Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования - проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.
Идентификаторы и классификаторы
Темпоральность профессионального самоопределения сопряжена с отношением студенчества к высшему образованию в целом, с планами продолжения обучения в высшей школе. Российские студенты в большей степени ориентированы на продолжение профессионального образования в магистратуре, чем белорусские. В России в целом отмечается тренд на рост желающих продолжить образование в магистратуре: по данным мониторинга уральского студенчества, эта доля выросла с 20 % в 2020 году до 27 % в 2024 году [33]. И это не определяется желанием молодых людей получить отсрочку от военной службы, так как статистически значимых различий в ответах девушек и юношей не было выявлено. Это связанно со статусом магистратуры в сравниваемых странах. В исследовании Я. В. Розановой подтверждается, что отсрочка от армии не рассматривается российскими студентами как основной мотив поступления в магистратуру, у большинства доминирует возможность профессионального карьерного роста, при том что «популярность магистратуры в российских университетах растет, так же как и увеличивается количество и улучшается качество образовательных программ» [34]. Соответственно рост желающих продолжить обучение в магистратуре – это общероссийский тренд, а не просто временная особенность уральского студенчества.
Список литературы
1. Константиновский Д.Л. Окно, распахнутое Шубкиным: молодежь в образовании и на рынке труда. Социологические исследования. 2023;8:14-24. DOI: 10.31857/S013216250027363-2 EDN: UCTJNW
2. Dollinger M., Nieminen J., Finneran R. A lucky draw? Theorising how work placements develop diverse university students’ career stories. Studies in Higher Education. 2023;49(12):2599-2610. DOI: 10.1080/03075079.2024.2316260
3. Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford? Educational Studies. 2019;1:109-136. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-109-136
4. Maltseva V., Rozenfeld N. Educational and career trajectories of the Russian youth in a longitudinal perspective: a case of university graduates. Educational Studies. 2022;3:99-148. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148
5. Ванкевич Е.В., Горовой С.О. Исследование трудоустройства выпускников как дополнительный инструмент оценки востребованных навыков на рынке труда молодежи. Белорусский экономический журнал. 2022;2:91-106. DOI: 10.46782/1818-4510-2022-2-91-106 EDN: SNUWSG
6. Parziale F., Scotti I. Education as a resource of social innovation. SAGE Open. 2016;6(3). DOI: 10.1177/2158244016662691
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи. Вестник Института социологии. 2019;10(4):164-186. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.614 EDN: SBTVHF
8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Санкт-Петербург: Высшая религиозно философская школа; 2001. 445 c.
9. Карадже Т.В. Темпоральность как динамическая характеристика изменений социальной системы. Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022;2:130-143. DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-2-130-143
10. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Время социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2017. 347 с.
11. Попов В.В., Забровский В.А., Скрипниченко А.А. Специфика субъективного времени индивида в специальной социальной группе (студенческой группе). Социология. 2022;2:332-337.
12. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 2020;22(2):141-168. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170 EDN: ZCAWVH
13. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022;2(46):72-80. DOI: 10.54509/22203036_2022_2_72 EDN: TMAIFL
14. Libkovska U., Lusena-Ezera I. Development of youth professional interests in accordance with labour market requirements. Global Journal of Business, Economics and Management. 2017;7(2):225- 236. DOI: 10.18844/gjbem.v7i2.2952
15. Che Musa M., Bernabé E., Gallagher J. Career expectations and influences among dental students in Malaysia. International Dental Journal. 2016;66(4):229-236. DOI: 10.1111/idj.12224
16. Дидковская Я.B., Трынов Д.В., Чистяков П.А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего. Социологические исследования. 2023;9:63-77. DOI: 10.31857/S013216250027778-8 EDN: WNVBZO
17. Lah M. The professional skills of future language teachers: the case of Slovenian students. XLin guae. 2022;15(4):38-48. DOI: 10.18355/XL.2022.15.04.04
18. Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей. Образование и наука. 2012;10:79-87. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-10-79-87 EDN: PJTURT
19. Mylrea M., Gupta T., Glass B. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy. 2017;5(2). DOI: 10.3390/pharmacy5020016
20. Burke C., Scurry T., Blenkinsopp J. Navigating the graduate labour market: the impact of social class on student understandings of graduate careers and the graduate labour market. Studies in Higher Education. 2019;45(8):1711-1722. DOI: 10.1080/03075079.2019.1702014
21. Jackson D., Bridgstock R., Lambert C. Subjective career success among new graduates and the role of personal factors. Education and Training. 2024;66(7):964-980. DOI: 10.1108/ET-01-2024-0035 EDN: ESQSET
22. Flores M.I., Espinosa C.L., Calero L.M. Professional profile by competences and employability in the teaching training of university students. Revista Internacional de Investigación en Ciencias Sociales. 2021;17(2):417-432. DOI: 10.18004/riics.2021.diciembre.417 EDN: THVMHX
23. Souto-Otero M., García-Álvarez J., Santos-Rego M. Subject choice motivation and students’ conceptions of employability: thin and thick. British Journal of Sociology of Education. 2023;44(4):606- 630. DOI: 10.1080/01425692.2023.2203364 EDN: OAPHHZ
24. Lamanauskas V. Lithuanian gymnasium students’ career and professional self determination. Psychological Thought. 2018;11(2):148-173. DOI: 10.5964/psyct.v11i2.308
25. Ngai S., Cheung C., Yuan R. Effects of vocational training on unemployed youths’ work motivation and work engagement: mediating roles of training adequacy and self-actualization. Children and Youth Services Review. 2016;64:93-100. DOI: 10.1016/j.childyouth.2016.02.020
26. Данилов A.H., Ротман Д.Г. Молодежь современной Беларуси: базовые ценности, жизненные планы и поведенческие стратегии. Вестник РУДН. Серия: Cоциология. 2021;21(3):469-481. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-469-481
27. Титаренко Л.Г. Изменяющаяся ценность высшего образования: сравнительный анализ Беларуси, России, Китая. Гуманитарий Юга России. 2023;12(1):124-141. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1.10 EDN: ICXZBS
28. Reyneke M., Botha C. The professional orientation of first year student teachers in a non-placement work-integrated learning program. International Journal of Work-Integrated Learning. 2020;21(3):303-316. Accessed November 20, 2024. https://www.ijwil.org/files/IJWIL_21_3_303_316.pdf.
29. Lundqvist C. Time horizons in young people’s career narratives - strategies, temporal orientations and imagined parallel futures negotiated in local settings. Education Inquiry. 2020;11(4):379-396. DOI: 10.1080/20004508.2019.1601000
30. Wang Y. Research on career planning education for college students. Journal of Contemporary Educational Research. 2023;7(12):192-196. DOI: 10.26689/jcer.v7i12.5789 EDN: WZNXYL
31. Jagielska K. Motivation as a factor in educational and professional career planning of generation Z. Labor et Educatio. 2022;10:95-111. DOI: 10.4467/25439561LE.22.008.17534 EDN: HQODYL
32. Боровая Е.В. Трудоустройство молодежи в Республике Беларусь. Вестник академии МВД Республики Беларусь. 2022;2(44):9-14. Режим доступа: item.asp?id=54779512 (дата обращения: 20.11.2024). EDN: WIJOIR
33. Багирова А.П., Банникова Л.Н., Бледнова Н. Д.Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего (по материалам VIII этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995-2020 гг.): монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: издательство Уральского университета; 2021. 372 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/105775 (дата обращения: 10.01.2025). EDN: BUFZOL
34. Розанова Я.В. Эволюция магистратуры в системе высшего профессионального образования: индикаторы и цифры. Вопросы методики преподавания в вузе. 2023;12(2):8-23. DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.01 EDN: MANILC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования - выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова - Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» - с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно - с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» - отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов - будущих клинических психологов.
Введение. Создание новых эффективных методов диагностики факторов социально опасного поведения среди подростков представляет собой актуальную тему современных психолого-педагогических исследований. Целью статьи является представление этапов разработки, первичной апробации и психометрической проверки диагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологических факторов, являющихся маркерами социально опасного поведения в подростковом возрасте. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты разработки и первичной апробации и показатели валидности опросника «Методика выявления факторов делинквентности в подростковом возрасте», построенного на основе интегративного подхода. Методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 30 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в описанных факторах. Выборка: подростки в возрасте 11-17 лет (средний возраст - 13,7 лет) (n = 291). Для определения надежности использовался коэффициент альфа-Кронбаха. Для определения валидности опросника были выявлены связи шкал с параметрами теста-опросника Кеттелла для подростков (Методика 14 PF, 142 вопроса), опросника «Самодиагностика типового семейного со стояния» Р. В. Овчаровой, методикой исследования психологической безопасности образователь ной среды И. А. Баевой. Результаты и научная новизна. В результате психометрической проверки методики была показана высокая согласованность пунктов со шкалами методики, достаточный уровень надежности по однородности, удовлетворительные показатели конструктной валидности. Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий, представленный в форме самоотчета, является экономичным и эффективным способом изучения факторов социально опасного поведения подростков. Методика может быть использована специалистами на этапе профилактической работы с подростками.
Введение. Одним из условий создания инклюзивной образовательной среды школы является управление этим процессом на основе баланса эффективности и справедливости. Целью исследования является анализ взаимосвязи между вовлеченностью сотрудников школ в процесс принятия решений и отношением к школьным инклюзивным политикам. Методология, методы и методики. Опрос проводился методами анкетирования и парных сравнений (метод Саати) по авторской методике. Экспертами выступили 104 сотрудника 34 школ Тюмени и Тюменской области, разделенные на две группы: эксперты, принимающие решения на уровне образовательной организации и эксперты, выполняющие решения. Метод парных сравненный позволил субъектам оценивания усилить рефлексивную позицию в отношении инклюзивных процессов. Результаты. Эксперты отмечают дефициты профессиональной готовности (47 %) и психологической готовности (33 %) педагогов в области инклюзивного образования. Установлены прямые корреляции между наличием образования в сфере инклюзии и уровнем вовлеченности в инклюзивный процесс в школе; уровнем профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования и психологической готовностью к его реализации. Эксперты отмечают наличие процессов латентного сопротивления инклюзивной политике, определяют разные приоритеты в обеспечении субъективного благополучия для здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями. В отношении субъективного благополучия педагогов высокий вес имеет психологическая и физическая безопасность и защищенность. Менее приоритетными являются включенность родителей и учеников в процесс принятия решений и обеспечение прозрачного и справедливого механизма распределения ресурсов. Престижность школы значимее, чем субъективное благополучие педагогов. Научная новизна. Разработан авторский инструментарий на основе метода парных сравнений для изучения позиции сотрудников школ в отношении приоритетов школьной инклюзивной политики. Практическая значимость. Результаты могут быть полезны администраторам школ для переосмысления управленческих решений в определении приоритетов развития в условиях инклюзивной трансформации.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания нового формата экзамена, который позволил бы выполнять целый комплекс задач, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Основу такого формата экзамена представляет адаптированная под образовательные задачи ролевая игра. Цель исследования - определить эффективность разработки формата экзамена на основе ролевой игры с позиций объективности и полноты оценки, вовлеченности и мотивированности студентов, уровня стрессогенности и возможности применения такого формата экзамена не только для оценивания сформированности компетенций, но и для активизации гибких навыков. Методология, методы и методики. В основу исследования положен деятельностный подход к обучению и оцениванию. Применялся метод системного анализа теоретических источников по обозначенным проблемам. Для разработки содержания экзамена в форме ролевой игры был использован метод игрового моделирования. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов, сдававших экзамен в игровом формате, и результаты контент-анализа полученных ответов на открытые вопросы. Результаты. Разработаны методология содержания экзамена в игровом формате, сценарный ход его проведения, критерии оценивания проверяемых компетенций. Выявлен потенциал игрового формата экзамена для развития дополнительных, надпрофессиональных навыков (soft skills), востребованных сегодня на рынке труда. Научная новизна работы заключается в подробном описании авторского педагогического дизайна экзамена в игровом формате и результатов его апробации, доказывающих его валидность и эффективность его применения для аттестации по гуманитарным дисциплинам, направленным на развитие коммуникативных компетенций. Практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в развитие процесса геймификации образовательного процесса в высшей школе в части применения игровых методик как инструмента оценивания.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи - анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи - сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/