Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
1990-е гг. российская государственность перешла на принципиально новый этап с точки зрения взаимоотношений с обществом и отношения к идеологической составляющей своей социальной организации. Фактически государство дистанцировалось от регулирования общественных отношений в сфере идеологии, дав гражданам полную свободу выбора в вопросе мировоззрения. Это было связано с очевидным кризисом советской парадигмы навязывания населению официальной подчёркнуто-секулярной коммунистической идеологии. В либеральном ключе складывалось и отношения власти с Русской Православной Церковью (далее «РПЦ»), которое базировалось на акте позднесоветского времени, законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» [1, с. 102].
Список литературы
1. Мухаметзянова-Дуггал, Р. М. Религия и власть в России в XX-XXI вв.: три модели государственно-конфессиональных отношений / Р. М. Мухаметзянова-Дуггал // Власть. 2017. Т. 25, № 6. С. 100-104.
2. Богомазова, Н. Л., Валеева, Г. В., Слобожанин, А. В. Специфика государственно-конфессиональных отношений в России (конец ХХ - начало ХХI века) / Н. Л. Богомазова, Г. В. Валеева, А. В. Слобожанин // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 10. С. 219-222. DOI: 10.30853/manuscript.2019.10.43
3. Панкратов, С. А., Черняев, Е. К. Анализ институционального взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в контексте понятия “светскость” / С. А. Панкратов, Е. К. Черняев // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 111-121. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-4-921
4. Тупикин, Р. В. Правовая основа и сферы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с религиозными организациями Русской Православной Церкви / Р. В. Тупикин // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 4(13). С. 71-82.
5. Пинкевич, В. К. Политизация общества и религиозные отношения в современной России / В. К. Пинкевич // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22, № 4. С. 647-663. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-4-647-663
6. Лапицкий, К. В. Характеристика форм взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства: институциональный анализ / К. В. Лапицкий // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 11. С. 24-27. DOI: 10.24158/pep.2017.11.5
7. Карев, Д. А. Особенности взаимодействия государства и РПЦ в современном российском обществе / Д. А. Карев // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7(183). С. 258-264. DOI: 10.24158/tipor.2023.7.36
8. Коротаев, Н. А., Петров-Спиридонов, Н. А. Архитектурно-художественные и типологические характеристики некоторых новых православных храмов из “программы 200” / Н. А. Коротаев, Н. А. Петров-Спиридонов // Архитектура и современные информационные технологии. 2018. № 3(44). С. 73-87.
9. Программа строительства православных храмов в г. Москве. Русская Православная Церковь [Электронный ресурс]. URL: https://200hramov.ru/about/history/ (дата обращения: 05.06.2025).
10. Письмо Минфина РФ от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12141075/ (дата обращения: 05.06.2025).
11. Пинкевич, В. К. Трансформация понятия “светскости” и гражданский активизм / В. К. Пинкевич // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018. № 3(7). С. 82-87.
12. Дело “Торфянки” стало уголовным [Электронный ресурс] Газета Коммерсантъ. 2016. 15 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3143336 (дата обращения: 04.03.2025).
13. Москва и Москвичи. Парк “Торфянка” [Электронный ресурс]. URL: https://moskvichi.name/moscow_parks/svao_13.php (дата обращения: 05.06.2025).
14. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 24.05.2025).
15. Тонны гуманитарной помощи для беженцев из Украины собрали в Донской митрополии [Электронный ресурс], Дела Церкви. Синодальный отдел по благотворительности Русской православной церкви. 2015. 27 февраля. URL: https://diaconia.ru/n/944-tonny-gumanitarnoj-pomoshhi-dlya-bezhenczev-iz-ukrainy-sobrali-v-donskoj-mitropolii/ (дата обращения: 06.06.2025).
16. Алексеев, С. В., Златанов, Б. Г., Шумилов, А. В. Институциональные особенности православной церкви как субъекта гражданского общества / С. В. Алексеев, Б. Г. Златанов, А. В. Шумилов // PolitBook. 2018. № 4. С. 74-84.
17. Константинополь отлучили от РПЦ: что означает церковный раскол [Электронный ресурс], РБК. 2018. 15 октября. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/10/2018/5bc46fda9a7947895c901129 (дата обращения: 04.06.2025).
18. Щербак, А. Н., Ухватова, М. В. Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на отношения РПЦ и власти в России / А. Н. Щербак, М. В. Ухватова // Политическая наука. 2022. № 2. С. 184-205. DOI: 10.31249/poln/2022.02.09
19. Баранов, Н. А. Взаимоотношения РПЦ и государства в условиях пандемии COVID-19 в контексте смены политических парадигм и цифровизации / Н. А. Баранов // Управленческое консультирование. 2022. № 7(163). С. 8-22. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-7-8-22
20. РПЦ передала на помощь нуждающимся более 6,5 млн рублей [Электронный ресурс], “Российская газета”. 2020. 7 июля. URL: https://rg.ru/2020/07/07/rpc-peredala-na-pomoshch-nuzhdaiushchimsia-bolee-65-mln-rublej.html (дата обращения: 06.06.2025).
21. Томилина, Л. Б. Институциональные практики социального служения Русской Православной Церкви и российская система социальной работы / Л. Б. Томилина // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 2. С. 214-222. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.2.18
22. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о Страшном Суде после Литургии в Храме Христа Спасителя [Электронный ресурс], Русская Православная Церковь. Официальный сайт. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/5904390.html?ysclid=mdx926w54s235258571 (дата обращения: 14.06.2025).
23. В ТАСС состоялась пресс-конференция “Священники на войне. Опыт духовного служения на СВО” [Электронный ресурс], Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. URL: https://pobeda.ru/v-tass-sostoyalas-press-konferencziya-svyashhenniki-na-vojne-opyt-duhovnogo-sluzheniya-na-svo-4564 (дата обращения: 04.06.2025).
24. Самойловский, А. Л. Церковь: право, налоги, льготы / А. Л. Самойловский // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, № 1(34). С. 10. DOI: 10.24412/2311-1763-2023-1-10-10
25. Донцев, С. Религиозно-политический конфликт на Украине в контексте российских проектов “мягкой силы” в 1990-2017 гг / С. Донцев // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2018. № 2(12). С. 79-91. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-2-79-91
26. Чжоу, Г. Трудности и перспективы отношений РПЦ и Российского государства / Г. Чжоу // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3, № 2. С. 85-90.
27. Лункин, Р. Н. Влияние украинского фактора на внешнюю политику Русской Православной Церкви / Р. Н. Лункин // Современная Европа. 2020. № 4(97). С. 155-164. DOI: 10.15211/soveurope42020155164
28. Дорогинин, Ю. В., Куншенко, И. А., Мезинова, Г. Н. Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития / Ю. В. Дорогинин, И. А. Куншенко, Г. Н. Мезинова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 5. С. 25-29. DOI: 10.23672/SAE.2017.5.6054
29. Ткаченко, С. А., Липич, В. В. Информационная деятельность Русской Православной Церкви в светских СМИ (по материалам церковных документов) / С. А. Ткаченко, В. В. Липич // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2024. Т. 49, № 4. С. 800-806.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является культурная дипломатия Китайской Народной Республики в контексте её стратегического партнёрства с Российской Федерацией в условиях трансформации глобального порядка и усиления геополитической конкуренции. Объектом анализа выступают символические практики, институциональные механизмы, медиаплатформы, цифровые ресурсы и образовательные инициативы, через которые Китай реализует гуманитарную активность и продвигает свою культурную идентичность на российском направлении. Автор подробно рассматривает, как элементы мягкой силы от Институтов Конфуция и культурных фестивалей до академических обменов, цифровых медиастратегий и деятельности китайской диаспоры формируют позитивный и устойчивый образ КНР в российском общественном и экспертном сознании. Особое внимание уделяется балансу между идеологическим символизмом и прагматическими целями, включая укрепление стратегического доверия, продвижение политико-экономических интересов, институционализацию гуманитарного сотрудничества и повышение статуса Китая как цивилизационного актора в евразийском пространстве. Методология исследования основана на конструктивистском подходе, теории мягкой силы, институциональном анализе и дискурс-анализе. Такой междисциплинарный подход позволяет раскрыть культурную дипломатию как гибридный инструмент внешнеполитического влияния. Научная новизна исследования заключается в интерпретации китайской культурной дипломатии как стратегии «гибридизации», в которой символические формы гуманитарного обмена интегрированы в реализацию прагматических целей внешней политики. В отличие от традиционного понимания мягкой силы как отдельного гуманитарного ресурса, в работе показано, что Китай выстраивает многоуровневую систему влияния, включающую институции, медиа, диаспору и цифровые технологии. Сделан вывод о том, что культурная дипломатия КНР в российском направлении не только способствует укреплению имиджа Китая, но и формирует устойчивую архитектуру гуманитарного партнёрства, способную усилить стратегическое взаимодействие в условиях трансформации глобального порядка. Работа вносит вклад в развитие теоретических представлений о новых формах публичной дипломатии и гуманитарного влияния в постзападной международной среде.
Предметом исследования является эволюция политического диалога между Китайской Народной Республикой и государствами Юго-Восточной Азии с точки зрения обеспечения устойчивой региональной безопасности. Объектом анализа выступает комплексное взаимодействие Китая с АСЕАН и отдельными странами региона в формате двусторонних и многосторонних переговоров. Автор подробно рассматривает ключевые этапы трансформации диалога начиная с 1970-х годов по настоящее время, включая период формирования институциональной базы, усиления экономико-политической взаимозависимости, обострения территориальных споров в Южно-Китайском море, а также цифровизации дипломатических механизмов после пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется влиянию концепции «сообщества единой судьбы» и инициативы «Пояс и путь» на региональные процессы обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. Методология основана на теории региональной безопасности Б. Бузана и концепции сложной взаимозависимости Кеохейна и Ная, с применением сравнительно-политического и институционального анализа. Научная новизна исследования заключается в комплексной реконструкции этапов политического диалога КНР с ЮВА в привязке к архитектуре региональной безопасности, что позволяет выявить устойчивые тренды и структурные сдвиги в региональной дипломатии. Установлено, что политический диалог не только адаптировался к меняющейся геополитической среде, но и сам становился фактором, формирующим новые параметры безопасности в регионе. Выявлено, что экономическая взаимозависимость и институциональные механизмы снизили уровень эскалации конфликтов, несмотря на сохраняющиеся вызовы в Южно-Китайском море. Исследование вносит вклад в развитие теоретико-прикладного анализа внешней политики Китая, а также даёт основания для прогностической оценки перспектив регионального сотрудничества в условиях нарастающей конкуренции глобальных акторов в Юго-Восточной Азии.
Современные конституции всё чаще становятся не только правовыми актами, но и носителями идеологического послания, отражающего особенности культурной, исторической и цивилизационной идентичности конкретного общества. Противостояние универсалистских ценностей либеральной демократии и стремления государств к утверждению уникального культурного кода актуализирует изучение конституционной идентичности как правовой и символической категории. Конституционные тексты в этой связи всё чаще рассматриваются как динамичные конструкции, способные одновременно интегрировать и исключать различные социальные группы в зависимости от заданной идеологической парадигмы. На фоне кризиса универсалистского конституционализма усиливаются тенденции к возрождению традиционных, часто исключающих моделей идентичности, основанных на религии, этничности или историческом нарративе. Это делает важным изучение способов, с помощью которых идеологические основания закрепляются и транслируются через нормы высшей юридической силы. Конституционная идентичность становится результатом взаимодействия нормативного и нарративного измерений, в которых центральное место занимает вопрос легитимации политического порядка. Предметом настоящего исследования является анализ механизмов формирования, выражения и трансформации идеологических оснований в текстах национальных конституций. Методологическую основу исследования составляют междисциплинарный подход, включающий в себя элементы сравнительного правоведения, политической философии и нарративного анализа. Новизна исследования заключается в системном подходе к изучению конституционной идентичности как многоуровневого конструкта, соединяющего правовую норму с коллективной памятью и идеологическим содержанием. Впервые в отечественной литературе предложена типология моделей конституционной идентичности, основанная на критериях открытости, устойчивости и символической репрезентативности. Обоснована идея о том, что идеологическая парадигма конституции не является побочным продуктом, а составляет её структурное ядро. Установлено, что трансформация идентичности может происходить как в текстовой, так и в практической плоскости - через институциональные реформы, судебную интерпретацию и политические нарративы. Показано, что баланс между традицией и трансформацией является неотъемлемым условием устойчивости правопорядка. Выявлены риски идеологической фрагментации в условиях давления глобальных и цифровых факторов. Предложен методологический каркас для анализа идеологических основ конституций в эпоху идеологического плюрализма.
Предметом настоящего исследования является геополитическая трансформация Центральной Азии в условиях нарастающей конкуренции между глобальными и региональными акторами за влияние в стратегически важном евразийском пространстве. Объектом анализа выступают стратегии внешнеполитического поведения России, Китая, США, Европейского союза, Турции, Индии и Ирана, а также ответные реакции государств Центральной Азии на усиливающееся внешнее давление и меняющиеся условия международной среды. Автор подробно рассматривает институциональные, экономические и нормативные механизмы влияния со стороны указанных держав, а также формы адаптации и политического маневрирования со стороны Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран региона. Особое внимание уделяется формированию новой модели региональной субъектности, проявляющейся в виде стратегической многовекторности, выборочной интеграции, отказа от жесткой зависимости и политико-институционального прагматизма. Методологическая база включает элементы неореализма, теории регионализма, концепции «мягкой силы», а также сравнительно-политический и институциональный анализ. Научная новизна работы заключается в формулировке и обосновании аналитической категории «мягкая региональная резистентность», отражающей способность стран Центральной Азии сохранять стратегическую автономию, минимизировать риски асимметричной зависимости и селективно адаптировать внешние инициативы к национальным приоритетам. Исследование показывает, что государства региона отходят от роли пассивных объектов геополитического давления и выстраивают устойчивую рамку субъектности, основанную на институциональной гибкости и прагматичном балансе интересов. Сделан вывод о том, что именно мягкие формы адаптации отказ от прямой конфронтации, ограниченное участие в международных проектах, диверсификация партнерств становятся доминирующей стратегией в условиях многополярного мира. Работа вносит вклад в развитие современной теории международных отношений, расширяя понятийный аппарат анализа периферийных акторов.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование института необходимой обороны в Российской Федерации, судебная и правоприменительная практика по делам о превышении ее пределов, а также концепция «права слабого» и механизмы ее формирования в современном российском обществе. Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией и защитой прав граждан в сфере самообороны и функционированием системы публичной правоохраны в контексте исторической эволюции правовых принципов. Автор подробно рассматривает, как системный кадровый дефицит в органах МВД России, его исторические корни и современные факторы (низкая оплата труда, высокая нагрузка, бюрократия, отток опытных кадров) влияют на оперативность реагирования полиции и фактическую беззащитность граждан. Особое внимание уделяется анализу парадоксов статьи 37 УК РФ, когда эффективная самооборона влечет уголовное преследование, что подтверждается судебной статистикой по ч. 1 ст. 108 УК РФ. На конкретных примерах демонстрируется дисфункциональность существующей системы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, включая исторический, сравнительно-правовой, системный, диалектический методы, а также методы анализа и синтеза, и статистический анализ. Новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи между исторической эволюцией правовых принципов (от «права сильного» к «праву слабого»), проблемами института необходимой обороны в современной России и критическим кадровым дефицитом в правоохранительной системе, что ранее не получало достаточного системного осмысления. Особым вкладом автора является обоснование необходимости пересмотра законодательства о необходимой обороне на конституционной основе, включая внедрение презумпции угрозы при нападении, дифференциации режима самообороны по месту (по аналогии с «Castle Doctrine») и смещения бремени доказывания на сторону обвинения. Основными выводами проведенного исследования являются констатация глубокого парадокса «права слабого», когда эффективная самооборона ведет к правовому преследованию жертвы, а также установление прямой корреляции между этим парадоксом и неспособностью государства обеспечить оперативную защиту граждан. Предложены также меры по усилению оперативной защиты (стандарты реагирования, общественный контроль, технологии) и повышению правовой грамотности, что позволит восстановить баланс справедливости и реальную защищенность граждан.
В статье исследуется обеспечение мира и безопасности человечества как фундаментальная задача современного уголовного законодательства. Актуальность темы обусловлена возрастающими глобальными угрозами и необходимостью консолидации усилий международного сообщества в борьбе с преступлениями против мира и безопасности. Цель исследования - комплексный анализ обеспечения мира и безопасности как уголовно-правовой задачи, включая семантический анализ понятия и сравнительно-правовой анализ задач уголовного права России и зарубежных стран. В работе проведен анализ роли уголовного права в защите неотъемлемых ценностей общества и человечества, исследованы механизмы предупреждения и пресечения действий, угрожающих миру и безопасности. Особое внимание уделено сравнительному анализу терминологии в законодательстве стран СНГ, выявлению различий в использовании понятий «обеспечение», «охрана» и «защита». Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, а также общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и другие методы исследования. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу обеспечения мира и безопасности как задачи Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в выявлении особенностей реализации данной задачи в национальном законодательстве. Результаты исследования показали, что обеспечение мира и безопасности требует системного подхода, включающего как охранительные, так и предупредительные меры. Автором было проанализировано законодательство зарубежных стран, в частности, СНГ и выявлено отсутствие единообразия в терминологии, что подчеркивает необходимость дальнейшей унификации подходов к формулировке данной задачи уголовного закона. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов для совершенствования теоретических основ уголовного права, а также уголовного законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения мира и безопасности человечества.
Предметом исследования в данной статье выступает феномен юрислингвистической конвергенции как особого проявления взаимодействия права и языка в условиях глобализационных и цифровых трансформаций. Рассматривается не только функциональная роль языка в правовой системе, но и его аксиологические и когнитивные измерения, определяющие специфику современного правотворчества и правоприменения. Анализ охватывает многоуровневую структуру конвергенции - от международно-правовой коммуникации до локальных форм судебной практики. Отдельное внимание уделяется вопросам унификации юридической терминологии, институционализации междисциплинарных исследований, а также влиянию цифровых технологий на формирование «глобального языка права». Это позволяет выявить сущностные характеристики конвергенции и обозначить ее значение для развития современной юридической науки. Особое внимание уделяется практическому потенциалу юрислингвистической конвергенции как механизма повышения качества законодательства, предсказуемости судебных решений и эффективности правового регулирования. Методологическую основу составляют междисциплинарный подход, включающий сравнительно-правовой, герменевтический и когнитивно-лингвистический методы, позволяющие выявить специфику юрислингвистической конвергенции в многоуровневом правовом пространстве. Научная новизна статьи заключается в комплексном рассмотрении юрислингвистической конвергенции как многоуровневого процесса, объединяющего правотворчество, правоприменение, судебную практику, международно-правовую коммуникацию и цифровую сферу. Впервые систематизированы аксиологические и когнитивные измерения данного феномена, что позволяет рассматривать язык не только как технический инструмент фиксации норм, но и как ценностный и культурный маркер правовой системы. В статье показано, что конвергенция выполняет двойственную функцию: с одной стороны, обеспечивает унификацию и предсказуемость правового регулирования, а с другой - сохраняет культурное и национальное своеобразие правопорядков. Сделан вывод о том, что именно баланс между глобализацией и правовым плюрализмом составляет сущностное содержание конвергенции, что определяет ее значение для развития современной юридической науки и практики.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______