Архив статей журнала
В статье проанализирована научно-исследовательская деятельность известного российского педагога доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, почетного профессора Академии ФСИН России Н. А. Тюгаевой. Исследование построено на методике, разработанной В. И. Белопольским и А. А. Костригиным с использованием методов количественного анализа полного списка научных публикаций ученого. Освещены основные этапы научной деятельности профессора Н. А. Тюгаевой, проведен хронологический анализ работ по типам публикаций.
В статье рассматривается проблема оценки безопасности земельных ресурсов производственных подразделений уголовно-исполнительной системы в контексте общей экономической безопасности. Проведен анализ существующих подходов и предложена система индикаторов, которая позволяет учитывать сложность и масштабность факторов, оказывающих на нее влияние. Предложена концептуальная структура, охватывающая ключевые содержательные аспекты экономической безопасности земельных ресурсов. Она учитывает ориентацию на экономическое устойчивое развитие, включает в себя не только базовое обеспечение бесперебойности функционирования производственных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и рациональное использование, которое отражается на стабильности ценности земли.
Статья посвящена одной из актуальных проблем пенитенциарной психологии - исследованию характеристики системы ценностей и жизненных ориентиров ВИЧ-инфицированных осужденных. В настоящее время есть все основания говорить о том, что ВИЧ-инфекция сопровождается стигматизацией, которая представляет собой сложный процесс социально-психологического взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. В связи с этим работа с данной категорией лиц обладает определенной спецификой и требует принятия дополнительных организационных и иных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, формированию правопослушного поведения и социальной адаптации в условиях лишения свободы. Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловой сферы ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Современные реалии жизни диктуют неоспоримую значимость патриотического воспитания. Важным направлением в деятельности уголовно-исполнительной системы является привлечение сотрудников, курсантов к поисковым мероприятиям, проводимым в рамках Всероссийской «Вахты Памяти» при участии Поискового движения России. В исследовании мы раскрываем аспекты взаимодействия военно-патриотического клуба Академии ФСИН России «Поиск», действующего с 2005 года, с институтами гражданского общества в организации«Вахты Памяти» и участии в этом мероприятии, а также анализируем проблемы, возникающие при реализации деятельности поискового отряда в рамках сотрудничества, предлагаем возможные пути их решения. Привлечение все большего количества неравнодушных граждан к Поисковому движению России имеет большое значение для сохранения исторической памяти, помогает восстановить справедливость и вернуть имена героев, которые отдали свою жизнь, защищая Отечество.
В статье исследуются проблемы правового регулирования деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы при возникновении чрезвычайных ситуаций антропогенного, технологического и природного характера, влияющих на процесс исполнения наказания. Сформулированы актуальные предложения по совершенствованию статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, регламентирующей отношения, возникающие при введении режима особого положения в исправительном учреждении.
В статье раскрываются история, основные направления и достижения научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» факультета психологии и пробации Академии ФСИН России. Подчеркивается значительный вклад в развитие научной школы докторов наук, профессоров В. Г. Деева, В. М. Литвишкова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, Н. А. Тюгаевой, А. И. Ушатикова. Отмечается, что представители рассматриваемой научной школы продолжают активное сотрудничество с зарубежными партнерами посредством публикации научных статей, проведения научно-практических конференций, научных исследований, обмена положительным опытом исправления лиц, отбывающих наказание, и пр. Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» продолжает активно развиваться на основе накопленного опыта с учетом реагирования на современные вызовы времени.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием научной школы «Обеспечение безопасности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Раскрываются исторический аспект ее становления, основные направления исследований научной школы, характеризуются основатели школы и последователи их научных взглядов, обозначается роль научной школы с точки зрения прикладного развития уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на использовании полученных результатов в науке и практике.
Отдельное место в научной жизни Академии ФСИН России занимает научная школа «Организация и административно-правовые основы государственного управления в уголовно-исполнительной системе» - устойчивое сообщество ученых в области административного права и науки управления. В статье рассматривается содержание деятельности научной школы, анализируется ее развитие на разных этапах функционирования. Продемонстрированы положительные результаты ее деятельности. Обозначен поиск решений регулирования отношений, требующих публично-правовой упорядоченности.
В статье рассматривается история становления и развития уголовно-процессуальной, криминалистической и оперативно-розыскной науки в Академии ФСИН России. Функционирование научной школы имеет большое зна- чение для повышения эффективности образовательного процесса, научного по- тенциала и статуса учебного заведения. Консолидация ученых для совместного решения актуальных проблем деятельности уголовно-исполнительной системы способствует повышению научной активности профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и обеспечивает объективность полученных в ходе исследований результатов. Благодаря последовательной научной деятельности кафедр уголовного процесса и криминалистики и оперативно-розыскной деятель- ности была создана научная школа. Делается вывод об актуальности исследо- ваний, проведенных под непосредственным руководством основоположников научной школы. Их ученики, успешно защитившие кандидатские и докторские диссертации, продолжают активную научную деятельность, развивая передовые идеи своих наставников.
В статье рассматриваются вопросы создания и развития научной школы «Правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний», функционирующей на кафедре уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными. Значительное внимание уделено родоначальнику научной школы доктору юридических наук, профессору Михаилу Петровичу Мелентьеву. Раскрываются отдельные научные направления, развивающиеся в рамках научной школы в современных условиях, акцентируется внимание на перспективных направлениях развития научной школы.
В статье представлен сравнительный анализ производственного потенциала путем сопоставления составляющих элементов предпринимательской деятельности в рыночной экономике и производственном секторе учреждений уголовно-исполнительной системы. В исследовании отражены точки соприкосновения и различия в ведении предпринимательской деятельности для каждого случая. Представлен перечень основных профессий, которые характеризуются продуктивной трудовой занятостью.
- 1
- 2