Сегодня цифровые способы общения активно вошли в нашу жизнь, социальные медиа являются привычным каналом для личной и деловой коммуникации, которым пользуются и органы власти. В статье предложен подход, позволяющий выявить уровень цифровизации территории на основе присутствия органов местного самоуправления в социальных медиа. Целью работы является идентификация проблемных муниципальных образований Северо-Западного федерального округа России по использованию в деятельности местных администраций возможностей Интернета по данным социальной сети «ВКонтакте». Эмпирическую базу исследования составляют данные о 1083 поселениях, 199 районах и округах за период с 2011 по 2022 г. по социально-экономическим характеристикам и сведениям о главе муниципального образования. С помощью бинарной логистической регрессии определяются значимые факторы, влияющие на уровень цифрового присутствия в социальных медиа. Для выявления искомых муниципалитетов проводится сопоставление результатов двух кластеризаций - по районным и поселенческим данным. Установлено, что численность населения, размер доходов и расходов бюджета, уровень бюджетной обеспеченности и средняя заработная плата положительно влияют на присутствие в социальных медиа, в то время как расстояние до регионального центра и принадлежность к районному центру оказывают отрицательное влияние. Вероятность появления в социальных медиа зависит от возраста, места проживания главы и способа его выдвижения на выборах. По результатам исследования четверть поселений была отнесена к требующим повышенного внимания при реализации мероприятий, направленных на развитие цифровых технологий и усиление присутствия в социальных медиа. Значительная часть этих поселений находится в Псковской, Новгородской и Вологодской областях.
Проектный подход в современном мире помогает решить множество управленческих задач на разных уровнях. Проектный менеджмент всё чаще используется в туристской отрасли. В статье представлены практики реализации проектного подхода в развитии туризма в российской Арктике. Авторами впервые анализируются туристские проекты в арктических регионах России на основе данных «Проектного офиса развития Арктики» о мерах финансовой поддержки организаций и частных лиц за период 2017-2024 гг. В исследовании представлен портрет грантополучателей проектов, обобщена практика проектной деятельности и выделены основные направления реализованных проектов. Показано, что по результатам проектов функционируют туристские маршруты, используется аудио-, видео и печатный материал, организуются различные мероприятия туристкой направленности. Значительную долю занимают исследовательские проекты, ставящие целью продвижение локальных территорий в сети Интернет, а также изучение возможностей и ограничений развития отдельных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Реализованные при поддержке «Проектного офиса развития Арктики» проекты способствуют повышению интереса к арктическому туризму, создавая дополнительные стимулы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.