В современных геополитических условиях и глобальной экономике морская логистика играет определяющую роль в международном перемещении грузов и мировой торговле. Достаточно сказать, что на ее долю приходится 80% всех транспортных перевозок. Россия, территория которой омывается многими морями, имеет выходы во все мировые океаны и является одной из ведущих морских держав.
В предлагаемой статье дается развернутый анализ состояния современных морских коммуникаций, роли и места России в международной морской транспортной системе. Исследуются проблемы, препятствующие более интенсивному развитию отечественной морской отрасли и эффективной интеграции России в международные логистические цепочки; рассматриваются действия недружественных стран по осуществлению недобросовестной конкуренции и проведению противоречащей международному праву санкционной политики.
На основе проведенного комплексного анализа с учетом сложившихся в мире реалий сформированы предложения, позволяющие выработать меры по укреплению экономических позиций России в сфере международных морских сообщений, эффективному развитию отношений в этой сфере с нейтральными и дружественными государствами (прежде всего БРИКС), а также в направлении укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Обеспечение эффективного функционирования внутриэкономических и внешнеполитических процессов невозможно без создания соответствующего транспортно-логистического обеспечения национальной экономики.
Список литературы
1. Александрова М. Е. Международные транспортные коридоры как фактор развития международного транзита России / М. Е. Александрова, О. В. Кизим // E-Scio. 2021. № 9(60). С.124-134.
2. Артеменко Д. Д. Экономические отношения России и Китая в современных условиях / Д. Д. Артеменко, П. С. Селезнев, Е. А. Котлярова // Модернизация экономики государств: отраслевой и региональный аспект, научно-технологическое и инновационное предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. В 2-х томах, Ростов-на-Дону, 23-28 октября 2023 года. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет “РИНХ”, 2023. С. 227-230.
3. Вериго С. А. Участие России в международных транспортных коридорах как фактор социально-экономического развития страны / С. А. Вериго, А. Б. Кудряшов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 11-1. С. 184-196. 10.34670/ AR.2020.22.83.019. DOI: 10.34670/AR.2020.22.83.019
4. Гедзюн В. С. Прогноз развития промышленности в долгосрочной перспективе / В. С. Гедзюн, М. К. Бондарева // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 28 декабря 2020 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Экспертно-аналитический центр”, 2021. С. 50-53.
5. Геополитика транспортных коммуникаций / А. В. Федякин, А. А. Горбунов, П. С. Селезнев [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Проспект”, 2024. 296 с.
6. Головенченко А. А. К вопросу о Конвенции Монтре - роль документа сегодня и завтра // Власть. 2022. Т. 30. № 4. С. 52-59. DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9124
7. Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва: Морское наследие, 2016. 472 с.
8. Динамическая модель транспортно-логистикой цепочки в условиях межгосударственной конфронтации / А. О. Жуков, И. Н. Карцан, А. Г. Харламов [и др.] // Современные инновации, системы и технологии. 2021. Т. 1. № 4. С. 19-26.
9. Дружинин А. Г. “Морская составляющая” современной российской геополитики: детерминанты, приоритеты, эффекты // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2020. № 1(9). С. 4-18.
10. Дугин А. Г. Основы геополитики: геополитическое будущее России. Москва: Арктогея, 1997. 599 с.
11. Егоров В. Г. Геополитические аспекты развития мировой транспортной системы // Геоэкономика энергетики. 2019. Т. 8. № 4. С. 32-43.
12. Егоров В. Г. Транспортные коридоры. Геополитический аспект / В. Г. Егоров, В. В. Штоль // Международная жизнь. 2021. № 9. С. 20-33.
13. Жуков А. О. Анализ мирового и отечественного опыта оценки и прогнозирования эффективности пространственных производственных и транспортно-логистических цепочек / А. О. Жуков, У. А. Пестун, М. Р. Разинькова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 4(60). С. 10.
14. Жуков А. О. К вопросу разработки информационной модели развития производственных и транспортно-логистических цепочек / А. О. Жуков, У. А. Пестун, С. С. Херувимова // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы XXI Всероссийского симпозиума, Москва, 10-11 ноября 2020 года / Центральный экономико-математический институт Российская академия наук. Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2020. С. 682-683. DOI: 10.34706/978-5-8211-0783-1-S5-11
15. Жуков А. О. К вопросу разработки механизма оценки эффективности производственных и транспортно-логистических цепочек / А. О. Жуков, У. А. Пестун // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27 декабря 2019 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Экспертноаналитический центр”, 2020. С. 64-66.
16. Жуков А. О. Кибербезопасность арктической зоны / А. О. Жуков, И. Н. Карцан, В. С. Аверьянов // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2021. № 51. С. 9-13.
17. Жуков А. О. Разработка инструментария прогнозирования влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы / А. О. Жуков, У. А. Пестун, Н. В. Гладких // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 3(63). С. 7.
18. Зарубежные направления деятельности ГК “Росатом” / М. Н. Лавниченко, И. О. Кореньков, К. Р. Филимонова [и др.] // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2023 года. Москва: Экспертно-аналитический центр, 2024. С. 108-133. DOI: 10.55469/9785904670948_108
19. Иванов О. Б. Глобальные вызовы, угрозы и риски современного мира // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2023. № 4. С. 7-73.
20. Карцан И. Н. Менеджмент транспортных услуг в логистике / И. Н. Карцан, А. О. Жуков, П. И. Карцан // Вестник Академии знаний. 2024. № 2(61). С. 627-632.
21. Кореньков И. О. Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России / И. О. Кореньков, О. В. Ерохина // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. № 1. С. 97-102. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-97-102
22. Маккиндер Х. Географическая ось истории / Х. Маккиндер; перевод с английского В. Желнинова. Москва: АСТ, 2021. 288 с.
23. Методологический подход к управлению логистикой в условиях межгосударственной конфронтации / И. Н. Карцан, А. О. Жуков, А. И. Башкатов [и др.] // Современные инновации, системы и технологии. 2021. Т. 1. № 4. С. 34-42.
24. Мэхэн А. Т. Влияние морской силы на историю. 1660-1783. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 2002. 634 с.
25. Селезнев П. С. Арктика как новая зона противостояния России и НАТО / П. С. Селезнев // Экономические науки. 2024. № 233. С. 487-495. DOI: 10.14451/1.233.487
26. Спикмен Н. География мира. Перевод с английского. Нью-Йорк: Харкорт, 1944. 66 с.
27. В ФРГ открыли новый морской тактический штаб НАТО. TASS.RU. 2024. 21 октября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22180307 (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
28. Владимир Путин объяснил увеличение численности Вооруженных сил. URL: http://government.рф/articles/news/vladimir-putin-obyasnil-uvelichenie-chislennosti-vooruzhennykh-sil/(дата обращения: 10 февраля 2025 года).
29. Встреча Михаила Мишустина с Первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Резой Арефом. URL: http://government.ru/news/52837 (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
30. На Западе вспомнили о старом методе борьбы с Россией. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/06/methods/(дата обращения: 10 февраля 2025 года).
31. Посол Германии вызван в МИД РФ из-за открытия штаба НАТО в Ростоке. URL: https://www.bfm.ru/news/560500 (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
32. Президент Египта заявил о сокращении доходов Суэцкого канала на 50-60%. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21989491 (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
33. Путин на совещании Совбеза заявил об обновлении ядерной доктрины России. URL: https://news.mail.ru/politics/62953365/(дата обращения: 10 февраля 2025 года).
34. Путин рассказал о реализации планов по Севморпути. Путин: Севморпуть будет привлекать российских и зарубежных перевозчиков. URL: https://ria.ru/20241106/putin-1982206219.html (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
35. Россия расценит блокаду Финского залива как нарушение морского права. URL: https://news.mail.ru/politics/63023326/(дата обращения: 10 февраля 2025 года).
36. Стратегические командно-штабные учения “Океан-2024”. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/75083 (дата обращения: 10 февраля 2025 года).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современной экономической теории морально-нравственным аспектам формирования и функционирования экономических систем уделяется мало внимания, тогда как будучи результатом взаимодействия нескольких общественных наук — истории, социологии, культурологии, футурологии, они во многом определяют как архитектуру экономических систем, так и отношение к ним со стороны общества. Далекие от привычных нам атрибутов экономической науки, мораль и нравственность позволяют оценить соответствие той или иной экономической модели внутренним ощущениям, сформированным на основе: исторического опыта и традиций, морально-нравственных устоев, основанным на добре, справедливости и религиозном отношении друг к другу. Необходимость освещения содержания и высокая степень влияния данных аспектов на экономику предопределили цель исследования — выявление сущности морально-нравственных аспектов и их влияния на функционирующие и трансформирующиеся экономические системы на основе повышения регулирующей роли государства. Исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза, монографического, сравнений, моделирования. Методология исследования основана на трудах классиков литературы, культуры, искусства, политики, а также на трудах ученых и практиков в указанной области науки. Итоги исследования вскрывают некоторые, не в достаточной степени освещаемые морально-нравственные аспекты формирования и функционирования экономических систем, описывают их взаимосвязи и взаимодействие. Полученные результаты могут быть использованы при налаживании координации экономической политики и морально-нравственного состояния общества, необходимых для ее адекватного восприятия и оценки, а также создания благоприятной почвы для адекватного восприятия мер государственного регулирования при проведении трансформационных процессов.
Мировая экономика переживает интеллектуальную цифровизацию, спровоцированную быстрым прогрессом в области информационно-коммуникационных технологий, что порождает значительные вызовы и в то же время открывает новые перспективы для инновационной деятельности в китайско-российских компаниях. В эпоху глобальной цифровой трансформации, особенно в свете усиления экономических санкций из Европы и США [3] и потребности в осуществлении политики импортозамещения, становление эффективной системы управления инновационными проектами в сфере сервисов интеллектуальных цепочек поставок становится чрезвычайно актуальным для экономики Китая и России.
Китайско-российские предприятия в настоящее время испытывают потребность в адаптации к новым условиям, вызванным цифровизацией различных сфер экономики, что предполагает внедрение передовых методов управления проектами в области интеллектуальных цепочек поставок [19]. Эти изменения обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности, эффективности и гибкости управления в условиях цифровой экономики.
Вопрос усовершенствования проектного управления в интеллектуальных цепочках поставок в компаниях Китая и России приобретает особую значимость. Необходимо внедрение и развитие новых методов управления, которые могут обеспечить эффективное сотрудничество между наукой, промышленностью, государством и бизнесом обеих стран. Стоит подчеркнуть, что в нынешних экономических и политических реалиях китайско-российские компании должны адаптироваться к меняющимся условиям, что требует разработки новых международных механизмов управления инновационными проектами в сфере интеллектуальных цепочек поставок. Такие механизмы должны не только способствовать устойчивому развитию, но и минимизировать риски, связанные с внешними и внутренними вызовами.
В статье дан анализ тенденций развития цифровых прав в России и их отдельной категории — цифровых финансовых активов. Описаны особенности государственного регулирования цифровых финансовых активов, указаны операторы информационных систем и приведены значения объемов рынка, а также основные виды эмитируемых цифровых инструментов на российском рынке. На конкретных практических примерах проанализированы возможности применения цифровых финансовых активов в расчетах коммерческих предприятий аграрного сектора для целей финансирования и хеджирования. Отдельно отмечены преимущества использования цифровых финансовых активов для участников рынка по сравнению с традиционными инструментами. Сделаны выводы о перспективах развития цифровых финансовых активов в экономике России.
Контейнеры произвели революцию в мировой торговле, обеспечив эффективную и безопасную транспортировку товаров на огромные расстояния. Контейнеризация торговли значительно снизила себестоимость перевозки грузов. Эффект домино распространяется по всей цепочке поставок, обеспечивая более быструю, бесперебойную, недорогую и достаточно безопасную доставку готовых товаров, полуфабрикатов по всему миру. В статье анализируются особенности истории появления контейнеров, изменения географии их производства в исторической ретроспективе, причины монополизации производства контейнеров КНР и современное состояние контейнерной промышленности КНР. В статье отмечается, что монополизация Китаем производства контейнеров и продукции необходимой для интермодальных операций вызывает жесткое сопротивление со стороны США.
Статья посвящена актуальной проблеме образования и размещения большого количества промышленных отходов, для решения которой требуется повысить выгодность их утилизации. Последняя заключается в превращении отходов во вторичное сырье, которое способно конкурировать с традиционным первичным сырьем.
Целью исследования является расчет и анализ сравнительной эффективности вариантов производства продукции при использовании первичного и комбинированного (первичного и вторичного) сырья с целью выработки решения о важности и объектности государственного стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот.
Объектом исследования выступают затраты на производство продукции при использовании первичного и комбинированного сырья для условий строительной сферы Челябинской области.
С целью выработки методов исследования в статье вначале рассматривается ряд методик оценки эффективности использования вторичных ресурсов, анализ которых показывает, что для их применения, как правило, необходимо составление и постоянное обновление статистических баз данных, содержащих детальную практическую информацию по связанным с вторичными ресурсами затратам и ценам. Информация может быть получена непосредственно от предприятий, однако для этого требуются отсутствующие в настоящее время нормативно-правовые документы. Таким образом, в сложившихся условиях в большей степени применимы простые методики оценки эффективности, базирующиеся на методах массовой оценки и публичных (открытых) данных. Авторами предлагается и обосновывается применение собственной экономической модели сравнительной эффективности вариантов производства продукции при использовании первичного и комбинированного сырья, результатом применения которой стала выработка решения о необходимости государственного стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
В статье выявляются теоретические основания для оценки энергоэффективности и возможности их совместного использования. Автором проанализированы отдельные исследования в свете задач современной экономической науки, исследованы работы, раскрывающие природу энергоэффективности. Особое внимание уделено позициям исследователей, которые раскрыли основные способы увеличения энергоэффективности, что важно для решения методологических проблем оценки. Отмечено, что теоретическим основанием термодинамического подхода являются первый и второй законы термодинамики. Второй подход — технико-экономический — основан на использовании физических мер в совокупности с экономическими характеристиками, его теоретической основой выступает теория общей факторной производительности. Автор приходит к заключению, что повышение энергоэффективности на макроуровне свидетельствует о качественном изменении энергоэффективности в случае, если оно обусловлено научно-техническим прогрессом. Для совместного использования двух подходов необходимо ввести иной экономический принцип: максимальное использование физического потенциала имеющихся в распоряжении ресурсов с минимальными затратами. На основании ресурсной теории системной организации экономики сделан вывод о способах повышения энергоэффективности для различных систем. В проведении политики энергоэффективности для процессных и средовых систем будут целесообразны расширение сферы применения оборудования и применение максимально мощных источников к объектам потребления. Для проектных и объектных систем более целесообразно увеличение срока и улучшение условий активного использования производственных мощностей, увеличение КПД оборудования, генерирующего энергию.
Вопрос о ходе и результатах агломерационных процессов по-прежнему остается одним из центральных в оценке проблем и перспектив российской экономики. Следует предположить, что значимость этого вопроса в предстоящий период будет только возрастать. Ситуация последних нескольких лет выявила полный провал расчетов на то, что широкомасштабные санкции в отношении России заставят страну полностью сосредоточиться на решении задач текущего, даже неотложного характера. Сегодня очевидна способность российской экономики ставить и решать стратегические задачи на длительную перспективу. Это подтвердили целевые установки, данные в новой стратегии пространственного развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Агломерации представляют собой тот объект стратегического планирования, где в первую очередь востребованы управленческие решения, рассчитанные на долговременный системный эффект как экономического, так социального и иного характера. В этой связи в статье предпринимается попытка показать основные направления эволюции государственной политики в отношении агломерационных процессов; подчеркнуть те новые возможности и задачи, которые будут решаться за счет этих процессов как в отраслевом, так и в пространственном разрезе национальной экономики.
Издательство
- Издательство
- ИЭТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 58/60, стр. 1
- Юр. адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, ул Садовническая, д 58 стр 1, помещ I
- ФИО
- Кадыкова Алина Сергеевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://instet.ru/