Статья посвящена анализу современного состояния научно_исследовательской культуры в российской педагогике и перспективам ее развития. Введение подчеркивает актуальность проблемы, вызванной изменениями в требованиях к научным исследованиям и публикационной активности. Обсуждаются как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на культуру педагогических исследований, включая изменения в образовательной системе и научной политике после 1990-х годов. Автор отмечает, что с конца XX века российская педагогика пережила драматические изменения, когда фундаментальные научные исследования стали уступать место авторским педагогическим концепциям и проектированию, что в сочетании с другими факторами - социально_политическими, экономическими и др. - негативно повлияло на качество научных работ. Критически оценивается состояние педагогических исследований и диссертаций, отмечается их формализм и отсутствие методологической строгости. В статье также поднимается вопрос о научной этике, указывается на распространенные нарушения, такие как плагиат и фальсификации, а также утверждается необходимость создания этических регуляторов. В заключение предлагаются пути повышения научно_исследовательской культуры, включая разработку исследовательских регламентов, развитие этико_методологической экспертизы, создание научно_исследовательских центров, улучшение коммуникации с международным научным сообществом и др. Автор считает, что восстановление высоких стандартов научной деятельности поможет повысить статус педагогики как науки[39].
Идентификаторы и классификаторы
Обращение к проблеме научно-исследовательской культуры в российской педагогике обусловлено обстоятельствами нынешнего времени. В научной литературе активно дискутируется проблема доказательности в педагогических исследованиях и в науках об образовании в целом (Бусыгина, Подушкина, Станилевский, 2021; Лазарев, Подуфалов, 2023; Переславцева, 2023; Подуфалов, 2024; Пузанова и др., 2024; Сериков, 2020).
Список литературы
1. Абросимова, О.К. (2001) Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. EDN: NLZWAN
2. Амиров, А.Ф. (2012) Эффективность и качество педагогического исследования как оценочные категории в системе подготовки научно-педагогических кадров. Педагогический журнал Башкортостана, 42(5), 91-97. EDN: PKEXTD
3. Ассоциация научных редакторов и издателей: [сайт]. Получено с https://rassep.ru.
4. Афанасьев, В.В., Грибкова, О.В., Уколова, Л.И. (2025) Методология и методы педагогического исследования: учебник для вузов. М.: Юрайт.
5. Багишаев, З.А. (2003) Стратегии развития российского образования. М.: Наука.
6. Бусыгина, Н.П., Подушкина, Т.Г., Станилевский, В.В. (2021) Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий. Психолого-педагогические исследования, 13(4), 162-176. EDN: LLFLBW
7. Бухарова, Г.В. (2011) Вопросы повышения ответственности за качество диссертационных исследований по педагогическим наукам. Педагогический журнал Башкортостана, 35(4), 59-64.
8. Весна, Е.Б., Сериков, В.В. (2023) Диссертационные исследования по педагогике: состояние, проблемы, ресурсы. Высшее образование в России, 32(7), 67-77. EDN: WJSWDR
9. Геворкян, Е.Н., Савенков, А.И., Двойнин, А.М. (2018) Комитет по этике психолого-педагогических исследований как инструмент освоения профессионально приемлемых этических стандартов магистрантами. Педагогика, 11, 66-73.
10. Готтсданкер, Р. (2005) Основы психологического эксперимента. М.: Академия. EDN: QXLTKZ
11. Гринева, Л.О. (2022) Движение педагогов-новаторов как отражение новых тенденций в школьном историческом образовании в 1980-90-х гг. XХ века (на примере Ставрополья). KANT, 44(3), 234-239. EDN: ODIZVI
12. Двойнин, А.М. (2018) Индоктринация в педагогическом контексте. Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 05-06 апреля 2018 года). М.: Известия ИППО, 42-47. EDN: XVCJZR
13. Двойнин, А.М., Двойнин М.Л. (2020) Индоктринационные эффекты в творческом взаимодействии учителя и ученика. Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции. Москва, 27 ноября 2020 года. М., 203-207. EDN: JBHUOT
14. Двойнин, М.Л., Двойнин, А.М. (2018) Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 19(2), 110-113. EDN: XSDCPZ
15. Джуринский, А.Н. (2013) Сравнительная педагогика. Взгляд из России. М.: Прометей. EDN: RXGXYV
16. Диссернет. Получено с https://www.dissernet.org.
17. Дружинин, В.Н. (2000) Экспериментальная психология. СПб: Питер. EDN: RVIQMZ
18. Ключарев, Г.А., Савенков, А.И., Бакланов, П.А. (2016) Кадры российской науки: проблемы и методы их решения. Социологические исследования, 389(9), 117-125. EDN: ZKGPLY
19. Кондаков, М.И. (1976) О повышении эффективности и качества научных исследований в области педагогических наук. Советская педагогика, 6, 15-29.
20. Костина, К.А. (2012) Правовой нигилизм как черта российской правовой культуры. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 114(10), 333-340. EDN: PJIRYB
21. Кочетов, А.И. (1996) Культура педагогического исследования. Минск: Редакция журнала “Адукацыя i выхаванне”.
22. Краевский, В.В. (1994) Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ.
23. Кузин, Н.П. (1970) Повышать уровень научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 5, 12-26.
24. Кэмпбелл, Д. (1996) Модели экспериментов в социально психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр.
25. Лазарев, В.С., Подуфалов, Н.Д. (2023) Критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании. Педагогика, 87(8), 30-41. EDN: CJGLPF
26. Лаптев, В.В., Писарева, С.А., Тряпицына, А.П. (2012) Дискуссии о путях повышения качества диссертационных исследований по педагогическим наукам: ищем согласие? Педагогика, 4, 116-126. EDN: OZQEFZ
27. Левашов, В.К. (2007) Социополитическая динамика российского общества: 2000-2006. М.: Академия. EDN: BGWAUE
28. Лихачев, Б., Тайчинов, М. (1972) Повышение уровня диссертационных работ - актуальная задача. Советская педагогика, 5, 154-157.
29. Маркова, В.И. (2007) Формирование исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификации. Дис. … канд. пед. наук. Киров. EDN: NOWQIB
30. Методические рекомендации “Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании” (2023). М.: РАО.
31. Малошонок, Н.Г., Девятко, И.Ф. (2013) Эксперимент как метод изучения эффективности практик и нововведений в высшем образовании. Высшее образование в России, 10, 141-151. EDN: RLZDAN
32. Николайчук, Д.Г., Федяй, Д.С., Шрамкова О.В. (2017) Специфика формирования исследовательской культуры современного педагога. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 50(5), 26-32. EDN: YSQVYD
33. Новиков, А.М. (2004) Педагогические диссертации: количество растет, качество падает. Педагогика, 6, 50-58.
34. Оборотова, И.С. (2010) Движение педагогов-новаторов 60-х - 80-х гг. ХХ века. Альманах современной науки и образования, 41(10), 37-39. EDN: OPKUEV
35. Переславцева, Л.И. (2023). О доказательности в педагогических диссертационных исследованиях. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 68(4), 101-107. EDN: XNXCCQ
36. Перечень актуальных тематик в диссертационных исследований в области наук об образовании (2024). М. Получено с https://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2024/10/2_broshjura_aktualnye_tematiki_pedagogika.pdf.
37. Подуфалов, Н.Д. (2024) О проблемах доказательности в науке, синтезе научных знаний и организации междисциплинарных научных исследований. Педагогика, 88(7), 5-20. EDN: ONZGLT
38. Помелов, В.Б. (2016) Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 32(4), 74-89. EDN: XVSVPV
39. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2024 г. № 62 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. Получено с http://static.government.ru/media/files/dJDAmaB6mtpBda2AeAJpszLVF9gtjigz.pdf.
40. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093“. Получено с https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400450248/?ysclid=m7o0f3fmg0950326801.
41. Пузанова, Ж.В., Филиппов, В.М., Симонова, М.А., Григорьева, Н.А. (2024) Доказательная педагогика: критерии экспериментальных исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 21(1), 313-327. EDN: TWOXVR
42. Савенков, А.И. (2009) Педагогическая психология. М.: Академия.
43. Савенков, А.И. (2025) Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт.
44. Седова, Н.Н. (2004) Морально-нравственные ориентации и социальная активность: (опыт социологического исследования). Социологические исследования, 8, 88-94. EDN: OXABAV
45. Середенко, П.В. (2008) Подготовка учителя-исследователя в вузе. Сибирский педагогический журнал, 2, 181-189. EDN: PXROQT
46. Сериков, В.В. (2020) Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема. Инновационные проекты и программы в образовании, 6, 13-18. EDN: WLCCGQ
47. Смоленский, М.Б. (2003) Правовая культура как элемент социокультурного пространства: перспективы становления в современной России: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Ростов-на-Дону. EDN: NMLTVN
48. Соколов, М., Титаев, К. (2013) Провинциальная и туземная наука. Антропологический форум, 19, 239-275. EDN: SWNIWB
49. Старикова, Л.Д., Стариков, С.А. (2025) Методология педагогического исследования: учебник для вузов. М.: Юрайт.
50. Сулакшин, С.С. (2012) Проблема научности в гуманитаристике. Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза. Материалы Всеросс. науч. конф. (3 апреля 2012 г., г. Москва). М.: Научный эксперт, 19-30.
51. Таубаева, Ш. (2016) Исследовательская культура учителя: от теории к практике: монография. Алматы: Қазақ университетi.
52. Турбовской, Я.С. (2015) Педагогическая наука: на распутье. Профессиональное образование в современном мире, 19(4), 192-216. EDN: VKRKEH
53. Ушакова, Н.Н. (2012) Развитие исследовательской культуры педагога. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 3, 3-6. EDN: OZAXEX
54. Фельдштейн, Д.И. (2008) О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. Образование и наука: Известия Уро РАО, 50(2), 3-19. EDN: JHKKKX
55. Фельдштейн, Д.И. (2011) Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний. Проблемы современного образования, 2, 11-27. EDN: NTPKJX
56. Фельдштейн, Д.И. (2013) Проблемы повышения качества диссертационных исследований по психологическим и педагогическим наукам. Научные исследования в образовании, 1, 3-17.
57. Хвостов, В. М. (1969) Повышать уровень педагогических исследований. Советская педагогика, 5, 3-13.
58. Шадриков, В.Д., Розов, Н.Х., Боровских, А.В. (2012) Автореферат полностью отражает… Педагогика, 4, 100-111.
59. Юдина, Н.П. (2019) Методология педагогического исследования: задачи и упражнения: учебное пособие. Хабаровск: ТОГУ. EDN: GYUFRY
60. Smith, D. (2003) Five principles for research ethics. Monitor on Psychology, 34(1), 56-60.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье показано, что проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием на сегодняшний день требует глубокого переосмысления как на уровне научной теории, так и в практике образования. Традиционные подходы, ориентированные на адаптацию детей к требованиям школы через раннее формирование учебных навыков, демонстрируют свою ограниченность и несоответствие современным задачам развития личности. Механическое натаскивание ребенка под школьные стандарты нарушает естественную логику детства, препятствует полноценному развитию инициативы, самостоятельности, творческого мышления и коммуникативных способностей. Истинная преемственность - это не просто согласование содержания программ, а создание системы, в которой каждая образовательная ступень логично вытекает из предыдущей, сохраняя и развивая ведущие формы детской деятельности. Переход от дошкольного к начальному образованию должен стать не резким скачком, а плавным продолжением развития, в котором игровые, исследовательские и социально_коммуникативные практики сохраняются и получают новое развитие в школьной среде.
В публикации раскрываются возможности интеллектуальных агентов платформы с искусственным интеллектом CorpGPT. Подчёркивается направленность их деятельности на оптимизацию образовательных практик. Проводится обзор научных работ, в которых описывается опыт применения технологий искусственного интеллекта в педагогической деятельности. Обозначается проблема использования потенциала отечественных технологий с искусственным интеллектом в повышении эффективности образовательного процесса. Цель исследования состоит в характеристике возможностей интеллектуальных агентов отечественной платформы CorpGPT для оптимизации образовательных практик. Представлено краткое описание данной платформы. Характеризуются возможности ИИ-агентов CorpGPT, которые могут выполнять разнообразные педагогические функции: методические, мотивационные, психологические, организационные. Предлагаются примеры взаимодействия с данными ИИ-агентами, резюмируется их потенциал. Представленные в статье положения могут быть полезны для обогащения методологии внедрения технологий с искусственным интеллектом в образовательных практиках основного и высшего образования. Практическая значимость предложенных результатов состоит в том, что описанный функционал ИИ-агентов, может представлять интерес как для педагогов школ и вузов, так и для студентов. Данные агенты могут применяться в образовательных организациях для повышения эффективности методической работы специалистов.
В статье рассматривается процесс становления и развития системы общего среднего образования в Афганистане, изучению которого в российской научно_педагогической литературе уделено недостаточно внимания. Система общего среднего образования Афганистана насчитывает несколько периодов, начиная с 3-7 века до нашей эры, когда было распространено учение Брахманы. Один из этапов, который приходится на 10-е века нашей эры, характеризуется распространением ислама через арабских мусульман. Особый период длился с начала 18 до конца 19 века, когда в 1875 году в Кабуле были созданы школы в полусовременной форме. Одним из последующих важных периодов являлся приход в Афганистан граждан СССР (1978-1992 гг.), когда в обществе началась ликвидация безграмотности. В настоящий период происходит бурное развитие как среднего, так и высшего образования после окончательного прихода эмирата Талибан в 2022 году. Общее среднее образование учащихся от начальной школы до окончания среднего общеобразовательного учреждения включает в себя четыре этапа. В Афганистане учебный год в государственных школах обычно начинается 21 марта, в день праздника Навруз. Система оценивания в афганских школах основана на стобалльной шкале. Общая оценка складывается из нескольких компонентов: посещаемость, выполнение домашних заданий, работа в классе, результаты экзаменов и зачетов. Для перехода в следующий класс учащийся должен набрать не менее 40 баллов из 100. Если этот порог не достигнут, ученик остается на второй год. В Афганистане образование и обучение предназначены не только для детей, подростков и молодежи, но и для неграмотных и малообразованных взрослых, разработана система ликвидации безграмотности среди них. Целью Министерства образования Афганистана является обеспечение страны необходимой рабочей силой. Об этом, в частности, сказано во второй статье Закона Министерства образования, утвержденного в 2007 году.
В статье рассматриваются вопросы географического содержания предмета «Окружающий мир» и методические аспекты их изучения. Обращено внимание на значение географии во всестороннем развитии школьника. Выявлены проблемы методического сопровождения процесса преподавания географии в начальной школе и показаны некоторые пути их решения. Также затронуты вопросы естественнонаучной (в т. ч. географической) подготовки учителей начальной школы.
Целью данного исследования является разработка системы компьютерных адаптивных тестов (КАТ) с использованием подхода теории ответов на задания. Данное исследование является частью разработки веб_системы с использованием метода исследований и разработок (R&D), применяя модель Four-D (4-D). По своей сути эта система похожа на компьютерный тест. Однако критическое отличие заключается в ее способности рандомизировать и предоставлять вопросы, соответствующие уровню подготовки тестируемого, используя алгоритм теории ответов на задания (Items Response Theory, IRT). В системе используется модель 3-PL из IRT, учитывающая уровень сложности вопросов, дискриминационную способность вопросов, а также вероятность угадывания или вмешательства в вопросы. Экзаменационная система случайным образом распределяет вопросы между студентами на основе их ответов на предыдущие вопросы, гарантируя, что каждый испытуемый получит уникальную последовательность вопросов. Экзамен завершается, когда тестируемый точно оценивает свои способности, либо получены ответы на все вопросы. Результатом данного исследования является система компьютерных адаптивных тестов (КАТ), основанная на IRT, которая может быть использована для оценки результатов обучения студентов. Данное исследование было проведено в институте системной и программной инженерии и информационных технологий НИУ МИЭТ, в качестве исследовательской выборки использовались 90 студентов. Оценка практичности этой системы получила очень высокие баллы, что свидетельствует о том, что система компьютерного адаптивного тестирования (КАТ), основанная на теории ответов на задания, считается очень практичной и эффективной в достижении поставленных целей измерения.
В статье приводятся данные, полученные в результате экспериментального изучения развития грамматического строя речи у нормотипичных детей и детей с ОНР старшего дошкольного возраста. В центре внимания исследования было изучение словоизменения, суффиксального способа образования имен прилагательных, имитация и самостоятельное составление предложений по сюжетным картинкам. Результаты изучения грамматического строя речи представлены в сравнительном аспекте.
Статья сфокусирована на результатах реализации экспериментального проекта с целью оказания помощи учителям в освоении искусственного интеллекта (ИИ) и стратегий педагогики сотворчества, значимых для улучшения преподавания и учения. Представлены возможные этапы рефлексивного процесса сопровождения учителей в применении ИИ в обучении: анализ ИИ технологий и концепции педагогики сотворчества; рефлексия собственного педагогического опыта в применении ИИ и возникающих проблем. Возможно, материалы исследования могут быть полезны в сфере стремительно развивающегося ИИ и потенциала сотворчества во взаимодействии учитель-ученик-ИИ.
В статье рассматривается проблема профессионального становления на этапе профессионального обучения в высшей школе, представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме профессионального становления, выделяются работы посвященные формированию личности профессионала, анализируется роль, которая отводится профессиональному вузовскому обучению в контексте профессионального становления, анализируется что выступает в качестве предмета исследования профессионального вузовского обучения в различных отечественных исследованиях, далее дается характеристика высшего образования и тех изменений которые произошли с ним сегодня, а затем обосновывается актуальность изучения адаптации студентов к учебной среде высшего учебного учреждения, выделяется, что целью данной статьи является изучение и обобщение существующих теоретических подходов к пониманию адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду, ее механизмов, ключевых факторов, обеспечивающих успешность ее прохождения. В рамках проведенного теоретического обзора выделяются подходы различных отечественных и зарубежных ученых к феномену адаптации: как непрерывному процессу, как состоянию адаптивности, как системному явлению; как многогранному и многоуровневому процессу, отдельно акцентируется внимание на отечественных исследованиях, посвященных социально_психологической адаптации, далее проводиться обзор исследований посвященных процессу адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду, через выделение специфики изучаемых проблем, выделяются особенности процесса адаптации при обучении в вузе, в том числе особенности социально_психологической адаптации, адаптационные механизмы, ключевые факторы, обеспечивающие успешность ее прохождения, а также основные стрессоры, влияющие на дезадаптацию студента и уход из выбранной профессии.
Представлены основные позиции теории коллектива в практике современного дошкольного образования. Осуществлен ретроспективный анализ концепта «коллектив» применительно к теории и практике дошкольного воспитания, свидетельствующий о непреходящей ценности и продуктивной установке воспитания детей в условиях совместной деятельности и общения со взрослым и сверстниками, взаимодействия в разновозрастном коллективе. На основе проведенного анализа выделены устойчивые признаки детского коллектива в традициях дошкольного воспитания: руководящая роль взрослого (педагога), установка на взаимодействие, взаимоотношения сотрудничества на основе дружбы и взаимопомощи, формирование детско_взрослого сообщества, наличие традиций и устойчивых правил и норм совместной деятельности и общения. С опорой на традиции дошкольной педагогики проведен анализ современных установок федеральных документов в дошкольном образовании (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования), ориентированных на решение задач социально_коммуникативного развития и формирования социальных отношений детей. В условиях современного дошкольного образования выделены практики, направленные на поддержание детского сообщества с учетом выявленных существенных признаков коллектива. Теория и практика позитивной социализации детей в детском саду, формирование детской общности, развитие детского разновозрастного сообщества отражают основные установки развития детского коллектива. В то же время отмечено, что существующие практики нуждаются в обогащении традициями и опытом, направленным на формирование детского коллектива, что служит средством профилактики дезинтеграции и конфликтов в детской среде на основе воспитания таких качеств как дружба и взаимопомощь в сообществе сверстников.
В статье представлены теоретические подходы к изучению уровня психологического благополучия студентов в эпоху цифровизации через призму полипарадигмального подхода. Авторы статьи анализируют этапы перехода обучения в вузе от системы очного обучения (офлайн) к дистанционному обучению (онлайн) и позднее - смешанного обучения. Новый этап цифровизации авторы связывают с внедрением искусственного интеллекта и формированием новой парадигмы образования в формате цифрового континуум. Семантический анализ центральной дефиниции позволяет проследить его трактовку и представить краткий обзор диагностического инструментария для выявления уровня психологического благополучия в отечественной и зарубежной науке на основе полипарадигмального подхода. Актуальность исследования обоснована потребностью изучения психического состояния студентов на этапе цифровой турбулентности, для которой характерны разновекторные динамичные изменения, сложность и недостаточная предсказуемость использования искусственного интеллекта. Цифровая турбулентность приводит к появлению новых сложных адаптационных механизмов у студентов в период обучения в вузе. Сопровождение профессионального становления студента возможно посредством полифункциональной деятельности тьютора, проект модели которой представлен авторами статьи.
В статье рассматривается опыт психолого_педагогического сопровождения развития эмоционально_личностной сферы детей дошкольного возраста в контексте работы психологической службы в дошкольной образовательной организации. Представлен авторский подход, основанный на принципах игротерапии и сказкотерапии, реализуемый в форме творческих сюжетных игр, направленных на развитие и коррекцию разных сторон эмоционально_личностной сферы дошкольников. Комплекс игр позволяет решить разные проблемы, возникающие в развитии эмоционально_личностной сферы детей дошкольного возраста (детские страхи, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, агрессивное поведение, негативистический демонстратизм и др.). Игровые технологии, применяемые в творческих сюжетных играх, предполагают создание специальных условий: символическое фиксирование, подчеркивание ценности продуктов творческой деятельности детей, организация психокоррекционной работы средствами сказки, игры, продуктивных видов деятельности, создание ситуации успеха. В рамках стратегии психолого_педагогического сопровождения коррекционно_развивающая работа реализуется в комплексе с личностной психологической диагностикой участников игр и психологическим просвещением родительской аудитории в образовательной организации.
В статье рассматривается становление и развитие системы высшего образования в Афганистане, начало которой положено 1 ноября 1932 года с открытием медицинского факультета в Кабуле, что было необходимо в связи с низким уровнем медицинского обслуживания населения в этой стране и нехваткой медицинских кадров высокой квалификации. Высшее образование в Афганистане опиралось на состояние общего образования, которое осуществлялось при буддийских и исламских школах, а также мечетях, впоследствии они превратились в современные колледжи. В Афганистане учащиеся, получившие законченное среднее образование, поступают в университет через Kankor (Конкур) – национальный вступительный экзамен. В Афганистане существуют 165 высших учебных заведений, одобренных Министерством высшего образования, из которых 39 являются государственными и 126 – неправительственными, где обучается около 400 тысяч студентов. Эти показатели невелики по сравнению с европейскими и российскими вузами, что открывает большие перспективы для привлечения афганских студентов в нашу страну.
В статье дан краткий анализ состояния патриотического воспитания школьников и студентов, а также начальной военной подготовки в стране и в зарубежных странах. Названы причины размывания понятия патриотизма. Одна из причин - свёртывание начальной военной подготовки в общеобразовательной школе. Школа перестала воспитывать учеников. В патриотическом воспитании должны принимать активное участие государственные институты: семья, школа, все направления культуры. Правительством приняты программы по патриотическому воспитанию. У нас очень много примеров доблестного служения своему народу. Это действия наших воинов в Афганистане, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказа, в Сирии, в ходе СВО на Украине. Есть образцы для подражания среди гражданского населения. Героизм и самоотверженность, честь и совесть, служение Отечеству должны впитываться в сознание подрастающих поколений.
Статья посвящена организации педагогического сопровождения формирования интеллектуальной культуры студентов педвуза - будущих учителей; выявлению возможностей педагогического сопровождения в формировании интеллектуальной культуры будущих учителей; описывается процессная характеристика педагогического сопровождения. В статье на основе анализа научных позиций уточняется определение интеллектуальной культуры. Специфичным аспектом интеллектуальной культуры студента педвуза - будущего учителя является культура мышления, выраженная в способности анализировать педагогический процесс, обнаруживать сущность педагогических явлений, проявляющихся в ходе обучения, воспитания, формирования личности, в умении характеризовать системы, разрешать противоречия и ситуации, проявлять гибкость мышления, критически оценивать педагогические факты, креативность, мобильность, мыслительную оперативность в решении педагогических ситуаций. Формирование интеллектуальной культуры будущего учителя является основой для формирования всесторонне развитой личности, способной к самосовершенствованию, самообразованию; связано с акцентированием личностного, интеллектуального, нравственного потенциала студента - будущего учителя на основе педагогического сопровождения.
Необходимость совершенствования методов и форм обучения будущих учителей, направленных на формирование их интеллектуальной культуры, обусловливает поиск путей, средств, обеспечивающих эффективность данного процесса. Требуется разрешение противоречия между потребностью в создании педагогического сопровождения формирования интеллектуальной культуры студентов и неудовлетворительностью его организационно_педагогической реализации, неразработанностью его процессно_технологической реализации в образовательном процессе педвуза.
Статья посвящена исследованию феномена плеоназма в русском языке, его истории и современных подходов к его анализу. Рассматривается эволюция понятия «плеоназм» от античных риторических трактатов до современных лингвистических исследований. Целью настоящей статьи является комплексное исследование феномена плеоназма в русском языке. Автором выделяются основные виды плеоназма (накопление синонимов, парные именования, избыточные слова) и рассматриваются критерии его нормативности. Особое внимание уделяется соотношению плеоназма и тавтологии, а также его стилистическим и прагматическим функциям в современном русском языке. В статье приводится обзор различных методологических подходов к изучению плеоназма (структурно_семантический, когнитивный, психолингвистический и др.), а также дефиниции исследуемого термина в современных лингвистических словарях подвергаются детальному анализу. Делается вывод о необходимости дальнейшего комплексного изучения плеоназма, поскольку, рассматриваемый как явление языковой избыточности, он способен выполнять не только стилистическую функцию, усиливая выразительность речи, но и служить отражением определённых когнитивных процессов, влияющих на формирование смысловых конструкций.
В статье представлены результаты исследования, посвящённого развитию проектной компетентности будущих педагогов. Под проектной компетентностью понимается совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих успешное планирование, организацию, реализацию и оценку проектов в профессиональной педагогической деятельности. Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью проектной деятельности в образовательном процессе и необходимостью подготовки педагогов, способных эффективно применять проектный метод в обучении и воспитании учащихся.
В ходе исследования был проведён теоретический анализ научной литературы по проблематике проектной компетентности, а также использован эмпирический метод — анкетирование студентов педагогического университета. Это позволило выявить уровень сформированности проектной компетентности, определить существующие трудности и актуальные потребности студентов в развитии данной области подготовки.
Результаты исследования показали, что студенты сталкиваются с затруднениями на различных этапах проектной деятельности, особенно в процессе планирования, постановки целей и оценки результатов. Полученные данные свидетельствуют о необходимости системного и целенаправленного подхода к формированию проектной компетентности в процессе профессионального образования будущих педагогов.
В статье представлены выводы и практические рекомендации, направленные на совершенствование содержания и методов подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделено внедрению проектных технологий в образовательный процесс, развитию междисциплинарного взаимодействия, а также развитию у студентов навыков самостоятельной работы и ответственности за результаты своей деятельности.
В статье рассматриваются вопросы ранней профессионализации дошкольников, развивающей предметно_пространственной среды по ознакомлению с профессиями, использования профессиографических экскурсий, знакомства с технологией организации профессиографических экскурсий, применения технологических карт в образовательной работе дошкольной образовательной организации. Содержание данной статьи может помочь педагогам осуществлять процесс ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями, повлиять на будущий выбор востребованных профессий, дать детям достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых с помощью данной технологии.
Многочленные сложные предложения — свидетельство цивилизационных достижениях использующего их общества, развитости ментальной сферы носителей языка. В условиях экспансии разговорной речи, ставшей уже привычной средой речевого существования, анализ сложных предложений с большим количеством предикативных единиц практикуется все реже (вплоть до полного отказа от него). Но если для среднестатитического носителя русского языка и русской культуры опыт понимания (или непонимания) многочленных сложных предложений может оставаться невостребованным, то для специалистов в области русского языка он значим уже профессионально. Показана перспективность обращения к этим единицам с обязательной ориентацией на широкий авторский контекст, с подчеркнутым вниманием к истории формирования этих единиц как типа высказывания в русском литературном языке, обязательным рассмотрением приемов фиксации литературной речи и традиций использования многочленного сложного предложения как формы периодической речи.
Статья посвящена рассмотрению теории воспитания профессионала - важной и вполне самостоятельной области научного знания, объективно делящегося на два больших направления: воспитание в общегражданском, аксиологическом смысле и собственно профессиональное воспитание. Аксиологический компонент в структуре профессиональной методологической культуры современного выпускника университета предполагает формирование у него определенной системы нравственных и идейных ценностей: патриотизм, гражданственность, гуманизм, определяющих и регламентирующих и профессиональные усилия специалиста в любой сфере деятельности, и его социальные отношения. Когда мы говорим о воспитании профессионала в какой_то определенной области, то, удерживая в поле зрения вышеобозначенные задачи, мы должны уделить особое внимание целому ряду важных, но все_таки частных обстоятельств, таких как воспитание культуры профессионального мышления; освоение профессиональных речевых оборотов (вплоть до слэнга); развитие типичных для данной профессии поведенческих паттернов и т. п.
Статья посвящена одной из широко обсуждаемых проблем педагогической науки и образовательной практики - развитию навыков самопрезентации у младших школьников. Понятие «самопрезентация» и ее сущность раскрывается в многочисленных работах зарубежных и отечественных ученых, однако единого мнения в отношении структуры самопрезентационных навыков и способов их развития не сформировалось. На основе теоретического анализа в статье раскрыта структура навыков самопрезенатции и предложен диагностический инструментарий для их измерения. Одним из самых результативных средств развития навыков самопрезентации у младших школьников является исследовательская деятельность. Она содействует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, формирует уверенность в себе, повышает самооценку, развивает способность к рефлексии. Представленные в статье программа и алгоритм позволяют успешно решать задачи развития навыков самопрезентации у младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
Статья посвящена исследованию потенциала современных учебно_методических пособий по русскому языку в формировании информационной грамотности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки детей к жизни в цифровом обществе, где критически важно умение работать с информацией: анализировать, систематизировать, оценивать её достоверность и создавать собственный текст. В работе рассматриваются инновационные подходы, интегрированные в УМК («Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века»), такие как использование мультимедийных ресурсов, интерактивных платформ и проектных заданий. Отмечается, что современные пособия по русскому языку выступают эффективным средством развития не только языковых навыков, но и информационной грамотности младших школьников.
В статье рассматриваются приемы использования культурноисторического комментирования средневекового текста с целью расширения культуроведческой компетенции учащихся и развития у них познавательного потенциала через семантику неясных слов и словосочетаний. Язык является универсальным средством погружения в пространство прошлого и приобщения к высшим ценностным смыслам национальной культуры. Анализ языковых средств источника позволяет избегать поверхностных обобщений, раскрывать имплицитные текстовые смыслы, демонстрировать диалектику общественных процессов, способствуя формированию у учащихся диалектического мышления и понимания отечественной культуры. Культурно-историческое комментирование, основанное на принципах изучения лексики в образовательно-познавательном аспекте в связи с духовной и материальной культурой России, позволяет углубить понимание событий, представленных в других учебных текстах. «Поучение» Владимира Мономаха вобрало в себя многие аспекты социальных отношений и книжной культуры, княжеской повседневности и морально-этических норм, духовных ориентиров и элементов двоеверия, что делает этот текст богатейшим информационным источником своей эпохи.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/