Рассмотрены некоторые аспекты планирования и управления адаптационными мероприятиями, направленными на снижение последствий негативных изменений климата на инфраструктурные объекты экономики. Проведен анализ проблем оценки риска неблагоприятного воздействия изменения климата на объекты в условиях значительной неопределенности. Рассмотрена структура комплексного оценивания объектов с использованием карт прогнозов климата и оценок уязвимости объектов. Предложен подход к формированию портфеля инфраструктурных объектов. Отбор объектов предложено проводить в два этапа. На первом этапе для формирования предварительного портфеля объектов применяется метод комплексного оценивания. На втором этапе предложено применять метод, основанный на последовательном выделении инвестиционного ресурса в порядке убывания оценки удельного риска. При реализации второго этапа ограниченность инвестиционного фонда определяет окончательный портфель объектов для проведения адаптационных мероприятий. Представлена модель организационного механизма финансирования и стимулирования проведения адаптационных мероприятий на объекте при неполной информированности управляющего органа. Предложен механизм стимулирования адаптационных работ, обеспечивающий сообщение управляющему органу достоверной информации от объектов. Показано, что предложенный механизм является оптимальным в условиях неполной информированности управляющего органа.
Идентификаторы и классификаторы
Разработка проектов создания значимых инфраструктурных объектов (ИО), например объектов промышленной, энергетической, транспортной инфраструктуры, с длительными сроками строительства и эксплуатации, требует анализа и прогноза их жизненных циклов. Прогноз жизненного цикла от начала строительства до окончания функционирования рассматриваемого объекта включает прогноз внешних воздействий на объект еще на этапе проектирования. Одним из важнейших факторов внешнего воздействия является влияние на ход строительства и функционирования объекта изменений климата (ИК). Следовательно, при проектировании строительства и в процессе функционирования объектов необходимо заранее предусмотреть адаптационные меры по отношению к прогнозируемым негативным воздействиям ИК.
Список литературы
1. Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) / под ред. В.М. Катцова, - Санкт-Петербург: Климатический центр Росгидромета, 2017. - 106 с. - URL: https://meteoinfo.ru/images/media/books-docs/klim-riski-2017.pdf (дата обращения 10.09.2023).
2. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ. Общее резюме. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. - 124 с.
3. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) / под ред. В.М. Катцова, Б.Н. Порфирьева. - СПб: Климатический центр Росгидромета, 2020. - 120 с. - URL: http://cc.voeikovmgo.ru/images/dokumenty/2020/dokladRGM.pdf (дата обращения 10.09.2023).
4. Адаптация к изменениям климата. Принципы, требования и руководящие указания (ISO 14090:2019, IDT). Национальный стандарт Российской Федерации. - М: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2019. - 32 с. - URL: https://cc.voeikovmgo.ru/images/dokumenty/2020/gost_r_iso_14090-2019.pdf (дата обращения 10.09.2023).
5. Медведков А.А. Адаптация к климатическим изменениям: глобальный эколого-экономический тренд и его значение для России // Вестник Московского областного университета. Серия: Естественные науки. - 2018. - № 4. - С. 11-19. -. DOI: 10.18384/2310-7189-2018-4-11-19 EDN: YTSCXB
6. Быков А.А. О рисках изменения климата и устойчивого развития // Проблемы анализа риска. - 2021. - Т. 18. - № 4. - С. 8-14. -. DOI: 10.32686/1812-5220-2021-18-4-8-14 EDN: KILHQK
7. Михеев П.Н. О подходах к учету рисков изменения климатических условий при планировании и реализации нефтегазовых проектов // Проблемы анализа риска. - 2021. - Т. 18. - № 1. - С. 52-65. -. DOI: 10.32686/1812-5220-2021-18-1-52-65 EDN: PKPNML
8. Апулу О.Г., Потравный И.М., Вега А.Ю. Эколого-экономическое обоснование выбора технологий рекультивации загрязненных нефтью земель. - М.: Экономика, 2021. - 136 с. EDN: DSRFBH
9. Хлебникова Е.И., Дацюк Т.А., Саллъ И.А. Воздействие изменений климата на строительство, наземный транспорт, топливно-энергетический комплекс // Труды главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. - 2014. - № 574. - С. 125-178. EDN: TIQKPB
10. Черешнюк С.В., Тимашова Л.В. Учет, мониторинг и прогноз климатических условий при проектировании и эксплуатации воздушных линий электропередачи. карты климатического районирования // Энергия единой сети. - 2021. - № 4 (59). - С. 65-75. EDN: BEKKXK
11. Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. - М: Центральный банк Российской Федерации, 2020. - 34 с. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/108263/consultation_paper_200608.pdf (дата обращения 10.09.2023).
12. Palin, E., Stipanovic Oslakovic, I., Gavin, K., Quinn, A. Implications of Climate Change for Railway Infrastructure // WIREs Climate Change. - 2021. - Vol. 12, no. 5. -. DOI: 10.1002/wcc.728 EDN: OQLUZC
13. Operation and Construction Measures for Ensuring Climate-Resilient Railway Infrastructure // Climate ADAPT. - 2021. - URL: https://climate-adapt.eea.europa.eu/en/metadata/adaptation-options/operation-and-construction-measures-for-ensuring-climate-resilient-railway-infrastructure (дата обращения 10.09.2023). [Accessed September 10, 2023].
14. Weather Resilience and Climate Change Adaptation Strategy. Safety, Technical and Engineering. - London: Network Rail, 2017. - URL: https://safety.networkrail.co.uk/wp-content/uploads/2017/02/NR-WRCCA-Strategy-2017-2019.pdf (дата обращения 10.09.2023). [Accessed September 10, 2023].
15. Tomorrow’s Railway and Climate Change Adaptation: Executive Report. - London: Rail Safety and Standards Board Ltd., 2016. URL: https://adaptationscotland.org.uk/download_file/view_inline/390 (дата обращения 10.09.2023). [Acessed September 10, 2023].
16. Dawson, R., Thompson, D., Johns, D., et al. A Systems Framework for National Assessment of Climate Risks to Infrastructure // Philosophical Transactions. Series A, Mathematical, physical, and Engineering Sciences. - 2018. - 376. - Art. no. 20170298.
17. Последствия изменения климата для международных транспортных сетей и адаптация к ним. - Нью-Йорк-Женева: ООН, 2013. - 270 с. - URL: https://unece.org/DAM/trans/main/wp5/publications/climate_change_2014r.pdf (дата обращения 10.09.2023).
18. Бурков В.Н., Еналеев А.К., Строгонов В.И., Федянин Д.Н. Модели и структура управления разработкой и внедрением инновационных средств и технологий (на примере железнодорожного транспорта) I. Механизмы отбора приоритетных проектов и распределения ресурсов // Управление большими системами. - 2018. - Вып. 74. - С. 81-107. EDN: XVXOFV
19. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами / 3-е изд. - М.: Изд-во физ.-мат. лит., 2012. - 584 с.
20. Механизмы управления / под ред. Д.А. Новикова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЛЕНАНД, 2013. - 216 с.
21. Korgin, N.A., Sergeev, V.A. Identification of Integrated Rating Mechanisms on Complete Data Sets // IFIP Advances in Information and Communication Technology. - 2021. - Vol. 630. - P. 610-616. EDN: LBMHEI
22. Merer, H.K., Pferschy, U., Pisinger, D. Knapsack Problem. - Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2004. - 546 p.
23. Бурков В.Н., Еналеев А.К. Обобщенная задача о ранце // Тр. одиннадцатой международной конференции “Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2018)”. - Москва, 2018. - Т. 1. - С. 117-123. EDN: PUMROB
24. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. - М.: Наука, 1977. - 255 с.
25. Бурков В.Н., Еналеев А.К. Оптимальность принципа открытого управления. Необходимые и достаточные условия достоверности информации в активных системах // Автоматика и телемеханика. - 1985. - № 3. - С. 73-80.
26. Еналеев А.К. Оптимальность согласованных механизмов функционирования в активных системах // Управление большими системами. - 2011. - Вып. 33. - С. 143-166. EDN: NWZOGT
27. Еналеев А.К. Правильные механизмы планирования в активных организационных системах с обменом информацией // Труды шестнадцатой международная конференция “Управление развитием крупномасштабных систем” (MLSD’2023). - Москва, 2023. - С. 1655-1662. EDN: PRRFGE
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается вариант Attacker-Defender-Target задачи с одним или двумя защитниками в плоской постановке. Предполагается, что цель и защитники двигаются прямолинейно с постоянной скоростью, атакующий двигается по догонной траектории без ограничения на радиус кривизны. Скорость защитников меньше скорости цели, скорость атакующего - больше. Смысл использования защитников заключается в том, чтобы атакующий вначале занимался их перехватом, и только после этого переключался на преследование основной цели. Тем самым время перехвата основной цели увеличивается, и она может стать недостижима для имеющего ограниченный запас топлива атакующего. Оптимизируются углы и времена выпуска защитников, в том числе рассматривается вариант выпуска защитников с одной стороны от цели. Исследование осуществляется для различных моделей работы системы самонаведения автономного атакующего аппарата: движения к центру масс всех преследуемых объектов, к ближайшей цели по расстоянию или по угловой дальности. Проведено численное моделирование, показывающее важность выбора угла выпуска защитников, целесообразность использования второго защитника, получены сценарии, в которых использование защитников делает основную цель недостижимой для атакующего.
Предложен подход к оценке эффективности интеллектуальных технологий выявления опасных сочетаний обстоятельств в авиатранспортных системах. Формализовано влияние таких технологий на безопасность полетов и общую стоимость владения авиационной техникой. Разработана простая модель оценки эффективности внедрения интеллектуальных технологий (для выявления единичной скрытой проблемы). Качественный анализ этой модели позволил выявить роль различных ее параметров - таких как численность и налет парка авиационной техники, длительность и стоимость устранения системной проблемы, ущерб от событий различной степени серьезности. Также предложен подход к моделированию процессов выявления и устранения опасных сочетаний обстоятельств на протяжении жизненного цикла авиатранспортных систем с учетом эффекта обучения. Этот эффект состоит в том, что при накоплении опыта функционирования авиатранспортной системы и постепенном устранении скрытых системных проблем интенсивность их проявления со временем сокращается. Основным параметром, характеризующим интеллектуальные технологии выявления скрытых закономерностей в обстоятельствах инцидентов, является показатель относительного ускорения их выявления. Оба вида моделей позволяют в конечном счете оценить зависимость ожидаемых потерь от данного обобщающего параметра. Также важны зависимости результатов модельных расчетов от прочих параметров предложенных моделей, в том числе от длительности и стоимости устранения выявленных проблем, ущерба от различных событий, численности и налета парка авиационной техники. Показано, что технологии интеллектуального анализа данных максимально эффективны в авиатранспортной системе при малой численности парка воздушных судов и при низких интенсивностях их эксплуатации.
Предложен подход к учёту управляющих воздействий на динамику отраслевой структуры рынка труда при прогнозировании показателей отраслевой занятости. Применяемая схема прогнозирования основана на балансовой математической модели межотраслевых перемещений трудовых ресурсов. В рассмотренном ранее одним из авторов варианте схемы прогнозирования тренды показателей, характеризующих межотраслевую мобильность рабочей силы, определялись независимо друг от друга. В настоящей работе осуществлена модификация данной схемы: предложен способ группировки показателей межотраслевых перемещений и критерий определения общего тренда показателей внутри каждой группы. С помощью модифицированной схемы прогнозирования вычислены прогнозы отраслевой занятости на рынке труда РФ в 2011-2016 гг., произведено сравнение с ранее полученными результатами. По данным отраслевой занятости и безработицы за 2017-2021 гг., предоставляемым согласно классификатору ОКВЭД-2, осуществлён прогноз ожидаемого уровня занятости в конце 2022 г. На примере рынка труда РФ в 2017-2022 гг. рассмотрен способ определения результатов управления: продемонстрированы изменения прогнозов отраслевой занятости в случае учёта управляющих воздействий на аграрный и промышленный сектора исследуемого рынка.
Россия значительной частью своей экономики участвует в международном разделении труда, мировой торговле, трансграничных производственных цепочках. В последние годы усиливается управление государством этими процессами путем прямых инвестиций в производство и инфраструктуру, а также применения мер налоговой, кредитной, бюджетной и иной политики. В результате возрастает потребность в проведении экономических исследований с применением математических моделей управления отраслями и комплексами, построенных на межстрановых таблицах «затраты - выпуск» (межотраслевые балансы мировой экономики) с выделенными в них блоками внешней торговли. В статье введены в научный оборот межотраслевые балансы мировой экономики, созданные в последние годы, дан их обзор. Предложена модель экономики России, основанная на традиционных таблицах «затраты - выпуск» с расширением их с помощью матриц потоков импорта промежуточной и конечной продукции. Проведена верификация модели на примере отраслей добывающего, обрабатывающего и транспортного комплексов России. Получены оценки динамики их развития и структурных сдвигов за период 2000-2018 гг. с учетом внешнеторговой составляющей. В модель введены формулы для вычисления коэффициентов участия отраслей в глобальных производственных цепочках. Исследование показало, что по степени включения в трансграничные добывающие, обрабатывающие, транспортно-логистические цепочки Россия сопоставима с другими странами, обладающими крупными территориями, запасами полезных ископаемых и транспортными коммуникациями, такими как США и Австралия. Определены перспективные направления совершенствования модели.
Рассматривается задача распределения реентерабельных ресурсов при выполнении комплекса взаимозависимых работ, представленного в виде сетевого графика. Предполагается линейная зависимость времени выполнения работ от используемых ресурсов. Обосновывается алгоритм построения решения для работ с предопределенной последовательностью наступления событий в сетевом графике комплекса работ. Предлагается алгоритм сведения задачи общего вида к вспомогательной задаче с упорядоченными временами наступления событий, а также алгоритм построения оптимального решения исходной задачи. Сходимость данного алгоритма обусловлена конечностью итераций на каждом из этапов. Общая вычислительная сложность алгоритма может быть оценена как O(n2), где n - количество вершин в исходном сетевом графике. Представляется перспективным применение предложенного алгоритма для планирования комплексов взаимосвязанных работ с использованием реентерабельных ресурсов.
Поддержка принятия решений при управлении сложными организационными и техническими системами сохраняет свою актуальность в связи с растущей ролью и возможностями географических информационных систем, которые и являются объектом настоящего исследования. Анализируется уровень их представления в мировой и российской среде, особенности их развития, а также основные научные результаты, полученные в Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН. Выделены самые востребованные в сфере хозяйствования технологии и функциональные возможности геоинформационных систем. Геоинформационная система рассмотрена как инструмент обработки и поддержки принятия управленческих решений. Исследованы основные зарубежные и российские геоинформационные системы, основные их характеристики, области применения, тенденции и перспективы развития. Приведены описания геоинформационных технологий и алгоритмов, реализованных в полнофункциональных геоинформационных системах и рассматриваемых как платформы для создания геоинформационных систем различного назначения.
Издательство
- Издательство
- ИПУ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, ГСП-7, г. Москва, Профсоюзная, 65
- Юр. адрес
- 117997, г. Москва, Профсоюзная, 65
- ФИО
- Новиков Дмитрий Александрович (дирек)
- E-mail адрес
- dan@ipu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3348910
- Сайт
- https://www.ipu.ru/