Читать онлайн

Введение. Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия на учащихся с целью усвоения ими базовых смыслов культуры. Сделать человека носителем этих базовых культурных смыслов, транслировать ему культуру без языка невозможно. Отсутствие исследований языковой стороны педагогической деятельности объясняет существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов и отсутствием эффективного инструментария создания и анализа речи педагога. В статье предлагается решение обозначенной проблемы с позиций педагогической семиологии и когнитивной лингвистики. Цель данной работы – рассмотрение теоретических основ языкового педагогического воздействия в трансдисциплинарном ракурсе.

Материалы и методы. В исследовании применялись методы контент-анализа, интерпретации и контекстуального анализа.

Результаты исследования. Базовой функцией образования является трансляция учащимся знаний о мире, в котором они живут и функционируют. В педагогическом общении это становится возможным благодаря уникальной роли языка. Совокупность знаний, мнений, ценностей и прочего формируется, прежде всего, в результате языкового воздействия на человека. Реализация языкового воздействия возможна благодаря биологической предрасположенности человека к усвоению языка. Тогда педагогическое воздействие можно рассматривать как языковое воздействие плюс восприимчивость, готовность к нему. Еще одно качество, без которого образование невозможно, – человеческая способность к подражанию.

Обсуждение и заключения. Понимая цель образования как трансляцию базовых культурных смыслов, а язык как основное средство для ее осуществления, мы считаем языковое воздействие главным воздействием в формировании человека как носителя собственно человеческих качеств. Сущность педагогического воздействия состоит в том, что с помощью языкового воздействия педагог должен донести до ученика базовые смыслы культуры, а с помощью присущего ученику подражания сделать так, чтобы он укоренился в культуре. Таким образом, в результате представленного исследования нам впервые удалось выработать понимание языкового педагогического воздействия и его сущности. Весь образовательный процесс основывается на языковом воздействии и подражании. Данная работа является частью семиологического исследования, посвященного осмыслению того, что источником содержания обучения и воспитания является культура; педагог является носителем культурных значений и смыслов, которые передаются им с помощью языка; педагогу принадлежит ключевая роль в обеспечении вхождения обучающихся в мир культуры.

Ключевые фразы: педагогическое воздействие, языковое воздействие, подражание, трансляция культуры, языковой аппарат
Автор (ы): ДОБРОВА ВИКТОРИЯ ВАДИМОВНА
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37.011. Основные понятия
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2024-12-4-3
Для цитирования:
ДОБРОВА В. В. РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО ВЛИЯНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. ТОМ 12, № 4
Текстовый фрагмент статьи