Вопрос о ходе и результатах агломерационных процессов по-прежнему остается одним из центральных в оценке проблем и перспектив российской экономики. Следует предположить, что значимость этого вопроса в предстоящий период будет только возрастать. Ситуация последних нескольких лет выявила полный провал расчетов на то, что широкомасштабные санкции в отношении России заставят страну полностью сосредоточиться на решении задач текущего, даже неотложного характера. Сегодня очевидна способность российской экономики ставить и решать стратегические задачи на длительную перспективу. Это подтвердили целевые установки, данные в новой стратегии пространственного развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Агломерации представляют собой тот объект стратегического планирования, где в первую очередь востребованы управленческие решения, рассчитанные на долговременный системный эффект как экономического, так социального и иного характера. В этой связи в статье предпринимается попытка показать основные направления эволюции государственной политики в отношении агломерационных процессов; подчеркнуть те новые возможности и задачи, которые будут решаться за счет этих процессов как в отраслевом, так и в пространственном разрезе национальной экономики.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Недавнее радикальное обновление Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года закономерно было ориентировано не только на дальнейшее развитие представлений о сущности и задачах пространственного стратегирования и о его наиболее значимых целевых индикаторах.
Список литературы
1. Ахмедова Е. А., Жоголева А. В. Кластерные стратегии устойчивого развития агломерации на примере Самарско-тольяттинской агломерации // Градостроительство и архитектура. 2017. Т. 7. № 4. С. 88-92. DOI: 10.17673.15.
2. Бессонов И. С., Бухвальд Е. М. Субрегионы в пространственной организации регионов Российской Федерации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 1. С. 7-27. DOI: 10.52180/2073-6487_2024_1_7_27 EDN: DZWBTK
3. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н. Экономическая безопасность и агломерации в пространственном развитии России // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 5. С. 1055-1074.
4. Вульфович Р. М., Майборода В. А. Политическая и публично-правовая субъектность городских агломераций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 3. С. 539-552. DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-3-539-552
5. Гайнанов Д. А., Кириллова С. А., Уляева А. Г. Создание агломерации смешанного типа на примере уфимской агломерации // Экономика и управление научно-практический журнал. 2024. № 5 (179). С. 49-55. DOI: 10.34773/EU.2024.5.8
6. Герцберг Л. Я. Агломерации как объект современных стратегических планов. В сб.: Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Научные труды РААСН. М.: 2024. C. 294-306.
7. Дружинин А. Г., Кузнецова О. В. Стратегия пространственного развития России: векторы обновления // Географический вестник. 2024. № 1(68). С. 15-26. DOI: 10.17072/2079-7877-2024-1-15-26
8. Закон Астраханской области от 10 мая 2023 года № 35/2023-ОЗ “О развитии агломераций в Астраханской области”.
9. Калашникова О. Е. Управление потенциалом агломерации на примере Ростовской агломерации // Экономика, социология и право. 2017 № 1. С. 12-14.
10. Колоскова А. А. Выбор модели управления городскими агломерациями на примере развития Ростовской агломерацией // Вестник экспертного совета. 2022. № 2 (29). С. 29-36. EDN: ENPBJI
11. Константинович Д. А., Федосеева О. Ю. Городские агломерации в России: проблемы и перспективы (с учетом опыта формирования и развития Самарско-Тольяттинской агломерации) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2022. Т. 2. № 3 (50). С. 98-110. 10.51965/20767919_2022_2_3_98; 10.17059/rec-2023-3-3. DOI: 10.51965/20767919_2022_2_3_98;DOI
12. Кузнецова О. В., Дружинин А. Г. К новой Стратегии пространственного развития России // Проблемы прогнозирования. 2024. № 4 (205). С. 36-45. DOI: 10.47711/0868-6351-205-36-45
13. Лисина Н. Л., Ушакова А. П. Как обеспечить согласованность документов территориального планирования: лучшие практики российских городских агломераций [14]. // Lex Russica (Русский закон). 2024. Т. 77. № 2 (207). С. 70-82. DOI: 10.17803/1729-5920.2024.207.2.070-082
14. Олифир Д. И. Синергия пространства как источник инновационной системы управления городских агломераций (на примере Санкт-Петербургской агломерации) // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1403-1414. 10.18334/ vinec.9.4.41300 [см. также: 13]. DOI: 10.18334/vinec.9.4.41300
15. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 сентября 2023 года № 669 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций”.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р “Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25312 (дата обращения: 15 января 2025 года).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации “Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411143583/?ysclid=m5y23glfaf329081926 (дата обращения: 15 января 2025 года).
18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634 (дата обращения: 15 января 2025 года).
19. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”.
20. Филобок А. А., Антонов О. В. Практические подходы к определению границ краснодарской городской агломерации // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 3. С. 9-14.
21. Шкарлет А. А. От региональной агломерации к агломерации территорий на примере Белгородской области // Управление городом: теория и практика. 2017. № 2 (25). С. 56-60.
22. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15 января 2025 года).
23. Fauzer V. V., Smirnov A. V., Lytkina T. S., Fauzer G. N. Northern Urban Agglomerations: Definition, Criteria, Indicators. In: Corporate Governance and innovative economic development. Syktyvkar State University. 2023. Vol. 3. No.1. Pp. 21-30.
24. Pankeieva A. N., Viatkin K. I., Zavalnyi A. V. Algorithm of allocation of territories, included to agglomerations. In: IOP Conference series, 2019. p. 055. EDN: SZOCKQ
25. Shubenkov M. V.,Khomyakov D. A. Space ofregional Agglomerations and reindustrialization // Journal of applied Engineering Science. 2016. Vol. 14. No.1. Pp. 154-162.
26. Shmidt A. V., Antonyuk V. S., Francini A. Urban agglomerations in the regional development: methodological and applied aspects // R-Economy. 2016. Vol. 2. No.3. Pp. 363-373.
27. Suvorova A. Structural characteristics of urban agglomerations: a case of Russia and Europe // Journal of Institutional Studies. 2023. Vol.15. No.4. Pp. 91-108.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современной экономической теории морально-нравственным аспектам формирования и функционирования экономических систем уделяется мало внимания, тогда как будучи результатом взаимодействия нескольких общественных наук — истории, социологии, культурологии, футурологии, они во многом определяют как архитектуру экономических систем, так и отношение к ним со стороны общества. Далекие от привычных нам атрибутов экономической науки, мораль и нравственность позволяют оценить соответствие той или иной экономической модели внутренним ощущениям, сформированным на основе: исторического опыта и традиций, морально-нравственных устоев, основанным на добре, справедливости и религиозном отношении друг к другу. Необходимость освещения содержания и высокая степень влияния данных аспектов на экономику предопределили цель исследования — выявление сущности морально-нравственных аспектов и их влияния на функционирующие и трансформирующиеся экономические системы на основе повышения регулирующей роли государства. Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза, монографического, сравнений, моделирования. Методология исследования основана на трудах классиков литературы, культуры, искусства, политики, а также на трудах ученых и практиков в указанной области науки. Итоги исследования вскрывают некоторые, не в достаточной степени освещаемые морально-нравственные аспекты формирования и функционирования экономических систем, описывают их взаимосвязи и взаимодействие. Полученные результаты могут быть использованы при налаживании координации экономической политики и морально-нравственного состояния общества, необходимых для ее адекватного восприятия и оценки, а также создания благоприятной почвы для адекватного восприятия мер государственного регулирования при проведении трансформационных процессов.
Мировая экономика переживает интеллектуальную цифровизацию, спровоцированную быстрым прогрессом в области информационно-коммуникационных технологий, что порождает значительные вызовы и в то же время открывает новые перспективы для инновационной деятельности в китайско-российских компаниях. В эпоху глобальной цифровой трансформации, особенно в свете усиления экономических санкций из Европы и США [3] и потребности в осуществлении политики импортозамещения, становление эффективной системы управления инновационными проектами в сфере сервисов интеллектуальных цепочек поставок становится чрезвычайно актуальным для экономики Китая и России.
Китайско-российские предприятия в настоящее время испытывают потребность в адаптации к новым условиям, вызванным цифровизацией различных сфер экономики, что предполагает внедрение передовых методов управления проектами в области интеллектуальных цепочек поставок [19]. Эти изменения обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности, эффективности и гибкости управления в условиях цифровой экономики.
Вопрос усовершенствования проектного управления в интеллектуальных цепочках поставок в компаниях Китая и России приобретает особую значимость. Необходимо внедрение и развитие новых методов управления, которые могут обеспечить эффективное сотрудничество между наукой, промышленностью, государством и бизнесом обеих стран. Стоит подчеркнуть, что в нынешних экономических и политических реалиях китайско-российские компании должны адаптироваться к меняющимся условиям, что требует разработки новых международных механизмов управления инновационными проектами в сфере интеллектуальных цепочек поставок. Такие механизмы должны не только способствовать устойчивому развитию, но и минимизировать риски, связанные с внешними и внутренними вызовами.
В статье дан анализ тенденций развития цифровых прав в России и их отдельной категории — цифровых финансовых активов. Описаны особенности государственного регулирования цифровых финансовых активов, указаны операторы информационных систем и приведены значения объемов рынка, а также основные виды эмитируемых цифровых инструментов на российском рынке. На конкретных практических примерах проанализированы возможности применения цифровых финансовых активов в расчетах коммерческих предприятий аграрного сектора для целей финансирования и хеджирования. Отдельно отмечены преимущества использования цифровых финансовых активов для участников рынка по сравнению с традиционными инструментами. Сделаны выводы о перспективах развития цифровых финансовых активов в экономике России.
Контейнеры произвели революцию в мировой торговле, обеспечив эффективную и безопасную транспортировку товаров на огромные расстояния. Контейнеризация торговли значительно снизила себестоимость перевозки грузов. Эффект домино распространяется по всей цепочке поставок, обеспечивая более быструю, бесперебойную, недорогую и достаточно безопасную доставку готовых товаров, полуфабрикатов по всему миру. В статье анализируются особенности истории появления контейнеров, изменения географии их производства в исторической ретроспективе, причины монополизации производства контейнеров КНР и современное состояние контейнерной промышленности КНР. В статье отмечается, что монополизация Китаем производства контейнеров и продукции необходимой для интермодальных операций вызывает жесткое сопротивление со стороны США.
В современных геополитических условиях и глобальной экономике морская логистика играет определяющую роль в международном перемещении грузов и мировой торговле. Достаточно сказать, что на ее долю приходится 80% всех транспортных перевозок. Россия, территория которой омывается многими морями, имеет выходы во все мировые океаны и является одной из ведущих морских держав.
В предлагаемой статье дается развернутый анализ состояния современных морских коммуникаций, роли и места России в международной морской транспортной системе. Исследуются проблемы, препятствующие более интенсивному развитию отечественной морской отрасли и эффективной интеграции России в международные логистические цепочки; рассматриваются действия недружественных стран по осуществлению недобросовестной конкуренции и проведению противоречащей международному праву санкционной политики.
На основе проведенного комплексного анализа с учетом сложившихся в мире реалий сформированы предложения, позволяющие выработать меры по укреплению экономических позиций России в сфере международных морских сообщений, эффективному развитию отношений в этой сфере с нейтральными и дружественными государствами (прежде всего БРИКС), а также в направлении укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Статья посвящена актуальной проблеме образования и размещения большого количества промышленных отходов, для решения которой требуется повысить выгодность их утилизации. Последняя заключается в превращении отходов во вторичное сырье, которое способно конкурировать с традиционным первичным сырьем.
Целью исследования является расчет и анализ сравнительной эффективности вариантов производства продукции при использовании первичного и комбинированного (первичного и вторичного) сырья с целью выработки решения о важности и объектности государственного стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот.
Объектом исследования выступают затраты на производство продукции при использовании первичного и комбинированного сырья для условий строительной сферы Челябинской области.
С целью выработки методов исследования в статье вначале рассматривается ряд методик оценки эффективности использования вторичных ресурсов, анализ которых показывает, что для их применения, как правило, необходимо составление и постоянное обновление статистических баз данных, содержащих детальную практическую информацию по связанным с вторичными ресурсами затратам и ценам. Информация может быть получена непосредственно от предприятий, однако для этого требуются отсутствующие в настоящее время нормативно-правовые документы. Таким образом, в сложившихся условиях в большей степени применимы простые методики оценки эффективности, базирующиеся на методах массовой оценки и публичных (открытых) данных. Авторами предлагается и обосновывается применение собственной экономической модели сравнительной эффективности вариантов производства продукции при использовании первичного и комбинированного сырья, результатом применения которой стала выработка решения о необходимости государственного стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
В статье выявляются теоретические основания для оценки энергоэффективности и возможности их совместного использования. Автором проанализированы отдельные исследования в свете задач современной экономической науки, исследованы работы, раскрывающие природу энергоэффективности. Особое внимание уделено позициям исследователей, которые раскрыли основные способы увеличения энергоэффективности, что важно для решения методологических проблем оценки. Отмечено, что теоретическим основанием термодинамического подхода являются первый и второй законы термодинамики. Второй подход — технико-экономический — основан на использовании физических мер в совокупности с экономическими характеристиками, его теоретической основой выступает теория общей факторной производительности. Автор приходит к заключению, что повышение энергоэффективности на макроуровне свидетельствует о качественном изменении энергоэффективности в случае, если оно обусловлено научно-техническим прогрессом. Для совместного использования двух подходов необходимо ввести иной экономический принцип: максимальное использование физического потенциала имеющихся в распоряжении ресурсов с минимальными затратами. На основании ресурсной теории системной организации экономики сделан вывод о способах повышения энергоэффективности для различных систем. В проведении политики энергоэффективности для процессных и средовых систем будут целесообразны расширение сферы применения оборудования и применение максимально мощных источников к объектам потребления. Для проектных и объектных систем более целесообразно увеличение срока и улучшение условий активного использования производственных мощностей, увеличение КПД оборудования, генерирующего энергию.
Издательство
- Издательство
- ИЭТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 58/60, стр. 1
- Юр. адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, ул Садовническая, д 58 стр 1, помещ I
- ФИО
- Кадыкова Алина Сергеевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://instet.ru/