В статье рассматривается история становления и развития уголовно-процессуальной, криминалистической и оперативно-розыскной науки в Академии ФСИН России. Функционирование научной школы имеет большое зна- чение для повышения эффективности образовательного процесса, научного по- тенциала и статуса учебного заведения. Консолидация ученых для совместного решения актуальных проблем деятельности уголовно-исполнительной системы способствует повышению научной активности профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и обеспечивает объективность полученных в ходе исследований результатов. Благодаря последовательной научной деятельности кафедр уголовного процесса и криминалистики и оперативно-розыскной деятель- ности была создана научная школа. Делается вывод об актуальности исследо- ваний, проведенных под непосредственным руководством основоположников научной школы. Их ученики, успешно защитившие кандидатские и докторские диссертации, продолжают активную научную деятельность, развивая передовые идеи своих наставников.
Идентификаторы и классификаторы
Исследовательская деятельность научной школы «Уголовно-процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» Академии ФСИН России содействует динамичному развитию уголовно-исполнительной системы, эффективному осуществлению ее модернизации.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Научная работа в Академии ФСИН России всегда занимала и занимает одно из ведущих мест в развитии вуза. Это обусловлено научной квалификацией профессорско- преподавательского состава образовательной организации, готовящей будущих специалистов для ФСИН России. В настоящее время в учебном процессе и научной работе академии принимают участие 50 докторов наук, 206 кандидатов наук, 31 профессор и 150 доцентов. Благодаря такому потенциалу ученых вузу удается демонстрировать высокие показатели и добиваться новых результатов, обеспечивать высокий уровень теоретической и практической значимости проводимых исследований, их востребованность на практике, необходимое количество и качество научных разработок.
В статье проанализирована научно-исследовательская деятельность известного российского педагога доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, почетного профессора Академии ФСИН России Н. А. Тюгаевой. Исследование построено на методике, разработанной В. И. Белопольским и А. А. Костригиным с использованием методов количественного анализа полного списка научных публикаций ученого. Освещены основные этапы научной деятельности профессора Н. А. Тюгаевой, проведен хронологический анализ работ по типам публикаций.
В статье рассматривается проблема оценки безопасности земельных ресурсов производственных подразделений уголовно-исполнительной системы в контексте общей экономической безопасности. Проведен анализ существующих подходов и предложена система индикаторов, которая позволяет учитывать сложность и масштабность факторов, оказывающих на нее влияние. Предложена концептуальная структура, охватывающая ключевые содержательные аспекты экономической безопасности земельных ресурсов. Она учитывает ориентацию на экономическое устойчивое развитие, включает в себя не только базовое обеспечение бесперебойности функционирования производственных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и рациональное использование, которое отражается на стабильности ценности земли.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья посвящена одной из актуальных проблем пенитенциарной психологии - исследованию характеристики системы ценностей и жизненных ориентиров ВИЧ-инфицированных осужденных. В настоящее время есть все основания говорить о том, что ВИЧ-инфекция сопровождается стигматизацией, которая представляет собой сложный процесс социально-психологического взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. В связи с этим работа с данной категорией лиц обладает определенной спецификой и требует принятия дополнительных организационных и иных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, формированию правопослушного поведения и социальной адаптации в условиях лишения свободы. Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловой сферы ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Актуальность исследования обусловлена поиском психологических предикторов исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных к лишению свободы условно, которые могут быть использованы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в рамках исполнительной пробации. С помощью факторного анализа выявлены следующие психологические предикторы исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных с противоправным поведением: автобиографический фактор; доминантно-поведенческий фактор; фактор правового нигилизма; фактор адаптации; фактор контроля наполненности жизни.
Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Современные реалии жизни диктуют неоспоримую значимость патриотического воспитания. Важным направлением в деятельности уголовно-исполнительной системы является привлечение сотрудников, курсантов к поисковым мероприятиям, проводимым в рамках Всероссийской «Вахты Памяти» при участии Поискового движения России. В исследовании мы раскрываем аспекты взаимодействия военно-патриотического клуба Академии ФСИН России «Поиск», действующего с 2005 года, с институтами гражданского общества в организации«Вахты Памяти» и участии в этом мероприятии, а также анализируем проблемы, возникающие при реализации деятельности поискового отряда в рамках сотрудничества, предлагаем возможные пути их решения. Привлечение все большего количества неравнодушных граждан к Поисковому движению России имеет большое значение для сохранения исторической памяти, помогает восстановить справедливость и вернуть имена героев, которые отдали свою жизнь, защищая Отечество.
В статье исследуются проблемы правового регулирования деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы при возникновении чрезвычайных ситуаций антропогенного, технологического и природного характера, влияющих на процесс исполнения наказания. Сформулированы актуальные предложения по совершенствованию статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, регламентирующей отношения, возникающие при введении режима особого положения в исправительном учреждении.
В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.
В статье раскрываются история, основные направления и достижения научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» факультета психологии и пробации Академии ФСИН России. Подчеркивается значительный вклад в развитие научной школы докторов наук, профессоров В. Г. Деева, В. М. Литвишкова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, Н. А. Тюгаевой, А. И. Ушатикова. Отмечается, что представители рассматриваемой научной школы продолжают активное сотрудничество с зарубежными партнерами посредством публикации научных статей, проведения научно-практических конференций, научных исследований, обмена положительным опытом исправления лиц, отбывающих наказание, и пр. Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» продолжает активно развиваться на основе накопленного опыта с учетом реагирования на современные вызовы времени.
В статье анализируется история становления и развития научной школы «Частноправовое обеспечение отношений в уголовно-исполнительной системе». Раскрываются исторические предпосылки ее возникновения, характеризуются основные направления деятельности научной школы и ее научные результаты, их практическое использование. Автор определяет перспективы исследований научной школы, в том числе в сфере сотрудничества с отечественными и зарубежными организациями.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием научной школы «Обеспечение безопасности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Раскрываются исторический аспект ее становления, основные направления исследований научной школы, характеризуются основатели школы и последователи их научных взглядов, обозначается роль научной школы с точки зрения прикладного развития уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на использовании полученных результатов в науке и практике.
Отдельное место в научной жизни Академии ФСИН России занимает научная школа «Организация и административно-правовые основы государственного управления в уголовно-исполнительной системе» - устойчивое сообщество ученых в области административного права и науки управления. В статье рассматривается содержание деятельности научной школы, анализируется ее развитие на разных этапах функционирования. Продемонстрированы положительные результаты ее деятельности. Обозначен поиск решений регулирования отношений, требующих публично-правовой упорядоченности.
В статье авторы обращаются к периоду образования научной школы «Уголовно-правовые отношения и криминологические аспекты деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», которая создана советскими учеными-пенитенциаристами кафедр уголовного права, криминологии и организации профилактики преступлений Рязанской высшей школы МВД России: доктором юридических наук, профессором Н. А. Огурцовым; кандидатом юридических наук, доцентом Г. В. Дровосековым; доктором юридических наук, профессором В. А. Елеонским; доктором юридических наук, профессором В. И. Гуськовым; доктором юридических наук, профессором Н. С. Артемьевым. Кратко представлена информация о вкладе в развитие научной школы каждого из ее основателей, а также о действующих руководителях научной школы - докторе юридических наук, профессоре К. А. Сыче и докторе юридических наук, профессоре А. Я. Гришко. Научная школа «Уголовно-правовые отношения и криминологические аспекты деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» является специфической формой организации научной деятельности сотрудников и работников указанных кафедр, а также обучающихся - курсантов, студентов, адъюнктов и докторантов. В рамках деятельности научной школы опубликованы результаты коллективных и авторских научных исследований, посвященных изучению теоретических основ становления и дифференциации уголовной ответственности; уголовного наказания и его состава; особенностей и порядка освобождения от уголовного наказания; криминологической характеристики отдельных видов преступлений; особенностей личности преступников; правовых и криминологических аспектов антикоррупционной деятельности, а также других проблем.
В статье рассматриваются вопросы создания и развития научной школы «Правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний», функционирующей на кафедре уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными. Значительное внимание уделено родоначальнику научной школы доктору юридических наук, профессору Михаилу Петровичу Мелентьеву. Раскрываются отдельные научные направления, развивающиеся в рамках научной школы в современных условиях, акцентируется внимание на перспективных направлениях развития научной школы.
Издательство
- Издательство
- Академия ФСИН России
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- Сенная ул., 1
- Юр. адрес
- Сенная ул., 1
- ФИО
- Никитюк Сергей Михайлович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priemnaya.apu@fsin.uis
- Контактный телефон
- +7 (491) 2272112