В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
Идентификаторы и классификаторы
В современном спортивном мире поставлены высокие стандарты, требующие от атлетов и их наставников не только технических навыков, но и стратегического мышления для достижения вершин успеха. Особенно это актуально в баскетболе, где победа зависит не только от физических данных, но и от психологической устойчивости и силы воли команды и ее отдельных членов. Важность эмоциональной составляющей в спортивных достижениях становится предметом все более глубокого анализа.
Список литературы
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с. EDN: SDQUNJ
2. Иванова С. В. Эмоциональный интеллект: что это?: (аналит. обзор лит. по эмоцион. интеллекту в пед. аспекте) // Ценности и смыслы. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-chto-eto-analiticheskiy-obzorliteratury-po-emotsionalnomu-intellektu-v-pedagogicheskom-aspekte (дата обращения: 27.02.2024). EDN: ZMHFTQ
3. Пантелеева,Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (Челябинск, февр. 2015 г.). Челябинск, 2015. С. 19-25. EDN: TRECIJ
4. Пирожкова В. О. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу // Рудиковские чтения: сб. тр. IX междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. М., 2013. С. 245-248. EDN: TSREOR
5. Пирожкова В. О. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов и их способность к произвольной саморегуляции поведения // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnogo-intellekta-na-sorevnovatelnuyu-nadezhnost-sportsmenovi-ih-sposobnost-k-proizvolnoy-samoregulyatsii (дата обращения: 27.02.2024). EDN: RQCHON
6. Эмоциональный интеллект как основа личностной готовности к профессиональной самореализации спортсменов разной квалификации / И. В. Харитонова [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-osnova-lichnostnoygotovnosti-k-professionalnoy-samorealizatsii-sportsmenov-raznoy-kvalifikatsii (дата обращения: 27.02.2024). EDN: ZQJKHZ
7. Bar-On R. The Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence // Psicothema. 2006. Vol. 18, Supl. P. 13-25.
8. Competitive Anxiety in Young Basketball Players from the Real Madrid Foundation / G. Ortega Vila [et al.]. // Sustainability. 2020. Vol. 12, Iss. 9. P. 3596. DOI: 10.3390/su12093596 EDN: SBJGEX
9. Fiori M., Vesely-Maillefer A. K. Emotional Intelligence as an Ability: Theory, Challenges, and New Directions. // Emotional Intelligence in Education / Eds. K. Keefer [et al.]. Cham, 2018. P. 13-47. DOI: 10.1007/978-3-319-90633-1_17
10. Kopp A., Jekauc D. (2018). The Influence of Emotional Intelligence on Performance in Competitive Sports: A Meta-Analytical Investigation. // Sports. 2018. Vol. 6, Iss. 4. P. 175. DOI: 10.3390/sports6040175 EDN: FCFRPG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования рассмотреть современные подходы к отбору спортивно одаренных детей и обосновать эффективность внедрения модели отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности на основе применения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Стань чемпионом». В статье определены этапы спортивного отбора и представлена методика исследования спортивной предрасположенности на АПК «Стань чемпионом».
Цель исследования заключалась в изучении представлений студентов первого курса и содержании понятия «физическая культура» в контексте здоровьесбережения. В исследовании приняло участие 150 студентов первого курса, которым было предложено на первом дать свое понимание терминов «физическая культура» и «здоровье», а на втором этапе студентам были предложены теоретические занятия. В ходе занятий у студентов формировались компетенции, связанные с самостоятельными навыками оценивания здоровья, а также способностью выбирать соответствующие виды нагрузки. В ходе анализа работ студентов выявлены их представления о здоровье и способах его сохранения. Результаты исследования показывают, роль оценки «входящих» знаний и представлений для отбора содержания и методов работы со студентами в рамках учебных дисциплин.
В статье рассматривались особенности средств и методов специальной физической подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием к зимнему соревновательному сезону. Изложены факторы педагогического эксперимента на примере разработки учебно-тренировочной трассы. Проанализированы особенности контрольного тестирования. Получены сведения о положительной взаимосвязи в таких тестах, как лыжная гонка (свободный стиль), лыжный спринт, прыжки в высоту с места, подъем туловища и соревновательными результатами участников педагогического эксперимента.
Разработана методика начального обучения двигательным действиям, применявшаяся в первые 3 месяца занятий у мальчиков 10-12 лет. Методика базируется на теории поэтапного формирования ориентировочной основы действий. Правила техники использовались как критерии взаимооценки качества выполнения учебных заданий. Средний уровень обученности подъему в окно второго этажа учебной башни со старта составил 64 % при достаточно высокой скорости выполнения.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В материале представлен фрагмент исследования соревновательной деятельности высококвалифицированных мужских гандбольных команд России и сборных команд стран, участвующих в Чемпионате Мира 2023 г. Отмечено, что команды лидеры Чемпионата России выполняют позиционные атаки в основном продолжительностью 15-35 с, аналогичные данные получены в матчах команд Чемпионата мира 2023 г. Относительная кратковременность атак определяет высокий темп и соответственно результативность игры. Вместе с тем большое количество атак в матче команд лидеров позволяют выделить скоростную и скоростно-силовую выносливость в качестве значимых физических качеств, которые определяют направленность функциональной подготовки, как высококвалифицированных гандболистов, так и в спортсменов ближайшего резерва.
Цель представленного исследования: изучение отечественных научных трудов психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
Методы: изучение особенностей психологического состояния студентов в условиях самоизоляции путем теоретического анализа научных публикаций исследователей в области психологии спорта.
Результаты: рассмотрены особенности психологического состояния студенческой молодежи в условиях самоизоляции, которые могут способствовать программ повышения эффективности психологической помощи со стороны спортивных психологов в целях обеспечения психологического благополучия и сохранения спортивной формы студентами в непредвиденной ситуации. В статье представлен проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки спортивного сообщества и студенческой молодежи. В результате реализации проекта следует не только ожидать повышения престижа профессии спортивного психолога, но и создания надежной системы психологической поддержки юношей и девушек в условиях возможной самоизоляции.
Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
В статье анализируется причины усиления частоты возникновения тевожных и депрессивных расстройств в современном обществе риска. Рассматриваются неоднозначные взаимосвязи указанных патологий с уровнем двигательной активности, информационными нагрузками, темпом и ритмом современной жизни. Приводятся данные литературы и результаты собственных исследований о значительном влиянии особенностей учебной и профессиональной деятельности на адаптационные возможности организма и скорость старения. Обсуждаются возможности повышения эффективности профилактики и коррекции тревожных и депрессивных расстройств у спортсменов и представителей других групп населения.
В статье представлено исследование преобладающего способа пространственного представления спортсменами парусного спорта в процессе гонок на дистанции в естественных условиях. Выявлено, что у спортсменов парусного спорта в целом по выборке (n=351) преобладают аллоцентрические пространственные представления (АПП), составляющие 79 % от общего числа. В то же время эгоцентрические пространственные представления (ЭПП) у спортсменов составляют 21 %. Анализ распределения пространственных представлений у спортсменов по уровню спортивной квалификации позволил выделить тенденцию увеличения доли аллоцентрических пространственных представлений с повышением спортивного разряда, в то время как доля ЭПП снижается. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональные яхтсмены чаще используют АПП или переключение между ЭПП и АПП, в то время как начинающие яхтсмены, как правило, используют только ЭПП.
В статье рассмотрены методы и приёмы развития способности работать в команде у студентов ВУЗов. Обобщены ключевые признаки и составляющие деятельности командной работы. Рассмотрены возможности развития командной работы и лидерства в рамках занятий физической культурой и спортом. Выделены основные условия, факторы, формы организации учебных и внеучебных спортивных мероприятий, которые будут способствовать развитию командной работы в вузе.
Представлены результаты исследования медиаграмотности студентов в области культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Охарактеризованы источники получения информации о мерах безопасности и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Установлено, что студенты используют социальные сети, мессенджеры для общения, получения общей информации о событиях и происшествиях, а реальные знания и навыки безопасного поведения получают из учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». При отсутствии угрозы для жизни и здоровья у студентов нет мотивации поиска полезной информации в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru