Архив статей журнала
Статья посвящена анализу мотивации и перспектив карьерного устройства студентов, изучающих русский язык как иностранный в Германии, с акцентом на их роль в формировании политического имиджа современной России.
Цель статьи - комплексный анализ специфики мотивации студентов РКИ в Германии как целевой аудитории формирования позитивно маркированного политического имиджа России.
Исследование проводилось при помощи анализа вторичных статистических данных, опубликованных в открытых источниках. Использовались элементы контент-анализа, сравнительно-сопоставительный анализ, качественный и количественный анализ, обобщение. Учитывались данные, полученные в ходе интервью с преподавателями и студентами кафедр русистики или славистики в России и в университетах Германии. В качестве контрольной группы выступали учащиеся из Китая, также изучающие русский язык. Всего в опросе приняло участие около 800 человек.
Рассмотрены тенденции и вызовы, связанные с изменением международных отношений и академического сотрудничества после 2019 и 2022 гг. Представлены основные факторы, влияющие на восприятие России в Германии, специфика восприятия ее имиджа немецкими студентами-русистами, когнитивно-культурологические особенности скриптов имиджевого маркетинга. Предпринята попытка оценивания потенциала эффективности и ограничений в использовании различных инструментов формирования позитивного имиджа нашей страны за рубежом в современных культурно-политических реалиях.
Выделены три группы мотивов изучения русского языка в современных условиях, обозначенных немецкоговорящими студентами (академические, карьерные, личностные), а также шесть групп факторов, влияющих на отношение к концепту «русское» и на восприятие Росси в целом - геополитические, исторические, прагматические, языковые, методологические, фрейминг-факторы.
Массовая культура служит важным каналом формирования общественно-политических смыслов, особенно среди молодежи, предоставляя образы и аналогии, которые интегрируются в социальное мышление и воображение. Цель исследования заключается в изучении потенциала комиксной формы как инструмента политического мышления и воображения в молодежной среде. Методологически автор опирается на исследования комиксов и дискурсивный анализ как основные интерпретативные рамки исследования. Эмпирическая часть базируется на анализе данных всероссийского опроса 1308 респондентов (18-35 лет), где изучались предпочтения в создании культурных артефактов о будущем. Результаты демонстрируют, что комикс как форма артефакта выбрали лишь 3% опрошенных (47 человек), преимущественно женщины (80%) и лица до 26 лет. Жанры варьируются: комедия (29%), фантастика (17%), антиутопия и роман (по 10%). Посылы чаще позитивны, сюжеты опираются на личный опыт или существующие произведения, с четким разделением добра и зла. Концовки распределяются так: открытые (38%), счастливые (36%), трагические (21%), что отражает неопределенность или оптимизм в восприятии будущего. Выводы автора свидетельствуют о низкой популярности комиксов среди молодежи для выражения образа будущего, что связано с культурными предубеждениями. Однако комиксы обладают потенциалом как медиаторы смыслов и платформа для творчества, предлагая уникальные формы мышления и сюжеты, что требует дальнейшего изучения.
Сформулированы нормативные характеристики молодежной политики - гибкость, адаптивность, системность и последовательность и обоснована значимость изучения ценностей молодежи для повышения эффективности инструментария молодежной политики. Анализируется научный дискурс по данному направлению и обозначаются такие значимые ценностные установки российской молодежи, как ожидание от государства создания возможностей для самореализации и повышения социально-экономического положения и формирования действенных механизмов вертикальной мобильности; критическое отношение к политическому процессу и высокий уровень требований к власти; рост экологической осведомленности и значимости экологической идентичности; интерес к добровольческой и волонтерской деятельности; запрос на ценности равенства, справедливости и доверия, рациональность убеждений, полноту и достоверность информации, совместную выработку решений.
Цель исследования - выявление ценностных характеристик восприятия Москвы настоящего и желаемого образа ее будущего среди студенческой молодежи города Москвы с активной гражданской позицией. Главные методы исследования - социологический (опрос активных участников проекта Правительства Москвы в сфере молодежного парламентаризма «Студенческие парламентские клубы») и контент-анализ материалов интервью.
Автор приходит к выводу о преобладании в ответах информантов пяти линий нарративов: 1) тесная связь будущего столицы с будущем России; 2) оценка столицы как города, комфортного для жизни - прежде всего для карьеры и профессионального развития, затем его социальной сферы; 3) призыв к личной ответственности за развитие своего города и страны, ответственной гражданской позиции; 4) подчеркивание значимости развития Россией собственных высоких технологий и сильной промышленности как фактора успеха; 5) значимость развития Москвы как экологически чистого города. На основании этих нарративов представлены предложения по адаптации инструментов молодежной политики города Москвы к социокультурным запросам молодежи.
В статье рассматриваются проблемы формирования общероссийской (гражданской) идентичности молодежи в контексте факторов региональной специфики. Концептуализируется значение политики укрепления интеграции российского государства в условиях глобальной нестабильности и роста геополитической напряженности. Определяются методологические основания анализа общероссийской идентичности как одного из ключевых элементов интеграционного потенциала российского общества.
Цель исследования - изучение проблем формирования общегражданской идентичности молодежи с учетом региональной специфики.
В исследовании использованы методы конфликтологической диагностики регионов, экспертный и массовый опросы. В статье представлены результаты социологического исследования. Также использованы официальные отчёты органов власти, материалы прессы и экспертные доклады, содержащие сведения о состоянии миграционной и этнополитической ситуации в регионе.
Результаты исследования показывают, что формирование прочной общероссийской идентичности тесно связано с решением вопросов социальной интеграции и борьбой с межэтническими конфликтами. Среди главных рекомендаций выделяется необходимость создания эффективных механизмов межкультурного диалога, образовательного просвещения и развития социальной инфраструктуры, ориентированной на интеграцию мигрантов и адаптацию местного населения к изменениям этнического состава региона.
Представленные в статье результаты проведенных экспертных опросов показывают, что общероссийская идентичность формируется в конкретных условиях каждого региона, каждого города, каждого населенного пункта. По утверждениям экспертов, один из наиболее значимых аспектов изучения этой проблемы связан с анализом состояния и формирования политического сознания современной молодежи в контексте конструирования и укрепления общероссийской идентичности. Сложившийся относительный баланс в рамках общероссийской идентичности между этнической, демографической и региональной идентичностями не является неизменной характеристикой. Делается вывод о роли политики формирования общероссийской идентичности как важнейшем ценностном ресурсе укрепления ментальных основ российской государственности.
Анализируются ключевые аспекты развития политической идентичности в условиях глобального мира, а именно в контексте глобализации, цифровизации и растущего влияния социальных сетей.
Цель исследования - определить, каким образом политическая идентичность функционирует в условиях глобального мира, и предложить авторскую модель российской идентичности в глобальных реалиях.
Исследование основано на сравнительном анализе политических институтов и процессов, с использованием новейшей политологической литературы, отражающей современный взгляд исследователей на проблему идентичности. Метод моделирования позволил выделить общие и частные параметры в комплексной модели российской политической идентичности. Также мы используем результаты опроса российской студенческой молодёжи.
Результаты исследования показывают, что современному гражданину присуща не одна, а несколько идентичностей, среди которых можно выделить этническую, локальную, партийную, сетевую и другие. Именно от соотношения в сознании людей этнического и гражданского (государственного) аспектов идентичности зависит политическое поведение. Мы полагаем, что оптимальным вариантом является доминирование гражданского аспекта идентичности в системе ценностей человека. Отмечено, что уникальность российской идентичности на современном этапе связана с тем, что Россия - единственная страна в мире, за последние десятилетия включившая в себя значительные территории.
Модель российской идентичности была охарактеризована нами как комплексная. Подчёркнуто, что модель интеграции жителей новых регионов должна включать не только экономические и политические шаги, но и культурно-просветительские мероприятия. Сформулирован прогноз успешного завершения интеграции новых территорий в российские реалии и формирование у населения этих регионов общероссийской идентичности.
На фоне глобальной политической нестабильности, разрушения системы традиционных ценностей и размывания исторической памяти усиливается кризис гражданской идентичности у молодежи в России. Эти процессы негативно отражаются на социализации и самоопределении подрастающего поколения, что делает проблему формирования гражданственности у молодежной элиты особенно актуальной для государственной политики.
В рамках исследования применены методы количественного и качественного анализа, в том числе контент-анализ социологических опросов, экспертных интервью и данных ежегодного мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи. Отдельное внимание уделено анализу регионального кейса Ярославской области как примера системной молодежной политики.
Полученные данные свидетельствуют о снижении интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни, доминировании личностных и потребительских установок. Ценности служения, долга, ответственности и коллективизма теряют значимость. Молодежь ориентирована преимущественно на карьерный успех, материальное благополучие и эмоциональный комфорт.
В ответ на данные вызовы предлагается формирование единой государственно-общественной системы воспитания, ориентированной на развитие гражданской идентичности. Особую роль автор отводит механизму выявления и подготовки молодых лидеров на уровне субъектов РФ, включая развитие молодежного самоуправления, проектной деятельности и кадровых программ.
Для устойчивого цивилизационного развития России необходимо интегрировать молодежь в процессы государственного строительства. Формирование социально ответственной молодежной элиты требует стратегического подхода, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях, партнерстве государства и общества, а также поддержке инициатив «снизу».
В статье представлены результаты исследования условий и факторов устойчивости политической картины мира молодежи, оказавшейся в ситуации кардинальной трансформации политического пространства. Авторы на основании анализа автобиографических интервью ищут ответ на исследовательский вопрос: что именно обусловило устойчивость базовых компонентов политической картины мира взрослых, сформированных в детском и подростковом возрасте?
Концептуальная модель исследования построена на основе политико-психологического, идентитарного и пространственного подходов, интеграция которых дает аналитический инструментарий для осмысления процессов формирования политической картины мира в процессе политической социализации, становления гражданской идентичности и трансформации этих представлений в условиях изменения политического пространства.
Эмпирическую базу исследования составили 30 глубинных автобиографических интервью с гражданами РФ, получившими российское гражданство после 2014 года, проживающих на территории субъектов, вошедших в состав России после 2014 года, собранных в рамках выполнения государственного задания «Стратегии и практики политической ресоциализации новых граждан в условиях расширения политического пространства РФ» (2024, конкурс ЭИСИ, Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания FZEN-2024-0013).
Авторами определены три траектории изменения политической картины мира: цикличная политическая ресоциализация, линейная политическая ресоциализация, политическая адаптация без политической ресоциализации. На основе ретроспективного анализа, определены факторы, которые способствовали сохранению устойчивости сформированной в детстве гражданской идентичности в траектории политической адаптации: институциональный, психологический и деятельностный.
Осмысление уникального опыта социализации, ресоциализации и адаптации людей к динамичным изменениям политического пространства дает ключ к пониманию содержания и технологий работы с российской современной молодежью в широком спектре политик: образовательной, семейной, молодежной.
В контексте проблематики конструктивизации социально-политического потенциала российского гражданского общества анализируются ценности представителей отечественного сектора негосударственных некоммерческих организаций (далее - ННКО).
Цель исследования - выявить различия «ценностных профилей» современных российских обывателей и представителей ННКО, особое внимание уделив характеристике особенностей ценностных ориентиров представителей третьего сектора и их мотивации сотрудничать с властью в вопросах инициирования и реализации социально-политических инициатив.
Методы исследования: сравнительный анализ, диагностика ценностей по методике Ш. Шварца, метод фокус -группы, глубинное интервью, теория поколений.
Ценностный профиль представителей ННКО имеет сходства и отличия от ценностного профиля российских обывателей. Сходства: ориентация на открытость к изменениям, активность. Различия: склонность к альтруизму, менее выраженное стремление к гедонизму и индивидуализму среди предпочитаемых ценностей. Исследование методом фокус-группы и глубинного интервью позволило выявить ряд особенностей «ценностного поля» представителей российского ННКО-сектора. Среди этих особенностей: недостаточная четкость представления волонтеров ННКО (особенно молодого поколения) о некоторых традиционных ценностях российской государственности; убеждение в том, что ННКО оказывают влияние на политическую сферу; суждения о недостаточности доверия власти к ННКО в аспекте допуска этих организаций в сферу публичной политики; оценка текущей государственной политики как недостаточно стратегичной в аспекте стимулирования конструктивных социально-политических инициатив ННКО.
Выявленные особенности менталитета представителей ННКО дают основание для предположения о целесообразности воздействия государства на их ценности в аспектах: «подтягивания» менталитета лидеров, сотрудников и волонтеров общественных организаций к единым ценностям российской государственности и единообразному толкованию этих ценностей; развитие мотивации представителей ННКО-сектора добровольно и последовательно придерживаться этих ценностей; стимулирование государством политико-правовых практик конструктивной реализации ННКО социально-политического функционала.
Актуальность исследования обладает высокой значимостью в условиях гибридного противостояния России и «коллективного Запада», включающего не только экономические, военно-политические, информационные способы воздействия, но и символические инструменты давления. Курс на всестороннее укрепление государственного суверенитета Российской Федерации предполагает в том числе отстаивание цивилизационной самостоятельности российского общества, что меняет содержательное наполнение самого понятия «суверенитет» и смещает акценты на независимое социолингвистическое развитие всех тех, кто владеет русским языком как коммуникативным кодом страны. В то же время заимствования в русском языке в отечественном академическом сообществе пока не стали предметом многосторонней и трансдисциплинарной исследовательской разработки.
Цель исследования состоит в осмыслении языковых составляющих культурного суверенитета, связанных с формированием языкового устройства российского общества на собственной культурно-ценностной основе.
Методы и результаты: аналитическая модель, включающая уровни анализа в поле лингвистики: семантический, синтаксический, социолингвистический, прагматический; анализ программных документов, описательные процедуры частотности ряда иностранных заимствований в центральных СМИ (Национальный корпус русского языка); вторичный анализ результатов социологического опроса ВЦИОМ «Русский язык: развитие, обогащение, распространение» (март 2021 года, n=1600).
Процессы иноязычных заимствований - вызовы культурной безопасности страны; противодействие им может быть выражено в создании институциональной среды наибольшего благоприятствования для русского языка.
Анализируются ключевые характеристики политического класса (структура, функции, модели позиционирования и взаимодействия с населением) в современном государстве с точки зрения экспертов, специализирующихся в области изучения институциональных аспектов политики. Цель исследования - выявить специфику взглядов ведущих отечественных политологов на изменения политического класса в государствах в контексте развертывания процессов постглобализации. Проведенный в декабре 2024 г. экспертный опрос (метод нестандартизованного интервью), участниками которого стали ведущие российские политологи, представляющие академическую и университетскую науку, преподающие в ведущих университетах России, был посвящен оценке трансформации политического класса в условиях постглобализации, когда заметно меняется роль государства. Проведен сравнительный анализ представлений экспертов об особенностях состояния и функционирования политического класса в ряде стран. Российские политологи различают категории «политический класс», «политическая элита», «властвующая элита», «правящая элита», «правящий класс» и т. д., однако предпочитают использовать второй термин. Экспертные интервью показали, что среди ученых существуют расхождения в представлениях о структурировании современного политического класса. Некоторые эксперты убеждены, что реальной политической властью обладают социальные группы, которые не представлены непосредственно в управленческих структурах. Отмечена разнонаправленность тенденций в развитии элитных групп в различных государствах. Отмечаются проблемы со способностью национально-государственной элиты реализовывать в своей деятельности интересы собственного государства в условиях сохранения политического и экономического влияния глобальных элит и вынужденной потери части суверенитета странами, входящими в международные организации.
Целью исследования является выявление особенностей, форматов переговоров и направлений политического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Рассматривается роль внутригосударственных, межгосударственных и региональных институтов по урегулированию противоборства и заключению мирного договора между странами. Использование в статье в качестве методологии исследования симбиоза системного методологического и неоинституционального подходов способствовало выявлению того, что в изменившихся геополитических условиях, прекращения существования Нагорно-Карабахской республики и интеграции региона в состав Азербайджана, произошла существенная трансформация конфликта, а на повестку дня вышел вопрос его окончательного политического урегулирования. Анализ причин современного противостояния, отношений между Арменией и Азербайджаном, участие в конфликте внерегиональных акторов позволяет сделать вывод о том, что его урегулирование не представляется возможным в прежних форматах и диалоговых площадках. Переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию проходят в рамках двух конкурирующих треков: постсоветскому (российскому) и западному (европейскому).
В работе анализируются направления и возможности послевоенного решения конфликта, которые в общем виде можно представить в виде трех групп вопросов: делимитация и демаркация границ, открытие транспортных коммуникаций между странами, включая вопрос статуса Зангезурского коридора, проблема реинтеграции армян Нагорного Карабаха. В исследовании показаны возможные сценарии дальнейшего развития конфликта. Автор статьи приходит к выводу, что отсутствию решения конфликта способствуют различные вопросы самого процесса урегулирования противоборства, которые тесно взаимосвязаны. Между тем, итоговое соглашение, скорее всего, будет заключено в рамках двустороннего или четырехстороннего формата (с участием России и Турции), а политический компонент (подписание под эгидой европейских стран или России) не будет иметь особого значения.
Приводится опыт применения китайской экономической модели, которая в странах Латинской Америки известна под термином «Пекинский консенсус», а также оценивается вклад данного подхода в вопросы политической и экономической стабильности в регионе.
Цель исследования - проследить эволюцию торговых связей Латинской Америки с Китаем с учетом особенностей местной модели природной ренты. Работа дополняет уже существующие исследования, сфокусированные на проблемах экономического и политического развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна в конце ХХ - начале XXI вв.
Исследование основано на использовании системного подхода в теории международных отношений. Автор обращается к методам теории зависимости и мир-системного анализа, чей инструментарий позволяет продемонстрировать диспропорции, которые обнаруживаются в текущей экономической и политической повестке региона. Также заслуживают внимания незападные подходы в современной теории международных отношений, дополняющие изучение современного мирового политического и экономического пространства.
Результаты исследования показывают, что на фоне политических и экономических потрясений, спровоцированных политикой «Вашингтонского консенсуса» в регионе, появился стойкий запрос на альтернативные модели экономического развития, подходящие под местную специфику. Обращение к китайской экономической парадигме оказалось неслучайным, так как ее активная промышленная составляющая совпала с целями и задачами рентных экономик Латинской Америки. Местные элиты были заинтересованы в получении сверхприбылей от проектов в сфере инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Это стало трендом в контексте «левого дрейфа» начала XXI в., ввиду чего наиболее ярким стал пример Венесуэлы с ее ставкой на активную эксплуатацию углеводородов.
Опыт «Пекинского консенсуса» в Латинской Америке с фокусом на повышение роли государства в экономиках природной ренты, на краткосрочном треке оказался неоднозначным. Несмотря на отдельные позитивные аспекты региональные участники демонстрирует крайнюю уязвимость от мировой конъюнктуры на ресурсные товары, что ведет к серьезным последствиям как в экономике, так и сказывается на политической стабильности. Издержки данной модели следует оценивать в дальнейших исследованиях в среднесрочной перспективе.
- 1
- 2