В статье анализируется причины усиления частоты возникновения тевожных и депрессивных расстройств в современном обществе риска. Рассматриваются неоднозначные взаимосвязи указанных патологий с уровнем двигательной активности, информационными нагрузками, темпом и ритмом современной жизни. Приводятся данные литературы и результаты собственных исследований о значительном влиянии особенностей учебной и профессиональной деятельности на адаптационные возможности организма и скорость старения. Обсуждаются возможности повышения эффективности профилактики и коррекции тревожных и депрессивных расстройств у спортсменов и представителей других групп населения.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования обусловлена наблюдаемым во всем мире ростом частоты возникновения тревожных и депрессивных расстройств у людей самого разного возраста и профессиональной принадлежности [4, 6]. Особую озабоченность специалистов вызывает степень распространения указанных состояний среди детей и молодежи. Экспериментальные данные многих ученых и результаты наших собственных исследований указывают на взаимосвязь повышения уровня ситуативной тревожности с ростом непредсказуемости и неопределенности условий жизни и деятельности вследствие непрерывно действующего избыточного и противоречивого (а часто негативного и даже агрессивного) потока информации [2, 9]. Известно, что тревожность (в зависимости от уровня) может играть как позитивную, так и негативную роль в адаптации организма животных и человека к изменениям условий окружающей среды [6, 8]. На начальном этапе процесса приспособления к новым условиям рост тревожности по сравнению с уровнем покоя необходим для адекватной оценки степени опасности поступивших сигналов. Чрезмерно интенсивная и пролонгированная тревожность приводит к целому ряду неблагоприятных сдвигов в функционировании организма, что в итоге провоцирует развитие стресс-индуцированных патологий и появление ассоциированных с возрастом заболеваний даже у молодых людей [2, 9].
Список литературы
1. Активное и здоровое долголетие: надежды, разочарования, перспективы / Д. С. Лысенко, А. В. Лысенко, В. Н. Федорец, А. В. Арутюнян // Университетский Терапевтический Вестник. - 2023. - 5 (2). - С. 57-67. EDN: YDCVBI
2. Бабарахимова С. Б., Искандарова Ж. М. Тревожно-депрессивные расстройства у лиц с игровой компьютерной зависимостью //Вопросы наркологии. 2016. № 11-12. С. 98-100. EDN: ZHAQFL
3. Белавкина М. В., Аракелян Г. Л., Фадеева В. В. Психолого-педагогические аспекты мотивации студентов к занятиям физической культурой / М. В. Белавкина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022, № 3 (69). - С. 115-119.
4. Влияние возрастных особенностей на степень выраженности тревожнодепрессивных расстройств у спортсменов /А.В. Лысенко, Т. В. Таютина, Н. А. Недоруба и [др.] // Валеология. 2015. № 2. С. 59-64. EDN: UYHLPH
5. Егоров В. Н. Оценка влияния качественных и количественных нарушений сна на развитие тревожно-депрессивных изменений у спортсменов / В. Н. Егоров, Т. В. Таютина, Е. А. Недоруба и [др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015.№ 3. С. 79. EDN: TYSHPL
6. Крупко К. Р. Тревожно-депрессивные расстройства у медицинских работников // NovaUm.Ru. 2020. № 26. С. 71-72. EDN: PWNHZD
7. Оценка влияния интенсивности физической нагрузки на метеолабильность и нарушения сна / Е. А. Недоруба, Т. В. Таютина, А. В. Лысенко и [др.] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1398. EDN: VIEYFR
8. Повышенная метеочувствительность как фактор риска развития тревожно-депрессивных нарушений у спортсменов / А. В. Ерошенков, Т. В. Таютина, А. В. Лысенко, Е. А. Недоруба и [др]. //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1399. EDN: VIEYGB
9. Ускоренное старение как риск цифровизации образования: возможности профилактики / Д. С. Лысенко, А. В. Лысенко, Л. А. Сорокина и [др.] // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. № 1. С. 61-67. EDN: KQZSIO
10. Фетисов А. С., Аристова И. В. Проблемы формирования здоровьесбережения в цифровом образовании // Перспективы науки. 2019. № 2.- С. 231-234. EDN: ZABRSH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования рассмотреть современные подходы к отбору спортивно одаренных детей и обосновать эффективность внедрения модели отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности на основе применения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Стань чемпионом». В статье определены этапы спортивного отбора и представлена методика исследования спортивной предрасположенности на АПК «Стань чемпионом».
Цель исследования заключалась в изучении представлений студентов первого курса и содержании понятия «физическая культура» в контексте здоровьесбережения. В исследовании приняло участие 150 студентов первого курса, которым было предложено на первом дать свое понимание терминов «физическая культура» и «здоровье», а на втором этапе студентам были предложены теоретические занятия. В ходе занятий у студентов формировались компетенции, связанные с самостоятельными навыками оценивания здоровья, а также способностью выбирать соответствующие виды нагрузки. В ходе анализа работ студентов выявлены их представления о здоровье и способах его сохранения. Результаты исследования показывают, роль оценки «входящих» знаний и представлений для отбора содержания и методов работы со студентами в рамках учебных дисциплин.
В статье рассматривались особенности средств и методов специальной физической подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием к зимнему соревновательному сезону. Изложены факторы педагогического эксперимента на примере разработки учебно-тренировочной трассы. Проанализированы особенности контрольного тестирования. Получены сведения о положительной взаимосвязи в таких тестах, как лыжная гонка (свободный стиль), лыжный спринт, прыжки в высоту с места, подъем туловища и соревновательными результатами участников педагогического эксперимента.
Разработана методика начального обучения двигательным действиям, применявшаяся в первые 3 месяца занятий у мальчиков 10-12 лет. Методика базируется на теории поэтапного формирования ориентировочной основы действий. Правила техники использовались как критерии взаимооценки качества выполнения учебных заданий. Средний уровень обученности подъему в окно второго этажа учебной башни со старта составил 64 % при достаточно высокой скорости выполнения.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В материале представлен фрагмент исследования соревновательной деятельности высококвалифицированных мужских гандбольных команд России и сборных команд стран, участвующих в Чемпионате Мира 2023 г. Отмечено, что команды лидеры Чемпионата России выполняют позиционные атаки в основном продолжительностью 15-35 с, аналогичные данные получены в матчах команд Чемпионата мира 2023 г. Относительная кратковременность атак определяет высокий темп и соответственно результативность игры. Вместе с тем большое количество атак в матче команд лидеров позволяют выделить скоростную и скоростно-силовую выносливость в качестве значимых физических качеств, которые определяют направленность функциональной подготовки, как высококвалифицированных гандболистов, так и в спортсменов ближайшего резерва.
Цель представленного исследования: изучение отечественных научных трудов психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
Методы: изучение особенностей психологического состояния студентов в условиях самоизоляции путем теоретического анализа научных публикаций исследователей в области психологии спорта.
Результаты: рассмотрены особенности психологического состояния студенческой молодежи в условиях самоизоляции, которые могут способствовать программ повышения эффективности психологической помощи со стороны спортивных психологов в целях обеспечения психологического благополучия и сохранения спортивной формы студентами в непредвиденной ситуации. В статье представлен проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки спортивного сообщества и студенческой молодежи. В результате реализации проекта следует не только ожидать повышения престижа профессии спортивного психолога, но и создания надежной системы психологической поддержки юношей и девушек в условиях возможной самоизоляции.
В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
В статье представлено исследование преобладающего способа пространственного представления спортсменами парусного спорта в процессе гонок на дистанции в естественных условиях. Выявлено, что у спортсменов парусного спорта в целом по выборке (n=351) преобладают аллоцентрические пространственные представления (АПП), составляющие 79 % от общего числа. В то же время эгоцентрические пространственные представления (ЭПП) у спортсменов составляют 21 %. Анализ распределения пространственных представлений у спортсменов по уровню спортивной квалификации позволил выделить тенденцию увеличения доли аллоцентрических пространственных представлений с повышением спортивного разряда, в то время как доля ЭПП снижается. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональные яхтсмены чаще используют АПП или переключение между ЭПП и АПП, в то время как начинающие яхтсмены, как правило, используют только ЭПП.
В статье рассмотрены методы и приёмы развития способности работать в команде у студентов ВУЗов. Обобщены ключевые признаки и составляющие деятельности командной работы. Рассмотрены возможности развития командной работы и лидерства в рамках занятий физической культурой и спортом. Выделены основные условия, факторы, формы организации учебных и внеучебных спортивных мероприятий, которые будут способствовать развитию командной работы в вузе.
Представлены результаты исследования медиаграмотности студентов в области культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Охарактеризованы источники получения информации о мерах безопасности и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Установлено, что студенты используют социальные сети, мессенджеры для общения, получения общей информации о событиях и происшествиях, а реальные знания и навыки безопасного поведения получают из учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». При отсутствии угрозы для жизни и здоровья у студентов нет мотивации поиска полезной информации в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru