Архив статей журнала

Трансформация профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования: тенденции и риски (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Ильина Ирина Юрьевна

Введение. Цифровизация как устойчивый тренд развития высшей школы определяет потребность в качественном и структурном изменении управленческих механизмов в вузах. Возникает необходимость адаптации профессорско-преподавательского состава к масштабной и интенсивной цифровизации всех элементов образовательной системы. Цель представленной статьи – раскрыть основные тенденции трансформации профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования и выявить риски, возникающие в процессе происходящих изменений.

Материалы и методы. В исследовании применены такие методы, как сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, индукция. Методологической базой являются статьи российских и зарубежных исследователей по тематике работы. Эмпирическая база – результаты социологических исследований, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования», а также других опросов преподавателей вузов по проблемам изменения характера и содержания профессиональной деятельности в условиях цифровизации высшего образования.

Результаты исследования. В ходе исследования раскрыта динамика цифровых умений и навыков профессорско-преподавательского состава, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, дана оценка востребованности цифровых компетенций преподавателей по параметрам ценность/сложность. Выявлены основные риски цифровизации: риск чрезмерной «технологизации» профессиональной деятельности преподавателей, риск существенного повышения интенсивности труда преподавателей, риск, связанный с отсутствием эффективных механизмов мотивации и стимулирования преподавателей к повышению уровня цифровой компетентности, риск разрушения привычных форматов взаимодействия преподавателей со студентами, а также классической вузовской культуры.

Обсуждение и заключения. В исследовании раскрыты актуальные направления формирования адаптивных моделей деятельности преподавателей в условиях цифровизации образования. Выявленные особенности и риски цифровизации, определяющие динамику профессиональной деятельности преподавателей, имеют практическое значение для администрации вузов. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных внутривузовских механизмов организации и планирования труда профессорско-преподавательского состава, реализации мер поддержки и стимулирования преподавателей, активно участвующих в изменениях образовательного процесса, связанных с цифровизацией высшего образования.

Сохранить в закладках
Роль языкового влияния в педагогическом воздействии (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: ДОБРОВА ВИКТОРИЯ ВАДИМОВНА

Введение. Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия на учащихся с целью усвоения ими базовых смыслов культуры. Сделать человека носителем этих базовых культурных смыслов, транслировать ему культуру без языка невозможно. Отсутствие исследований языковой стороны педагогической деятельности объясняет существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов и отсутствием эффективного инструментария создания и анализа речи педагога. В статье предлагается решение обозначенной проблемы с позиций педагогической семиологии и когнитивной лингвистики. Цель данной работы – рассмотрение теоретических основ языкового педагогического воздействия в трансдисциплинарном ракурсе.

Материалы и методы. В исследовании применялись методы контент-анализа, интерпретации и контекстуального анализа.

Результаты исследования. Базовой функцией образования является трансляция учащимся знаний о мире, в котором они живут и функционируют. В педагогическом общении это становится возможным благодаря уникальной роли языка. Совокупность знаний, мнений, ценностей и прочего формируется, прежде всего, в результате языкового воздействия на человека. Реализация языкового воздействия возможна благодаря биологической предрасположенности человека к усвоению языка. Тогда педагогическое воздействие можно рассматривать как языковое воздействие плюс восприимчивость, готовность к нему. Еще одно качество, без которого образование невозможно, – человеческая способность к подражанию.

Обсуждение и заключения. Понимая цель образования как трансляцию базовых культурных смыслов, а язык как основное средство для ее осуществления, мы считаем языковое воздействие главным воздействием в формировании человека как носителя собственно человеческих качеств. Сущность педагогического воздействия состоит в том, что с помощью языкового воздействия педагог должен донести до ученика базовые смыслы культуры, а с помощью присущего ученику подражания сделать так, чтобы он укоренился в культуре. Таким образом, в результате представленного исследования нам впервые удалось выработать понимание языкового педагогического воздействия и его сущности. Весь образовательный процесс основывается на языковом воздействии и подражании. Данная работа является частью семиологического исследования, посвященного осмыслению того, что источником содержания обучения и воспитания является культура; педагог является носителем культурных значений и смыслов, которые передаются им с помощью языка; педагогу принадлежит ключевая роль в обеспечении вхождения обучающихся в мир культуры.

Сохранить в закладках
Педагогика креативных индустрий: модель профессиональной подготовки (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Коновалов Антон Андреевич

Введение: Сфера креативных индустрий, являясь одним из направлений развития экономики общества, а именно креативной, охватывает процесс создания посредством интеллектуального труда востребованного творческого продукта в области цифрового и прикладного искусства, функционального творчества, влияющего на благосостояние людей. Одним из ключевых акторов, стимулирующих развитие данной сферы, является педагог, обеспечивающий профессиональную подготовку кадров для рынка труда в сфере креативных индустрий. Учитывая дефицитарный характер исследований, посвященных данной проблеме, в настоящей статье предлагается модель профессиональной подготовки профессионально-педагогических кадров для сфер креативной экономики.

Материалы и методы: Методологической основой исследования послужили компетентностный (И. А. Зимняя, A.-K. Koenen, F Dochy и др.), деятельностный (А. И. Иргалиева и др.), конвергентный (М. В. Деев, E. Fonseca, I. Molderez, J. Overberg и др.) и личностно-ориентированный (А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.) подходы. В качестве методов исследования были использованы анализ научных работ, нормативных документов и публикаций в СМИ (n=36), посвященных феномену креативных индустрий, а также опыту подготовки профессионально-педагогических кадров для данной отрасли креативной экономики, а также моделирование процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий.

Результаты исследования: Данная статья посвящена моделированию процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий. В статье представлен исторический экскурс феномена творческих (креативных) индустрий, классификации направлений соответствующего сектора креативной экономики. В качестве научной новизны выступает образовательная модель подготовки педагогических кадров на уровне магистратуры, способных осуществлять качественную подготовку специалистов для различных творческих (креативных) индустрий, востребованность которых на рынке труда с каждым годом возрастает. Содержание модели определяют четыре блока: мотивационно-целевой, содержательно-логический, деятельностно-технологический и диагностический.

Обсуждение и заключения: Представленная модель профессиональной подготовки педагогов для сфер творческих (креативных) индустрий учитывает важные современные тенденции данных сфер: подготовку к профессиональной практике в условиях предпринимательства, реализация в формате смешанного обучения, активизация творческого начала в процессе реализации креативных практик и др. Опыт успешного внедрения в образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов для сфер творческих (креативных) индустрий посредством представленной модели будет способствовать росту высококвалифицированных творческих специалистов, востребованных на рынке труда сектора креативной экономики.

Сохранить в закладках
Дополнительное профессиональное образование: разработка исследовательской модели (2024)
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Авторы: Ханзина Елена Геннадьевна

Введение. В статье рассматривается проблема проектирования исследовательской модели функционирования и развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как устойчивой системы, которая будет отражать закономерности общественного развития в условиях трансформации мирового порядка, опережая социально-экономические изменения в различных сферах нашего общества, предупреждая тем самым социальноэкономические риски. Исследовательская модель описывает функционирование и развитие системы ДПО, важным аспектом которого является понимание наличия тенденции к появлению новых отраслей и соответственно новых профессий, изменения спроса на ряд компетенций и набора технических и универсальных навыков сотрудников предприятий разных сфер общества, роста необходимости в квалификации работников.

Материалы и методы. Материалом для исследования стали научные труды отечественных исследователей. В работе использована методология структурно-функционального анализа, системный подход.

Результаты исследования. Исследованием зафиксированы характерные особенности системы ДПО, которые и обусловили принципы исследования функционирования и развития ДПО. Основная цель ‒ осмысление процесса функционирования и развития системы ДПО и создание инструментов такого осмысления. В ходе исследования было получено представление о целостности системы ДПО, выявлены различные типы связей между элементами ДПО, получено представление о его структуре, проведена характеристика по вертикали и горизонтали, установлены уровни системы, обозначены основы управления, решена проблема цели системы ДПО, установлены основы его преобразования, установлены основы решения проблемы соотношения функционирования и развития системы ДПО. Раскрыта роль внутренних и внешних регуляторов поведения человека в системе ДПО.

Обсуждение и заключения. Проанализировав работы отечественных исследователей, мы установили ключевые особенности системы ДПО и разработали модель её устойчивого функционирования и развития с характеристиками опережающего развития системы. Такая система способна, формируя основание для сфер общества, опережать изменения, происходящие в них. В качестве перспектив развития науки и практики была обозначена детальная разработка механизма соотношения функционирования и развития системы ДПО, было обозначено определение степени «коррелированности» социальных и экономических систем, которая побуждает постановку вопроса динамики развития системы ДПО в среднесрочной перспективе.

Сохранить в закладках
Представления педагогов об особенностях оценки образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики и математики (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Абкович Алла Яковлевна, Сдобняков Виктор Владимирович

Введение. В статье рассматриваются вопросы оценки образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках физики и математики. Представлены результаты исследования, направленного на изучение профессиональных представлений педагогов по вопросам проведения промежуточной аттестации школьников c ОВЗ на уровне основного общего образования. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которое непосредственно связано с оценкой их образовательных результатов.

Материалы и методы. Исследование проводилось среди учителей физики и математики с помощью онлайн-анкетирования. Анкета состояла из вопросов, ответы на которые характеризуют профессиональные позиции педагогов в части определения целей, разработки оценочных средств, применения дифференцированного подхода и организации специальных условий при проведении промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Результаты исследования. Результаты исследования показали достаточно широкую вариативность представлений педагогов по изучаемой теме. Большинство респондентов указывает на необходимость модификации и дифференциации оценочных средств по степени сложности, допускает оказание разных видов помощи обучающимся и считает необходимым создание специальных условий. В то же время на практике часть педагогов относится к проблеме достаточно формально, а в некоторых случаях особые образовательные потребности обучающихся игнорируются.

Обсуждение и заключения. По результатам исследования автор, с одной стороны, отмечает недостаточную научную разработанность проблемы, с другой – выделяет некоторые профессиональные дефициты учителей физики и математики в части компетенций, связанных с оценкой образовательных результатов. Данные дефициты, по мнению автора, могут быть преодолены за счет разработки и включения в содержание основных и дополнительных профессиональных образовательных программ разделов, связанных с изучением особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ, определяющих особенности оценки их образовательных достижений, включая особенности адаптации оценочных средств и процедуры оценивания, создания специальных условий.

Сохранить в закладках
Формирование профессиональной идентичности и мотивации у будущих учителей начальных классов в процессе учебной практики (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Кудинов Владимир Валерьевич, Фортыгина Светлана Николаевна

Введение. В статье исследуется проблема формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))». Современный этап профессиональной подготовки будущих педагогов ориентирован на овладение ими способов интеграции учебных предметов для организации развивающей исследовательской деятельности, что отражено в «Ядре высшего педагогического образования». Цель статьи состоит в обосновании пути формирования профессиональной идентичности и мотивации будущих учителей в процессе учебной практики (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))».

Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий опросник профессиональной идентичности студентов (У. С. Родыгиной), диагностирующий внутреннюю позицию студентов по отношению к будущей профессии, компонентами которой являются характеристики профессиональной идентичности студентов «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность»; методику на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев), позволяющую изучить и проанализировать уровень мотивации обучающихся в контексте их профессионального образования; методы математической статистики.

Результаты исследования. Тестирование студентов – будущих учителей начальных классов – в процессе учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы позволило сделать вывод о нормальном уровне сформированности мотивации будущих учителей начальных классов. В результате исследования было выявлено, что по опроснику «Профессиональная идентичность студентов» (У. С. Родыгина) наибольший средний балл отмечен по шкале «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в профессии», наименьший средний балл соответствует шкале «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Полученные результаты по диагностике «Методика на определение мотивации профессионального обучения» показали, что наибольший средний балл соответствует нормальному уровню мотивации, наименьший – среднему уровню мотивации.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования обосновывают актуальность проблемы формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов факультета подготовки учителей начальных классов в процессе учебной практики. Реализуемая на факультете учебная практика играет ключевую роль в формировании первичных навыков научно-исследовательской работы у студентов. Особенности реализации данного вида практики заключаются в том, что процесс обучения будущих педагогов состоит из трех модулей: методологические основы научного познания; методы психолого-педагогического исследования; оформление результатов научной работы. Каждый модуль направлен на достижение цели практики: получение первичных навыков научно-исследовательской работы по организации и проведению психолого-педагогического исследования в образовании, обработке и представлению его результатов. Задания модулей направлены на выполнение студентами ряда практических действий: изучение основ научного метода; выбор темы и вопроса исследования; обзор литературы; сбор и анализ данных; интерпретация результатов; написание научной статьи или отчета; подготовка презентации; практика публичных выступлений; сотрудничество с научным руководителем; публикация и обратная связь. Авторами подчеркивается эффективность заданий, использованных в процессе формирования научно-исследовательских навыков у обучающихся.

Сохранить в закладках
Технология организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена (на примере специального (дефектологического) образования и предметных областей «Русский язык и литература», «Искусство») (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Кусова Маргарита Львовна, СЕМЕНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, Симбирцева Наталья Алексеевна

Введение. В статье представлен опыт проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в магистратуре как инструмент оценки готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизмы оценки готовности выпускников магистратуры к деятельности в системе образования через призму сформированности профессиональных, предметных, методических, коммуникативных и управленческих компетенций.

Материалы и методы. Представленная характеристика организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные организации образовательного процесса. При описании методики технологии применялись метод систематизации и анализа имеющегося опыта в проведении профессионального демонстрационного экзамена.

Результаты исследования. Цель данных материалов состоит в обобщении и систематизации опыта проведения профессионального экзамена магистрантов в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). В качестве организационных оснований деятельности по организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена приведены разработанные учебно-методическим советом УрГПУ принципы и этапы проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Обозначены принципы, реализуемые в профессиональном (демонстрационном) экзамене, такие, как преемственность и непрерывность подготовки педагогических кадров, инклюзивность образовательной среды, ориентация на профессиональную коммуникацию и принятие группового решения, принцип открытости, сочетания фундаментальности и практико-ориентированности.

Обсуждение и заключения. Оптимальной формой проведения демонстрационного экзамена педагогов определена соответствующая его задачам технология деятельностного типа, основанная на активном способе взаимодействия участников, – деловая игра. В ходе деловой игры экзаменуемые магистранты моделируют ситуацию заседания методического объединения или педагогического совета, где реализуют решение профессиональной задачи. Содержательные аспекты профессионального (демонстрационного) экзамена раскрываются в статье на материале конкретных иллюстраций вариантов экзаменационных заданий для обучающихся магистратуры по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (на примере предметных областей «Русский язык и литература» и «Искусство») и «Специальное (дефектологическое) образование».

Сохранить в закладках
«Метод Kumon» как средство освоения начальных предметных знаний у детей (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Батенова Юлия Валерьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна

Введение. Проблема активизации учебной деятельности всегда была в центре внимания педагогов, однако изменения, происходящие в настоящее время, придали ей особую актуальность. Новые социально-экономические условия диктуют необходимость изучения новых форм и методов обучения, направленных на интенсификацию процесса приобретения знаний. Целью данного исследования является изучение эффективности метода Kumon в отношении освоения начальных предметных представлений детьми дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения теории осмысленного обучения.

Материалы и методы. В статье приводится анализ содержания ключевых положений метода Kumon на основе методов систематизации и классификации, а также общенаучных методов анализа, обобщения и синтеза. Опора идеи «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского дает возможность задействовать богатый теоретический материал о самообучении как способности ребенка определять и искать информацию, различать и присваивать ее с учетом взаимосвязи с ранее приобретенной информацией.

Результаты исследования. Целью исследования являлось изучение ключевых характеристик организации обучения по системе Kumon. Проанализированы принципы, нейропсихологические основания рассматриваемого метода, возможности данной технологии в ракурсе многоаспектного развития личности ребенка. Авторы пришли к выводу, что в современной педагогической практике использование метода Kumon может быть эффективным для детей, которым необходимо освоить процедурные аспекты математики и чтения.

Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят изучение возможностей метода Kumon как метода индивидуального обучения с учетом способностей каждого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Сохранить в закладках
Жизненный мир студентов-инвалидов в инклюзивном кампусе: tempora mutantur (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Сахарчук Елена Сергеевна, Юдина Елена Николаевна

Введение. Для обширной научной базы по проблематике инклюзивного высшего образования характерен класс исследований, в основном теоретических, с акцентом на критике социальных и материальных барьеров, препятствующих доступу инвалидов к образованию. Статья предлагает вариант решения проблемы разрыва между теорией и практикой инклюзивного высшего образования и приводит основания, доказывающие, что безбарьерность не решает полностью проблему социализации студентов-инвалидов. Впервые в предметной области предлагается решение педагогической проблемы развития общественных ценностей личности студентов с инвалидностью на основе изучения их жизненного мира. Исследование носит междисциплинарный характер.

Материалы и методы. Научная аргументация базируется на средовом подходе и положениях личностно-развивающей педагогики. Исследование проведено в русле феноменологического подхода; применены авторские методики опроса и глубинного интервью. В исследовании участвовали 157 студентов с инвалидностью и 12 экспертов. Для выявления характерных особенностей жизненного мира обучающихся, проживающих в кампусе вуза и вне его, в исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа.

Результаты исследования. Выявлены существенные различия в конструировании жизненного мира студентов-инвалидов, проживающих в кампусе 1, и студентов, проживающих вне кампуса. Проживание в кампусе связано со множеством коммуникаций, способствующих формированию у студентов общественных ценностей личности, для проживающих вне кампуса (преимущественно с родителями) эффект социализации не так очевиден. Впервые в предметной области получены результаты, характеризующие различия в представлениях студентов-инвалидов об учебе, досуге, отношениях к окружающим и перспективах своего постдипломного развития. Показаны типичные проблемы, связанные с проживанием в кампусе/вне кампуса.

Обсуждение и заключения. Исследование подтвердило гипотезу об обусловленности развития общественных ценностей личности студента интенсивностью коммуникаций в пространстве совместной деятельности студентов с инвалидностью с социальным окружением в вузе. Затронутая проблема связана с рядом вопросов, перспективных для научного освещения. Статья может представлять интерес для исследователей и практиков инклюзивного образования.

Сохранить в закладках
Совершенствование техники чтения на иностранном языке с помощью технологии text-to-speech на основе нейросетей (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Гудкова Лариса Викторовна, Салихова Курбангюзель Александровна

Введение. Интенсификация и техническое развитие страны, пандемия COVID-19 и постковидный этап вызвали активную интеграцию цифровых средств в образовательный процесс, что привело к новому этапу развития современной российской системы образования – её цифровизации. В настоящее время разрабатываются и внедряются в обучение иностранным языкам новые цифровые технологии, в т. ч. технологии искусственного интеллекта. Данная статья рассматривает применение технологии text-to-speech с использованием нейросетей для совершенствования техники чтения на английском и немецком языках студентов языковых и неязыковых специальностей. Навыки чтения вслух на иностранном языке можно совершенствовать с помощью синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree, которые студенты могут использовать в автономной работе. В силу издания в 2018 года нового ФГОС ВПО, приведшего к уменьшению объема аудиторной работы со студентами, увеличению объема самостоятельной работы студентов и к увеличению наполняемости учебных групп, практическое использование синтезаторов речи на занятиях по иностранному языку представляется актуальным и важным.

Материалы и методы. Проведение эксперимента с целью определения эффективности использования синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree для совершенствования навыков чтения вслух студентов языковых и неязыковых специальностей, подсчет количества фонетических ошибок при чтении иноязычного текста до использования генератора голоса и после него, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования. Список публикаций, изученных в процессе проведения научного исследования, составляет 40 российских и зарубежных работ. Данные материалы позволили изучить применение технологии text-to-speech с использованием нейросетей, а также синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree на занятиях по иностранному языку в вузе, что позволило доказать на практике эффективность применения анализируемых сервисов для совершенствования техники чтения на английском и немецком языках.

Обсуждение и заключения. По итогам теоретического исследования научных источников, а также изучения опыта практического применения синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree формулируется вывод о большом дидактическом потенциале технологии text-to-speech. К возможным сферам применения технологии синтеза речи можно отнести создание аутентичного языкового окружения, автоматизацию навыков чтения вслух, аудирования и диалогической речи, а также самоконтроль обучающихся своей письменной речи, озвученной с помощью технологии text-to-speech.

Сохранить в закладках
Полимодальность педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Литвин Дмитрий Владимирович

Введение. В работе рассматривается личностно-развивающая образовательная среда как педагогическое явление.

Цель исследования заключается в обосновании свойства полимодальности педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды и определении особенностей средового проектирования.

Свойство полимодальности личностно-развивающей образовательной среды обосновывается, исходя из взаимосвязи среды с диалектикой личностно-средовых взаимоотношений в образовании.

Материалы и методы. Исследование основано на философских, культурологических, социологических и иных материалах, утверждающих средовую парадигму как актуальную для саморазвивающихся сложных систем. Личностно-развивающая среда рассматривается как уникальный процесс взаимодействия обучающегося в образовании, способствующий становлению личностного опыта индивида.
Методы исследования включают методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ педагогических концепций в контексте системы ориентиров (ценностей), определяющих педагогическое мышление.

Результаты исследования. В развитии личности прослеживаются новые для нее способы взаимодействия со средой. При этом такие способы непосредственно не обусловлены причинно-следственными связями с ней. Релевантность развивающей образовательной среды и личности на ее различных этапах развития предполагает процессуальность образовательной среды, ее этапность и внутреннюю неоднородность, предрасположенность к трансформации. Указанные свойства образовательной среды воплощаются в ее полимодальности. Полимодальность выступает отражением диалектики личности в образовании: различные образы и виды среды детерминированы характером личностно-средовых взаимодействий и формирующихся взаимоотношений.

Обсуждение и заключения. Проектирование личностно-развивающей среды осуществляется посредством ситуаций, в которых представлены компоненты окружающей среды и взаимодействующая с ней личность. Развитие личности сопровождается генерацией «сред наполнения». «Среды наполнения» в их множественном проявлении – это субъект обусловленные, генерируемые личностью области познания и преобразования действительности, являющиеся результатом личностно-средового взаимодействия. Эти области отличаются динамичностью, способностью к расширению в познании и деятельности. Динамика личностно-обусловленных «сред наполнения» сопровождается формированием личностных свойств обучающегося, отношений к действительности и самому себе.

Сохранить в закладках
Методическая система подготовки будущих учителей английского языка на основе комплекса подходов (2024)
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Авторы: Быстрова Елена Николаевна

Введение. В статье описывается методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях нарастающей сложности образовательной среды и разнообразия потребностей обучающихся.

Целью исследования является проектирование методической системы на основе комплекса подходов, позволяющей создать более адаптивные и гибкие условия для обучения и развития будущих учителей английского языка с учётом современных требований и вызовов в области образования.

Материалы и методы. В ходе исследования проведён теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по исследуемому вопросу, сравнительный анализ существующих концепций методических систем и моделей формирования профессиональных компетенций будущих учителей. В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и моделирования.

Результаты исследования. В результате теоретического и сравнительного анализа научных исследований, обобщения собственного практического опыта разработана методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе комплекса подходов, описаны ее ключевые компоненты, обеспечивающие комплексный и системный характер образовательного процесса, а также механизм их взаимодействия. Все компоненты системы представлены в четырёх блоках: целевой, содержательный, концептуально-методологический, результативный.

Обсуждение и заключения. Разработка методики формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов в процессе изучения специальных дисциплин с ориентацией на интеграцию дисциплинарного развития и прогрессивного формирования компетенций представляет собой перспективу дальнейшего исследования.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →