Сформулированы нормативные характеристики молодежной политики - гибкость, адаптивность, системность и последовательность и обоснована значимость изучения ценностей молодежи для повышения эффективности инструментария молодежной политики. Анализируется научный дискурс по данному направлению и обозначаются такие значимые ценностные установки российской молодежи, как ожидание от государства создания возможностей для самореализации и повышения социально-экономического положения и формирования действенных механизмов вертикальной мобильности; критическое отношение к политическому процессу и высокий уровень требований к власти; рост экологической осведомленности и значимости экологической идентичности; интерес к добровольческой и волонтерской деятельности; запрос на ценности равенства, справедливости и доверия, рациональность убеждений, полноту и достоверность информации, совместную выработку решений.
Цель исследования - выявление ценностных характеристик восприятия Москвы настоящего и желаемого образа ее будущего среди студенческой молодежи города Москвы с активной гражданской позицией. Главные методы исследования - социологический (опрос активных участников проекта Правительства Москвы в сфере молодежного парламентаризма «Студенческие парламентские клубы») и контент-анализ материалов интервью.
Автор приходит к выводу о преобладании в ответах информантов пяти линий нарративов: 1) тесная связь будущего столицы с будущем России; 2) оценка столицы как города, комфортного для жизни - прежде всего для карьеры и профессионального развития, затем его социальной сферы; 3) призыв к личной ответственности за развитие своего города и страны, ответственной гражданской позиции; 4) подчеркивание значимости развития Россией собственных высоких технологий и сильной промышленности как фактора успеха; 5) значимость развития Москвы как экологически чистого города. На основании этих нарративов представлены предложения по адаптации инструментов молодежной политики города Москвы к социокультурным запросам молодежи.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Важнейшей задачей молодежной политики выступает ответ на действительный запрос этой социальной группы через формирование качественных институтов и действенных механизмов, способных удовлетворить такой запрос, одновременно обеспечивая соблюдение интересов государства.
Список литературы
1. Augsberger, A., Collins, M.E, & Howard, R.C. (2024). The global context of youth engagement: A scoping review of youth councils in municipal government. Children and Youth Services Review, 156(C). https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107349.
2. Bessant, J. (2021). Making-Up People: Youth, Truth and Politics. London: Routledge.
3. Howe, N., & Strauss, W. (2007). The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve. Harvard Business Review, 85(7-8), 47-52.
4. Inglehart, R. (1997). Postmodemity: Changing Values and Changing Societies. Polis. Political Studies, 4, 6.
5. Parsons, T. (1998). The system of modern societies. M.S. Kovaleva (ed.). Moscow: Aspect-Press.
6. Pickard, S. (2022). Young environmental activists and Do-It-Ourselves (DIO) politics: collective engagement, generational agency, efficacy, belonging and hope. Journal of Youth Studies, 25(6), 730-750. https://doi.org/10.1080/13676261.2022.2046258.
7. Sloam, J., & Henn, M. (2025). How young people can shape environmental policy in urban spaces. Policy and Politics, 53(1), 65-86. https://doi.org/10.1332/03055736Y2024D000000039.
8. Антонова, Н. Л., Абрамова, С. Б., Полякова, В. В. (2020). Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 443-462. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1597.
9. Бардин, А. Л., Пантин, В. И. (2024). Политика ответственного городского развития: критерии, субъекты, перспективы. Полис. Политические исследования, 5, 102-120. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.05.07.
10. Баронина, А. А., Зуляр, Р. Ю. (2019). Реализация государственной молодежной политики на современном этапе в странах Европы. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 30, 40-53. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.30.40.
11. Будко, Д. А., Лукьянова, Г. В. (2019). Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 21(2), 184-194. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-2-184-194.
12. Великая, Н. М., Ирсетская, Е. А. (2024). Идеологические основания конструирования образа будущего в сознании современной студенческой молодежи. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(2), 414-429. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-414-429.
13. Ганьшина, Е. Ю. (2022). Какие методы работы с организационными изменениями поколение Z считает наиболее эффективными: взгляд на перспективу. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1, 263-281. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1928.
14. Гуреева, А. Н., Аникина, М. Е., Муронец, О. В., Самородова, Э. В. (2021). К вопросу об общественнополитических ценностях российской молодежи: медиацентричный подход. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5, 51-73. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.5173.
15. Зеленин, А. А. (2012). Региональный молодежный парламент как механизм социального лифта в современной российской политике. Вестник Кемеровского государственного университета, 2(50), 85-90.
16. Лисовская, И. В., Андреева, А. С., Соловьева, Н. С. (2025). «Наша задача - завлечь как можно больше молодежи просто для того, чтобы занять ее время»: модели развития ниш агентности субъектов молодежной политики в регионах Северо-Запада России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1, 83-106. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.1.2532.
17. Лиханова, Т. Ю. (2024). Жизненные ориентиры и ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (по результатам социологического опроса). Социально-политические науки, 14(6), 39-45. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2024-14-6-39-45.
18. Мартынова, Т. Н., Яницкий, М. С., Зеленин, А. А., Пфетцер, С. А. (2019). Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1(33), 160-167.
19. Нартова, Н. А. (2023). Индивидуальное и поколенческое будущее в нарративах петербургской молодежи. Социологические исследования, 7, 93-104. https://doi.org/10.31857/S013216250024233-9.
20. Парсонс, Т. (1998). Система современных обществ. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс.
21. Рогочая, Г. П. (2024). Политические ценностные ориентации поколений X и Z в контексте теории поколений. Социально-политические исследования, 1(22), 21-37. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2024-1-22-21.
22. Самаркина, И. В., Колозов, Д. П. (2023). Дискурс консолидации российского общества и политические ценности молодежи. Южно-российский журнал социальных наук, 24(1), 78-94. https://doi.org/10.31429/26190567-24-1-94.
23. Самаркина, И. В., Мирошниченко, И. В., Мальцев, С. С. (2022). Лидеры и ведомые: молодежная политика в представлениях ее участников на примере Краснодарского края. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 24(4), 856-882. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-856-882.
24. Селезнева, А. В. (2020). Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал. Общество. Коммуникация. Образование, 11(3), 20-32. https://doi.org/10.18721/JHSS.11302.
25. Селезнева, А. В., Антонов, Д. Е. (2020). Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 58, 227-241. https://doi.org/10.17223/1998863X/58/21.
26. Токарев, А. А. (2024). Массовое сознание российской молодежи: образ будущего. Полис. Политические исследования, 6, 154-169. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.11.
27. Устинкин, С. В., Никитина, А. В. (2024). Проблема доверия молодежи к общественным и государственным институтам в контексте обеспечения национальной безопасности в условиях проведения специальной военной операции (региональный аспект). Нижний Новгород: НГЛУ. 374 с.
28. Хайнацкая, Т. И. (2023). Экологическая идентичность. Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. Под ред. И. С. Семененко. М.: «Весь мир». С. 338-349.
29. Шестопал, Е. Б., Смулькина, Н. В., Морозикова, И. В. (2019). Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов. Сравнительная политика, 3, 74-94. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2019-10031.
30. Якобсон, Л. И., Иванова, Н. В. (2025). Понимать, чтобы взаимодействовать: специфика НКО и политика межсекторного сотрудничества. Полис. Политические исследования, 1, 88-100. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.01.07.
31. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. (2019). Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72, 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная Россия сталкивается с множеством вызовов в условиях глобальной нестабильности, санкционного давления и продолжающейся СВО. На фоне этих событий усиливается процесс формирования национальной идентичности и укрепления суверенитета. В таких условиях возрастает значение изучения политических рисков и разработки методов их упреждения. Цель статьи - теоретическое осмысление природы политических рисков в контексте развития Российской цивилизации и предложение подходов к их эффективному упреждению, что является важной задачей для обеспечения устойчивого развития страны. В исследовании используются методы системного анализа и синтеза, теоретическое моделирование, а также интеграция различных подходов политических наук для разработки комплексного понимания политических рисков и стратегий их минимизации. Проанализированы ключевые политические риски, включая внутренние и внешние угрозы, а также определены механизмы их проявления. В статье представлены классификации рисков, основанные на их значимости и вероятности, и предложены стратегические развилки для оптимального развития Российской цивилизации. Упреждение политических рисков требует развития политической рискологии и тесного взаимодействия науки и власти. Статья акцентирует внимание на необходимости своевременной оценки и выбора стратегических альтернатив, что позволит минимизировать риски и способствовать устойчивому развитию Российской цивилизации в условиях глобальной нестабильности.
Превышение смертности над рождаемости в 2024 г. наблюдалось в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Жесткая пронаталистская демографическая политика, проводимая в стране с начала 2000-х годов, пока не смогла переломить негативные тенденции. Это актуализирует поиск новых ресурсов роста рождаемости, выходящих за пределы фамилистской политики, сфокусированной на поддержке материнства. Обзор отечественных и зарубежных источников показывает, что существуют разные подходы к оценке роли отцов в демографических процессах. Исследовательский вопрос данной статьи: при каких условиях повышение внимания к вовлеченному отцовству и его культивирование может стать дополнительным ресурсом региональной демографической политики в России. Теоретическая рамка: теория гендерного перехода и теория эволюции типов семьи. Дизайн исследования - монографическое, анализируется ситуация в одном из самых депопуляционных регионов страны - Псковской области. Методы исследования: анализ вторичных источников, анализ статистических данных. Результаты. Ухудшение демографической ситуации в Псковской области началось довольно давно, при этом, несмотря на реализацию региональными властями комплекса мероприятий по поддержке семьи и материнства, регион не улучшает свои показатели по сравнению с другими субъектам Северо-Западного федерального округа. Мероприятия по повышению отцовской роли носят в области характер низового общественного движения, по отношению к которому органы власти занимают позицию только информационной и организационной поддержки. В то же время опыт зарубежных стран показывает, что существует прямая связь между повышением рождаемости и наличием оплачиваемого отпуска для отцов по уходу за ребенком и институциональных возможностей для совмещения работы и воспитания детей. Это говорит о необходимости не только идеологической, но и финансово-правовой поддержке отцовской роли со стороны государства. Направления дальнейших исследований: сравнительный анализ общественной активности родителей-мужчин в разных регионах страны; моделировании демографических процессов для оценки значимости фактора вовлеченного отцовства.
В последние десятилетия Руанда наряду с ЮАР, Мозамбиком и Намибией, достигла значительных успехов в становлении гендерного равенства в политике. Основная цель данного исследования - показать в исторической ретроспективе достижения гендерного равенства в Руанде в процессе постгеноцидного развития (после 1994 года), определить влияние гендерных квот на расширение политического участия женщин, а также трудности, связанные с недостаточностью его должного осознания обществом. Автором использована следующая группа методов: исторический, сравнительный, описание статистических данных и биографический. Автор констатирует, что политика президента Поля Кагаме в течение нескольких десятилетий способствовала становлению гендерного равенства на уровне органов власти, что в немалой степени содействовало повышению его международного имиджа и получению финансовой помощи западных доноров.
Результаты исследования показывают, что достижение Руандой гендерного паритета в законодательной и исполнительной власти является не только результатом политической воли, но и результатом комплексной политики и программ, направленных на поддержку расширения прав и возможностей женщин. Автор приходит к выводу, что в Руанде гендерный паритет в политике, достигнутый благодаря введению квоты на представленность женщин на выборных должностях, носит достаточно формальный характер. Высокая доля женщин в законодательной и исполнительной власти де-юре пока мало коррелирует с их фактическим участием в принятии решений. При этом в руандийском обществе на низовом уровне сохраняются традиционные взгляды на роль женщины.
Статья посвящена анализу мотивации и перспектив карьерного устройства студентов, изучающих русский язык как иностранный в Германии, с акцентом на их роль в формировании политического имиджа современной России.
Цель статьи - комплексный анализ специфики мотивации студентов РКИ в Германии как целевой аудитории формирования позитивно маркированного политического имиджа России.
Исследование проводилось при помощи анализа вторичных статистических данных, опубликованных в открытых источниках. Использовались элементы контент-анализа, сравнительно-сопоставительный анализ, качественный и количественный анализ, обобщение. Учитывались данные, полученные в ходе интервью с преподавателями и студентами кафедр русистики или славистики в России и в университетах Германии. В качестве контрольной группы выступали учащиеся из Китая, также изучающие русский язык. Всего в опросе приняло участие около 800 человек.
Рассмотрены тенденции и вызовы, связанные с изменением международных отношений и академического сотрудничества после 2019 и 2022 гг. Представлены основные факторы, влияющие на восприятие России в Германии, специфика восприятия ее имиджа немецкими студентами-русистами, когнитивно-культурологические особенности скриптов имиджевого маркетинга. Предпринята попытка оценивания потенциала эффективности и ограничений в использовании различных инструментов формирования позитивного имиджа нашей страны за рубежом в современных культурно-политических реалиях.
Выделены три группы мотивов изучения русского языка в современных условиях, обозначенных немецкоговорящими студентами (академические, карьерные, личностные), а также шесть групп факторов, влияющих на отношение к концепту «русское» и на восприятие Росси в целом - геополитические, исторические, прагматические, языковые, методологические, фрейминг-факторы.
Массовая культура служит важным каналом формирования общественно-политических смыслов, особенно среди молодежи, предоставляя образы и аналогии, которые интегрируются в социальное мышление и воображение. Цель исследования заключается в изучении потенциала комиксной формы как инструмента политического мышления и воображения в молодежной среде. Методологически автор опирается на исследования комиксов и дискурсивный анализ как основные интерпретативные рамки исследования. Эмпирическая часть базируется на анализе данных всероссийского опроса 1308 респондентов (18-35 лет), где изучались предпочтения в создании культурных артефактов о будущем. Результаты демонстрируют, что комикс как форма артефакта выбрали лишь 3% опрошенных (47 человек), преимущественно женщины (80%) и лица до 26 лет. Жанры варьируются: комедия (29%), фантастика (17%), антиутопия и роман (по 10%). Посылы чаще позитивны, сюжеты опираются на личный опыт или существующие произведения, с четким разделением добра и зла. Концовки распределяются так: открытые (38%), счастливые (36%), трагические (21%), что отражает неопределенность или оптимизм в восприятии будущего. Выводы автора свидетельствуют о низкой популярности комиксов среди молодежи для выражения образа будущего, что связано с культурными предубеждениями. Однако комиксы обладают потенциалом как медиаторы смыслов и платформа для творчества, предлагая уникальные формы мышления и сюжеты, что требует дальнейшего изучения.
В статье рассматриваются проблемы формирования общероссийской (гражданской) идентичности молодежи в контексте факторов региональной специфики. Концептуализируется значение политики укрепления интеграции российского государства в условиях глобальной нестабильности и роста геополитической напряженности. Определяются методологические основания анализа общероссийской идентичности как одного из ключевых элементов интеграционного потенциала российского общества.
Цель исследования - изучение проблем формирования общегражданской идентичности молодежи с учетом региональной специфики.
В исследовании использованы методы конфликтологической диагностики регионов, экспертный и массовый опросы. В статье представлены результаты социологического исследования. Также использованы официальные отчёты органов власти, материалы прессы и экспертные доклады, содержащие сведения о состоянии миграционной и этнополитической ситуации в регионе.
Результаты исследования показывают, что формирование прочной общероссийской идентичности тесно связано с решением вопросов социальной интеграции и борьбой с межэтническими конфликтами. Среди главных рекомендаций выделяется необходимость создания эффективных механизмов межкультурного диалога, образовательного просвещения и развития социальной инфраструктуры, ориентированной на интеграцию мигрантов и адаптацию местного населения к изменениям этнического состава региона.
Представленные в статье результаты проведенных экспертных опросов показывают, что общероссийская идентичность формируется в конкретных условиях каждого региона, каждого города, каждого населенного пункта. По утверждениям экспертов, один из наиболее значимых аспектов изучения этой проблемы связан с анализом состояния и формирования политического сознания современной молодежи в контексте конструирования и укрепления общероссийской идентичности. Сложившийся относительный баланс в рамках общероссийской идентичности между этнической, демографической и региональной идентичностями не является неизменной характеристикой. Делается вывод о роли политики формирования общероссийской идентичности как важнейшем ценностном ресурсе укрепления ментальных основ российской государственности.
Анализируются ключевые аспекты развития политической идентичности в условиях глобального мира, а именно в контексте глобализации, цифровизации и растущего влияния социальных сетей.
Цель исследования - определить, каким образом политическая идентичность функционирует в условиях глобального мира, и предложить авторскую модель российской идентичности в глобальных реалиях.
Исследование основано на сравнительном анализе политических институтов и процессов, с использованием новейшей политологической литературы, отражающей современный взгляд исследователей на проблему идентичности. Метод моделирования позволил выделить общие и частные параметры в комплексной модели российской политической идентичности. Также мы используем результаты опроса российской студенческой молодёжи.
Результаты исследования показывают, что современному гражданину присуща не одна, а несколько идентичностей, среди которых можно выделить этническую, локальную, партийную, сетевую и другие. Именно от соотношения в сознании людей этнического и гражданского (государственного) аспектов идентичности зависит политическое поведение. Мы полагаем, что оптимальным вариантом является доминирование гражданского аспекта идентичности в системе ценностей человека. Отмечено, что уникальность российской идентичности на современном этапе связана с тем, что Россия - единственная страна в мире, за последние десятилетия включившая в себя значительные территории.
Модель российской идентичности была охарактеризована нами как комплексная. Подчёркнуто, что модель интеграции жителей новых регионов должна включать не только экономические и политические шаги, но и культурно-просветительские мероприятия. Сформулирован прогноз успешного завершения интеграции новых территорий в российские реалии и формирование у населения этих регионов общероссийской идентичности.
На фоне глобальной политической нестабильности, разрушения системы традиционных ценностей и размывания исторической памяти усиливается кризис гражданской идентичности у молодежи в России. Эти процессы негативно отражаются на социализации и самоопределении подрастающего поколения, что делает проблему формирования гражданственности у молодежной элиты особенно актуальной для государственной политики.
В рамках исследования применены методы количественного и качественного анализа, в том числе контент-анализ социологических опросов, экспертных интервью и данных ежегодного мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи. Отдельное внимание уделено анализу регионального кейса Ярославской области как примера системной молодежной политики.
Полученные данные свидетельствуют о снижении интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни, доминировании личностных и потребительских установок. Ценности служения, долга, ответственности и коллективизма теряют значимость. Молодежь ориентирована преимущественно на карьерный успех, материальное благополучие и эмоциональный комфорт.
В ответ на данные вызовы предлагается формирование единой государственно-общественной системы воспитания, ориентированной на развитие гражданской идентичности. Особую роль автор отводит механизму выявления и подготовки молодых лидеров на уровне субъектов РФ, включая развитие молодежного самоуправления, проектной деятельности и кадровых программ.
Для устойчивого цивилизационного развития России необходимо интегрировать молодежь в процессы государственного строительства. Формирование социально ответственной молодежной элиты требует стратегического подхода, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях, партнерстве государства и общества, а также поддержке инициатив «снизу».
В статье представлены результаты исследования условий и факторов устойчивости политической картины мира молодежи, оказавшейся в ситуации кардинальной трансформации политического пространства. Авторы на основании анализа автобиографических интервью ищут ответ на исследовательский вопрос: что именно обусловило устойчивость базовых компонентов политической картины мира взрослых, сформированных в детском и подростковом возрасте?
Концептуальная модель исследования построена на основе политико-психологического, идентитарного и пространственного подходов, интеграция которых дает аналитический инструментарий для осмысления процессов формирования политической картины мира в процессе политической социализации, становления гражданской идентичности и трансформации этих представлений в условиях изменения политического пространства.
Эмпирическую базу исследования составили 30 глубинных автобиографических интервью с гражданами РФ, получившими российское гражданство после 2014 года, проживающих на территории субъектов, вошедших в состав России после 2014 года, собранных в рамках выполнения государственного задания «Стратегии и практики политической ресоциализации новых граждан в условиях расширения политического пространства РФ» (2024, конкурс ЭИСИ, Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания FZEN-2024-0013).
Авторами определены три траектории изменения политической картины мира: цикличная политическая ресоциализация, линейная политическая ресоциализация, политическая адаптация без политической ресоциализации. На основе ретроспективного анализа, определены факторы, которые способствовали сохранению устойчивости сформированной в детстве гражданской идентичности в траектории политической адаптации: институциональный, психологический и деятельностный.
Осмысление уникального опыта социализации, ресоциализации и адаптации людей к динамичным изменениям политического пространства дает ключ к пониманию содержания и технологий работы с российской современной молодежью в широком спектре политик: образовательной, семейной, молодежной.
Издательство
- Издательство
- НИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- Юр. адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- ФИО
- Шумилов Андрей Владимирович (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://niiopn.com/