Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи - сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Идентификаторы и классификаторы
Как пишет Эдвард де Боно, «вместо того чтобы изменять существующую систему, можно просто перейти в другую плоскость – к системе, в которой эта проблема станет неактуальной. Такой процесс можно назвать редизайном. Если люди постоянно теряют ключи, можно изменить способ зашиты жилищ таким образом, что ключи больше не понадобятся» [7, с. 104 ]. Развитие способности к фокусировке в подготовке студентов предполагает, следовательно, решение очень широкого спектра задач. В области, например, индустрии моды, художественных видов деятельности - это развитие эстетической культуры, формирование художественного вкуса, умение ставить цели и определять приоритеты, изучение и выявление на основе эмпатии интересов и потребностей клиента, формирование замысла. Это все то, можно назвать творческим самоопределением.
Список литературы
1. Ахьямова И.А., Беляева М.А., Боталов А.М. Аналитика культурных индустрий: до и после. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства; 2020. 238 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44542546 (дата обращения: 20.10.2024).
2. Аузан А.А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;6:12-19. DOI: 10.38050/01300105201963 EDN: HVLXUW
3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. Москва: TB RUGRAM; 2022. 222 c. Режим доступа: https://ion.ranepa.ru/upload/medialibrary/fbd/Gid_Spravoch-nik-Tvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
4. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии. 1984;10:86-99. Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/mentsin/mentsin2189d.html (дата обращения: 20.10.2024).
5. Ковешникова Н.А. Из истории дизайн-образования: художественная подготовка в рамках средневекового ремесленного ученичества. Мир науки, культуры, образования. 2009;5(17):146-148. Режим доступа: https://www.amnko.ru/Jurnali/(17)%202009/MNKO_2009-5.pdf (дата обращения: 20.10.2024). EDN: KZVWBZ
6. Йоас Х. Креативность действия. Санкт-Петербург: Алетейя; 2005. 320 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/431280/ (дата обращения: 20.10.2024).
7. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление. Санкт-Петербург: Поппури; 2005. 416 с. Режим доступа: https://predanie.ru/book/195577-sereznoe-tvorcheskoe-myshlenie/ (дата обращения: 20.10.2024).
8. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход. Образование и наука. 2003;5(23):79-90. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/37785/1/edscience_2003_05_009.pdf (дата обращения: 20.10.2024). EDN: PJOOHP
9. Максимова С.В. Концепция дуальности неадаптивной и адаптивной активности в творчестве. Психологическая газета. 2014. Режим доступа: https://psy.su/feed/3765/ (дата обращения: 20.10.2024).
10. Кирьякова А.В. Аксиология креативности: монография. Москва: Дом педагогики; 2014. 225 с. Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/1041/kaf/6701/prep/1391 (дата обращения: 20.10.2024). EDN: YPROLD
11. Кирьякова А.В. Креативность сквозь призму аксиологии. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2:10-20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-skvoz-prizmu-aksiologii/viewer (дата обращения: 20.10.2024). EDN: OKOVVY
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. В книге: Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. Москва; 1965:433-456. Режим доступа: https://www.metodolog.ru/00736/00736.html (дата обращения: 20.10.2024).
13. Андрюхина Л.М., Жаркова Д.В. Концептуальные основания определения профессиональных дефицитов педагогов в области развития креативного потенциала студентов. Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022;8:17-28. EDN: FMSLBO
14. Lubart T. Сreativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016;4:7-15. DOI: 10.22363/2313-1683-2016-4-7-15
15. Кук П. Креатив приносит деньги. Минск: Гревцов Паблишер; 2007. 384 с. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000274386-kreativ-prinosit-dengi-piter-kuk (дата обращения: 20.10.2024).
16. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами. Москва: Альпина Паблишер; 2018. 534 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/urgen-appelo/agile-menedzhment-liderstvo-i-upravlenie-komandami-35478823/chitat-onlayn/ (дата обращения: 20.10.2024).
17. Баркер Дж. Парадигмы мышления. Москва: Альпина Бизнес Букс; 2007. 192 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003049824/ (дата обращения: 20.10.2024). EDN: QXQJUF
18. Фоменко Е.С. Развитие инструментальной импровизации в эпоху ренессанса. Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2022;1(91). Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12963 (дата обращения: 20.10.2024).
19. Витаньи И. Общество, культура, социология. Москва: Прогресс; 1984. 288 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/19957286/ (дата обращения: 20.10.2024).
20. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2021, 302 с. Режим доступа: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/the-story-of-succes/genii_read.pdf?srsltid=AfmBOoocqJqWiebIla0V_qHQrNgCu74vU51qJHL-6cR2pDnchJ2LKLbC0 (дата обращения: 20.10.2024).
21. Андрюхина Л.М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-т; 2019. 238 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/42766/1/978-5-8050-0767-6_2023.pdf (дата обращения: 20.10.2024). EDN: MOEEJL
22. Rush M.R. Creative thinking in engineering education: lessons from students at the Massachusetts Institute of Technology. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology; 2009. 83 p. Accessed October 20, 2024. https://www.researchgate.net/publication/42437135_Creative_thinking_in_engineering_education_lessons_from_students_at_the_Massachusetts_Institute_of_Technology.
23. Андрюхина Л.М., Ожиганова Д.А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022;4(12):75-91. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-75-91 EDN: JBSTIS
24. Hutson J., Lively J., Robertson B., Cotroneo P., Lang M. Creative Convergence: The AI Renaissance in Art and Design. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2023. 237 p. DOI: 10.1007/978-3-031-45127-0
25. Patel K.Craft as a Creative Industry.London: Taylor & Francis; 2024.116 p. DOI: 10.4324/9781003301714
26. Campbell M. Reimagining the Creative Industries: Youth Creative Work, Communities of Care. London: Routledge; 2021. 228 p. DOI: 10.4324/9781003031338
27. Martens J. Creativity Fieldguide: Powerful Creativity Techniques and How to Use Them. US, San Jose: Katalysor Publishing; 2019. 114 p.
28. Brem A., Puente-diaz R., Agogue M. Role of Creativity in the Management of Innovation - State of the Art and Future Research Outlook. World Scientific Books, World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.; 2017. 300 p. DOI: 10.1142/q0059
29. Goller I., Bessant J.R. Creativity for Innovation Management: Tools and Techniques for Creative Thinking in Practice. London: Routledge; 2023. 272 p. DOI: 10.4324/9781003226178
30. Dawson P., Andriopoulos C., Andriopoulos C., Pattinson S. Managing Change, Creativity and Innovation. London: SAGE Publications; 2024. 632 p. Accessed October 20, 2024. https://library.ucyp.edu.my/wp-content/uploads/2023/08/Managing-Change-Creativity-and-Innovation_nodrm.pdf.
31. Duxbury N., Albino S., Pato de Carvalho C. Creative Tourism: Activating Cultural Resources and Engaging Creative Travellers. Boston: CAB International; 2021. 299 p. DOI: 10.1079/9781789243536.0000
32. Leng Khoo S., Shu Fun Chang N. Creative City as an Urban Development Strategy: The Case of Selected Malaysian Cities. Switzerland, Cham: Springer Nature Switzerland; 2021. 201 p. DOI: 10.1007/978-981-16-1291-6
33. Kapoor H., Kaufman J.C. Creativity and Morality. London, UK; San Diego, US; Cambridge, US; Ox ford, UK: Elsevier. Academic Press; 2022. 330 p.
34. Kalpokienė J. Law, Human Creativity and Generative Artificial Intelligence: Regulatory Options. Oxford: Taylor & Francis Group; 2024. 122 p. DOI: 10.4324/9781003464976
35. Pagani M., Champion R. Artificial Intelligence for Business Creativity. Oxford: Taylor & Francis Group; 2023. 156 p. DOI: 10.4324/9781003287582
36. Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Глухова В.А., Набойченко Е.С. Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике. Образование и наука. 2024;26(9):129-150. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-9-129-150 EDN: CAVSLR
37. Rhodes M. An analysis of creativity. Phi Delta Kappan. 1961;42:305-311. Accessed October 20,2024. https://www.jstor.org/stable/20342603?origin=JSTOR-pdf.
38. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: the five A’s framework. Review of General Psychology. 2013;17(1):69-81. DOI: 10.1037/a0029528
39. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: an overview of the 7C’s of creative thought. In: Sternberg R.J., Funke J., eds. The Psychology of Human Thought: An Introduction. Heidelberg: Heidelberg University Publishing; 2019:277-305. DOI: 10.17885/heiup.470.c6678
40. Кислов А.Г., Феоктистов А.В., Шапко И.В., Якушева К.Н. Ориентиры организации подготовки кадров для креативных индустрий. Профессиональное образование и рынок труда. 2023;11(4):47-76. DOI: 10.52944/PORT.2023.55.4.003 EDN: FYBOFQ
41. Краюхина О.Е., Новоселов С.А. Активизация профессионально ориентированного творчества студентов профессионально-педагогического вуза. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008;8(56):81-90. EDN: JUSBAV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования - проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.
Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования - выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова - Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» - с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно - с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» - отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов - будущих клинических психологов.
Введение. Создание новых эффективных методов диагностики факторов социально опасного поведения среди подростков представляет собой актуальную тему современных психолого-педагогических исследований. Целью статьи является представление этапов разработки, первичной апробации и психометрической проверки диагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологических факторов, являющихся маркерами социально опасного поведения в подростковом возрасте. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты разработки и первичной апробации и показатели валидности опросника «Методика выявления факторов делинквентности в подростковом возрасте», построенного на основе интегративного подхода. Методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 30 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в описанных факторах. Выборка: подростки в возрасте 11-17 лет (средний возраст - 13,7 лет) (n = 291). Для определения надежности использовался коэффициент альфа-Кронбаха. Для определения валидности опросника были выявлены связи шкал с параметрами теста-опросника Кеттелла для подростков (Методика 14 PF, 142 вопроса), опросника «Самодиагностика типового семейного со стояния» Р. В. Овчаровой, методикой исследования психологической безопасности образователь ной среды И. А. Баевой. Результаты и научная новизна. В результате психометрической проверки методики была показана высокая согласованность пунктов со шкалами методики, достаточный уровень надежности по однородности, удовлетворительные показатели конструктной валидности. Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий, представленный в форме самоотчета, является экономичным и эффективным способом изучения факторов социально опасного поведения подростков. Методика может быть использована специалистами на этапе профилактической работы с подростками.
Введение. Одним из условий создания инклюзивной образовательной среды школы является управление этим процессом на основе баланса эффективности и справедливости. Целью исследования является анализ взаимосвязи между вовлеченностью сотрудников школ в процесс принятия решений и отношением к школьным инклюзивным политикам. Методология, методы и методики. Опрос проводился методами анкетирования и парных сравнений (метод Саати) по авторской методике. Экспертами выступили 104 сотрудника 34 школ Тюмени и Тюменской области, разделенные на две группы: эксперты, принимающие решения на уровне образовательной организации и эксперты, выполняющие решения. Метод парных сравненный позволил субъектам оценивания усилить рефлексивную позицию в отношении инклюзивных процессов. Результаты. Эксперты отмечают дефициты профессиональной готовности (47 %) и психологической готовности (33 %) педагогов в области инклюзивного образования. Установлены прямые корреляции между наличием образования в сфере инклюзии и уровнем вовлеченности в инклюзивный процесс в школе; уровнем профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования и психологической готовностью к его реализации. Эксперты отмечают наличие процессов латентного сопротивления инклюзивной политике, определяют разные приоритеты в обеспечении субъективного благополучия для здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями. В отношении субъективного благополучия педагогов высокий вес имеет психологическая и физическая безопасность и защищенность. Менее приоритетными являются включенность родителей и учеников в процесс принятия решений и обеспечение прозрачного и справедливого механизма распределения ресурсов. Престижность школы значимее, чем субъективное благополучие педагогов. Научная новизна. Разработан авторский инструментарий на основе метода парных сравнений для изучения позиции сотрудников школ в отношении приоритетов школьной инклюзивной политики. Практическая значимость. Результаты могут быть полезны администраторам школ для переосмысления управленческих решений в определении приоритетов развития в условиях инклюзивной трансформации.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания нового формата экзамена, который позволил бы выполнять целый комплекс задач, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Основу такого формата экзамена представляет адаптированная под образовательные задачи ролевая игра. Цель исследования - определить эффективность разработки формата экзамена на основе ролевой игры с позиций объективности и полноты оценки, вовлеченности и мотивированности студентов, уровня стрессогенности и возможности применения такого формата экзамена не только для оценивания сформированности компетенций, но и для активизации гибких навыков. Методология, методы и методики. В основу исследования положен деятельностный подход к обучению и оцениванию. Применялся метод системного анализа теоретических источников по обозначенным проблемам. Для разработки содержания экзамена в форме ролевой игры был использован метод игрового моделирования. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов, сдававших экзамен в игровом формате, и результаты контент-анализа полученных ответов на открытые вопросы. Результаты. Разработаны методология содержания экзамена в игровом формате, сценарный ход его проведения, критерии оценивания проверяемых компетенций. Выявлен потенциал игрового формата экзамена для развития дополнительных, надпрофессиональных навыков (soft skills), востребованных сегодня на рынке труда. Научная новизна работы заключается в подробном описании авторского педагогического дизайна экзамена в игровом формате и результатов его апробации, доказывающих его валидность и эффективность его применения для аттестации по гуманитарным дисциплинам, направленным на развитие коммуникативных компетенций. Практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в развитие процесса геймификации образовательного процесса в высшей школе в части применения игровых методик как инструмента оценивания.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи - анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/