Ада Григорьевна Айнбиндер — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения (тема кандидатской диссертации Ады Григорьевны «Личная библиотека Чайковского как источник изучения его творческой биографии»). Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Идентификаторы и классификаторы
А. Г. Айнбиндер: Полина Ефимовна всегда с большим уважением относилась к предшественникам, ко всем, кто работал до нас, и никогда не считала свои достижения конечной точкой. Воспринимала их как очередную ступень развития науки, за которой последуют другие. Старое, известное как «зеленое», полное собрание сочинений, так и не стало полным — некоторые тома так и не вышли. Это было время другого отношения к авторскому тексту в принципе: проводились длительные дискуссии, но единой концепции так и не сформировалось.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
* Первая часть публикации — в предыдущем выпуске журнала: https://bit. ly/3xs4XLR.
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т. п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/