 лет. В рамках эксперимента изучались особенности самооценки детей подросткового возраста и их отношение к педагогу. В исследовании использовались методика самооценки личности С. А. Будасси и техника репертуарных решеток Дж. Келли, позволяющие определить мнение детей подросткового возраста о своих школьных учителях. В качестве основного метода изучения отношения подростков к учителю была применена методика А. А. Рябова «Учитель глазами ученика». Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что между самооценкой подростка и отношением его к учителю существует прямая зависимость, а именно: адекватная или заниженная самооценка способствуют проявлению подростками преимущественно положительного отношения к учителю, а завышенный уровень самооценки приводит к отрицательному типу отношения к педагогу.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Автор(ы): Бакаева Ольга Николаевна, Ануфриева Ольга Викторовна, Рыжкова Ольга Владимировна
Сохранить в закладках
СТРАХИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА (2023)

В настоящее время появляются различные отрасли психологической науки. Одной из таких отраслей является психология стресса, объектом изучения которой является феномен стресса как психолого-педагогическое явление. В данной статье авторами предпринята попытка исследовать психологические барьеры в виде страхов, как форму проявления стресса, в процессе изучения иностранного языка современными старшеклассниками. Анализ теоретических источников позволил сделать вывод о том, что малоразработанными в современной педагогической психологии остаются вопросы диагностики, прогнозирования, профилактики и коррекции психологических барьеров различного уровня, поиска технологий и техник, обеспечивающих эффективное освоение иностранного языка старшеклассниками. Поэтому было проведено опытно-экспериментальное исследование, свидетельствующее о том, что у большинства обучающихся старших классов в той или иной степени испытывают чувство страха к иностранному языку. Но характер этих страхов различен. Если у учащихся 10 классов еще доминируют социальные страхи в изучении иностранного языка, то одиннадцатиклассники испытывают в большей степени именно страхи, связанные непосредственно с учебной деятельностью (неудач на экзамене, плохих оценок, выпускных аттестационных испытаний, особенно в форме единого государственного экзамена по иностранному языку, вступительных экзаменов в различные виды учебных заведений (собеседование по иностранному языку) и, конечно же, страх выбора профессии, связанной с иностранным языком). Такие страхи принимают устойчивую форму и приводят возникновению негативных эмоций, тревожности, нервно-психического напряжения и стресса.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (42), Том 10 (2023)
Автор(ы): Бакаева Ольга Николаевна, Ануфриева Ольга Викторовна, Остроухова Алла Владимировна
Сохранить в закладках