В российских университетах сложились разнообразные практики проектирования и реализации магистерских программ. Вариативность связана с дифференциацией вузов по уровню финансирования, территориальному расположению и другими факторами. В условиях выхода России из Болонского процесса и поиска собственной модели реализации программ высшего образования необходимо исследование сложившихся практик управления программами магистратуры. В статье представлен анализ посвященных развитию магистерского образования полуструктурированных нарративных интервью с администраторами российских университетов. Анализ показал, что они сталкиваются с проблемами, диктуемыми жесткой регламентацией образовательного процесса на государственном уровне. Они вынуждены занимать позицию исполнителей задач вышестоящих инстанций, что делает управление менее гибким (реализуется т. н. транзакционное лидерство). Существуют типичные институциональные ловушки: редукция качества образования (сохранение высокой загруженности преподавателей в сочетании с несвойственными им бюрократическими функциями) и ловушка метрик (целевые показатели оказываются важнее сущностных изменений). Номинальная роль академических руководителей способствует открытию и развитию магистерских программ по инерции, без учета запроса рынка труда.
Russian universities have developed a variety of practices for designing and implementing master’s programs related to differences in funding, geographic location, type of university, and a number of other factors. In the context of Russia’s withdrawal from the Bologna process and the search for its own model for the the wide variety of master’s programs and types of master’s programs administrators of Russian universities face similar problems caused by strict regulations of the freedom for the meaningful development of the master’s degree programs. Administrators also fall into the typical traps of reducing the quality of education and the traps of metrics. All of the above leads to «closing» of admission goal quotas with no real competition and without the quality of the applicant being considered. The nominal role of the academic supervisor of master’s programs results in the development of “outdated” programs and master’s programs are being opened without considering the demand of the labor market. Moreover, this also results in a formal approach to building an individual educational trajectory for undergraduates.
Идентификаторы и классификаторы
Выход России из Болонского процесса в 2022 году актуализировал вопрос о роли и месте магистратуры в системе российского высшего образования. Данные Росстата (рис. 1.) показывают, что за последние 8 лет количество магистерских программ выросло на 37% (с 13314 в 2016 г. до 18190 в 2023 г.). Похожими темпами росло число программ бакалавриата: прирост составил 31% (с 23613 в 2016 г. до 30980 в 2023 г.). При этом с 2015 по 2018 г. наблюдается спад в приеме бакалавров при росте приема в магистратуру.
Список литературы
1. Бергер, П., Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Москва: “Медиум”.
2. Вольчик, В. В. (2017). Нарративная и институциональная экономика. Журнал институциональных исследований, 9(4), 132-143. DOI: 0.17835/2076-6297.2017.9.4.132-143. EDN: KXAOBV
3. Вольчик, В. В., Корытцев, М. А. Маслюкова, Е. В. (2018). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки. Управленец, 9(6), 17-29. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-2 EDN: PPKFYF
4. Гармонова, А. В., Опфер, Е. А., Щеглова, Д. В. (2022). Роль магистратуры в системе подготовки академических кадров. Высшее образование в России, 31(11), 48-62. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-47-62 EDN: LBCPIL
5. Гармонова, А. В., Щеглова, Д. В. (Ред.). (2021). Доказательная магистратура: результаты и перспективы. Москва: Макс-Пресс. EDN: KVJXQO
6. Егоров, А. А. (2020). Оценка эффективности деятельности университетов на основе их производственных функций. Университетское управление: практика и анализ, 24(4), 87-99. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.037 EDN: AHQUEF
7. Жук, А. А., Фурса, Е. В. (2019). Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России. Журнал институциональных исследований, 11(1), 176-196. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.037 EDN: ZGGSTR
8. Игнатьев, В. П., Варламова, Л. Ф. (2019). Мониторинг эффективности реализации магистерских программ. Высшее образование в России, 28(7), 110-117. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-110-118 EDN: XBYQKN
9. Калачикова, О. Н., Акимова, К. К. (2018). Управление магистратурой в условиях трансформации университета. Университетское управление: практика и анализ, 22(1), 6-15. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.001 EDN: XODKLJ
10. Карасик, В. И. (1997). Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности). Научная библиотека Центроконцепта: Концепты, 2(2), 156-168.
11. Калмыкова, Е. С., Мергенталер, Э. (2002). Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории. Журнал практической психологии и психоанализа, 2. https://psyjournal.ru/articles/narrativ-v-psihoterapii-rasskazy-pacientov-o-lichnoy-istorii-chast-ii (дата обращения 14.04.2024).
12. Каспржак, А. Г., Калашников, С. П. (2016). Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры.
13. Университетское управление: практика и анализ, (2), 14-25. DOI: 10.15826/umj.2016.102.001
14. Козлова, Н. Н. (1999). Повесть о жизни с Алешей Паустовским: социологическое переписывание. Социологические исследования, (5), 20-33.
15. Корчемкина, Ю. В., Белоусова, Н. А., Фортыгина, С. Н. (2021). Индивидуальная образовательная траектория как условие повышения эффективности обучения в магистратуре. Ученые записки университета Лесгафта, 3(193), 207-210. 10.34835/ issn.2308-1961.2021.3.p207-210. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210 EDN: ZZDJGZ
16. Мещерякова, Н. Н., Роготнева, Е. Н., Гончарова, Н. А. (2020). Факторы выбора профессии студентами-инвалидами: исследование методом нарративного интервью. Вопросы психологии, 4, 56-64. item.asp?id=44211130 (EDN ). EDN: YPTJRJ
17. Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 1, 36-48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48 EDN: DGFZVV
18. Петрова, О. В., Чепьюк, О. Р. и др. (2021). Российская магистратура будущего: четыре траектории развития. Высшее образование в России, (8-9), 22-23. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33 EDN: GGXBFJ
19. Пичугина, Т. А., Даньшина, С. А. и др. (2021). Поведенческие сценарии студентов в формировании имиджа вуза: опыт нарративного анализа. Вестник Удмуртского университета. Серия “Философия. Психология. Педагогика”, (3), 302-309. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-3-302-309 EDN: NZOVFX
20. Селиверстова, Н. А. (2019). Имитации в высшей школе: следствие модернизации? Знание. Понимание. Умение, (4), 65-72. DOI: 10.17805/zpu.2019.4.5 EDN: OPFHQF
21. Судакова, А. Е., Сандлер, Д. Г., Тарасьева, Т. В. (2020). Конкуренция между вузами: концептуальный анализ. Университетское управление: практика и анализ, 24(4), 58-74. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.035 EDN: LTPZKF
22. Указ президента Российской Федерации от 08.02.2024 г. № 145 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”. (2024). https://base.garant.rU/408618353/#block_31 (дата обращения 29.03.2024).
23. Рустин, М. (2002). Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках. ИНТЕР, (1), 7-25. EDN: QBKJML
24. Bass, B. M., Avolio, B. J. (1990). Developing Trans-formational Leadership: 1992 and Beyond. Journal of European Industrial Training, (14), 21-27. DOI: 10.1108/03090599010135122
25. Bleiklie, I., Enders, J., et al. (2011). New public management, network governance and the university as a changing professional organization. Ashgate Research Companion to New Public Management (pp.16). Ashgate.
26. Brogger, K. (2014). The ghosts of higher education reform: on the organizational processes surrounding policy borrowing. Globalization, Societies and Education, 12(4), 520-541. DOI: 10.1080/14767724.2014.901905
27. Casey, K. (1995). The New Narrative Research in Education. Review of Research in Education, 21(1), 211-253. DOI: 10.3102/0091732x021001211 EDN: JPIPAR
28. Clark, B. R. (2010). Burton Clark’s The Higher Education System: Academic 0rganization in Cross-National Perspective. London Review of Education, (8), 229-237. DOI: 10.1080/14748460.2010.515122
29. Collins, H., Leonard-Clarke, W., 0’Mahoney, H. (2019). ‘Um, er’: how meaning varies between speech and its typed transcript. Qualitative Research, 19(6), 653-668. DOI: 10.1177/1468794118816615
30. Delamont, S., Atkinson, P. (2014). Narratives and accounts: Their collection and analysis. Theory and method in higher education research II,10, 43-62. DOI: 10.1108/S1479-3628(2014)0000010008
31. Kallenberg, T. (2020). Between Trust and Strategic Behavior of Academic (Middle) Leaders in Higher Education. Responsibility of Higher Education Systems, 74-92. DOI: 10.1163/9789004436558_005
32. Labov, W. (1997). Some Further Steps in Narrative Analysis. Special Issue of the Journal of Narrative and Life History, 7, (1-4), 395-415. DOI: 10.1075/jnlh.7.49som
33. Labov, W., Waletzky, J. (1997). Oral Versions of Personal Experience: Three Decades of Narrative Analysis. Special Volume of a Journal of Narrative and Life History, 7, 3-38.
34. Magalhaes, A., Veiga, A. (2015). The Narrative Approach in Higher Education Research. Theory and Method in Higher Education Research, 1, 311-331.
35. Pollner, M., Stein, J. (1996). Narrative mapping of social worlds: the voice of experience in alcoholics anonymous. Symbolic Interaction, 9(3), 203-223.
36. Zinner, L., Lindorfer, B., O’Reilly, A. (2022). Leadership in changing doctoral education. European Journal of Education, 57, 1-14. DOI: 10.1111/ejed.12517 EDN: MAJBJD
Выпуск
Другие статьи выпуска
К акое свидание в нашей полной неожиданностей жизни является самым волнующим и загадочным? На какое свидание надо решиться и, поверьте, ни в коем случае нельзя опоздать? Это свидание с Самим Собой. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что книга одного из самых отважных психологов и психотерапевтов нашего времени Ильи Латыпова рассказывает именно о том, как не опоздать Стать Человеком
В статье приводится полный текст выступления Первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Смолина Олега Николаевича в Государственной думе 10 октября 2023 г. Выступление было посвящено Году педагога и наставника. Автор озвучивает и комментирует проблемы, связанные с занятостью, заработной платой и социальным статусом педагога. Предлагаются следующие действия, направленные на решение текущих проблем: принятие во внеочередном порядке проекта федерального закона № 1075801-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников» либо создание межфракционной рабочей группы для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника; рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на 2024 г.; восстановление социальных гарантий для сельских педагогов.
В современном мире большое внимание уделяется различным аспектам применения информационных технологий (ИТ). В связи с этим на деятельность педагога влияют нормативное регулирование ИТ, их новые возможности и связанные с их использованием проблемы авторского права. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с применением нейросетей для создания авторских иллюстраций к образовательным материалам. Автор формулирует основные задачи, которые умеют решать нейросети, а также дает основные определения.
Феномен школьной отметки рассматривается авторами статьи с точки зрения того, как она связана с внутренними системами оценки качества образования (ВСОКО). Приведены результаты опроса руководителей школ и практикующих экспертов на предмет значимых характеристик ВСОКО как генератора и регулятора школьных отметок. Выдвинут тезис о коллективно-распределенной ответственности педагогов за единообразие подходов к выставлению отметок, обеспечение их объективности и информативности. Последние рассматриваются в статье как основные единицы эффективности школьных отметок. Изложена авторская позиция по влиянию различных компонентов ВСОКО на достижение указанной эффективности. Особое внимание уделено оценочным компетенциям педагогов, которые регулируются их должностными обязанностями. Для перечня должностных обязанностей предложены позиции, потенциально стимулирующие методические усилия педагогов по изменению практик выставления отметок. Отмечена необходимость и возможность административных действий на развитие соответствующих компетенций у педагогов.
Система образования является основным институтом, через который проходит каждый человек, а педагог - основанием этой системы. В задачи учителя входит подготовка обучающихся к адаптации в уже завтрашнем мире, где им понадобится уникальный набор навыков и компетенций. Именно поэтому для педагогов становится актуальной концепция профессионального обучения на протяжении всей жизни. Учитывая масштабы и ригидность системы образования, обязанности администрации школы должны включать в себя создание условий для развития сотрудников на местах. Такой подход позволит оперативно решать проблемы педагогов, осваивать тренды, отвечать на внешние по отношению к организации вызовы.
В статье анализируется иллюзия массовости в образовании и шаблоны, на которых она зиждется. Раскрывается образ хама как «человека толпы вне толпы», которому противостоит человек образованный. Авторы, вслед за Гегелем, рассматривают образование как форму освобождения человека. Именно образование фиксирует для общественного сознания точки исторического перехода из состояния «до» в состояние «после» и инициирует самосознание растущих поколений. Показывается, что условием решения проблемы учебных перегрузок является «перезагрузка» системы образования в целом. Рассматривается феномен взаимной доказательности в школе развивающего образования.
Вниманию читателей предлагается заключительная часть статьи «Антропологический поворот: предпосылки, латентные традиции и дискурсы».1, 2 Антропологический поворот представлен в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов, где антропология рассматривается как важная составляющая современного социального знания. Обращаясь к истокам антропологического поворота в России, следует различать антропологическое знание, разлитое в междисциплинарном пространстве социальных и гуманитарных наук и антропологию как науку, представленную множеством исследовательских направлений: от биологической - до социокультурной, от медицинской - до педагогической. Показано, что латентное развитие антропологических, культурно-психологических и гуманистических идей в неблагоприятных политических контекстах, при усилении авторитарных и тоталитарных тенденций происходило преимущественно в междисциплинарном пространстве диффузного и стихийно развивающегося социального знания. В российской истории социогуманитарных наук антропологические и гуманистические дискурсы получили развитие прежде всего в русле педагогики. Официально подавленные научные направления, маргинализированные интеллектуальные движения (будь то преподавание философии в 1850-е гг. или развитие педологии в середине 1930-х гг.) продолжали подспудное движение в смежных дисциплинарных областях, под иными именами и названиями. Интегрируя антропологические, культурно-психологические, гуманистические течения, педагогическая антропология в российской истории социогуманитарных наук выступала основой для развития синтетического человекознания. Особенностями российской антропологической традиции являлись ее латентность и педагогическая направленность, нашедшая отражение в трудах, как известных и достаточно изученных, так и полузабытых ученых. Экспликация латентных традиций и скрытых дискурсов создает сегодня дополнительные предпосылки для реализации антропологического поворота как в системе образования, так и в практиках повседневной жизни.
В статье раскрывается принцип обратной перспективы автобиографической памяти в качестве опорной метафоры для анализа потенциала образов личного прошлого и будущего в наделении смыслом неопределенности настоящего и побуждения масштабированной суперпродолжительными временными периодами деятельности. Дается краткий обзор конструкта временной перспективы (ВП) в психологии. Исходя из функционала ВП в бытии личности формулируется перечень ее оптимальных качеств. Указывается, что фундаментальный закон деградации феноменологии воспоминаний, описываемый «кривой забывания», реализует принцип прямой перспективы и выступает когнитивным препятствием для оптимизации ВП. Однако знаковая природа перспективы как вариативного культурного метода конструирования отношения к пространственной и временной дистанции допускает возможность не только прямого, но и обратного режима. Автобиографическая память реализует принцип обратной перспективы в форме наращивания перцептивной интенсивности образов прошлого и будущего по мере увеличения личностного смысла и временной дистанции событий.
Данная статья посвящена концепции человекоцентризма. Автор анализирует ряд исторических и современных событий, меняющих основы общественной жизни, подчеркивая их влияние на мировые ценности и идеологические конфликты. Акцентируется внимание необходимости перехода к человекоцентричной цивилизации, основанной на гуманистических ценностях, и создании условий для самореализации каждого человека. Автор выделяет глобальные вызовы, такие как миграция, отчуждение элит, изменение климата и развитие искусственного интеллекта, которые требуют нового подхода к социальной и экономической организации. Предлагается реорганизовать общественные и экономические структуры с тем, чтобы важнейшим критерием общественного благополучия стало индивидуальное счастье каждого человека и развитие человеческого потенциала.
ПРОСВЕЩЕНИЕ — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения
В от уже без малого пятнадцать лет я предваряю почти каждый выпуск журнала «Образовательная политика» колонкой главного редактора.
За это микроскопическое по историческим масштабам время наш журнал неоднократно рождался и перерождался. Менялись сценарии не только театра образовательной политики России, но и разных стран мира. Но мне всегда хотелось избежать для нашего издания участи спринтера, о котором с иронией пел Владимир Высоцкий: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся…»
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832