Публикации автора

Психологический контракт между преподавателем и студентом: обзор исследований (2024)

Введение. В статье представлен теоретический анализ отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса. Основная идея – обучение и воспитание не являются ни односторонним целенаправленным воздействием учителя на ученика, ни оказанием образовательных услуг учителем ученику, а представляют собой процесс, предполагающий активное участие обеих сторон.

Цель статьи – анализ возникающих обменных отношений, складывающихся между преподавателем и студентом. Объектом исследования является психологический контракт между преподавателем и студентом. Предметом исследования является содержание представлений о взаимных ожиданиях и обязательствах преподавателей и студентов вуза.

Материалы и методы. Статья представляет собой теоретическое исследование отношений социального обмена между преподавателем и студентом. В качестве методологической основы используются теория социального обмена и теория психологического контракта. База исследования – отечественные и зарубежные публикации, размещенные в базах данных РИНЦ, Science Direct, Willey.

Результаты исследования. Отношения между участниками образовательного процесса могут быть рассмотрены с позиции теории социального обмена. В основе отношений между участниками образовательного процесса находится психологический контракт, включающий взаимные ожидания и обязательства. Сторонами психологического контракта в контексте образовательного процесса могут выступать студент-преподаватель-непедагогический работник-университет. Содержание психологического контракта преподаватель-студент отличается от содержания психологического контракта работник-работодатель, хотя сами структурные элементы контракта могут быть одинаковыми. Психологический контракт между участниками образовательного процесса предполагает обмен разными ресурсами.

Обсуждение и заключения. Показан вклад проведенного исследования в теорию социального обмена, теорию психологических контрактов и ресурсную теорию.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Гагарина Мария Анатольевна
Сохранить в закладках