Архив статей журнала
Введение. Дисгармоничное развитие пространственных представлений у детей может быть результатом их языковых нарушений, поскольку пространственный язык играет решающую роль в формировании пространственного познания и понимания, которые, в свою очередь, потенциально влияют на социальное, эмоциональное и академическое развитие. Это требует детального анализа характеристик пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Материалы и методы. Создан комплекс проб, который дал возможность тщательно и детально подойти к экспериментальной диагностике пространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Модифицированная методика позволила поэтапно рассмотреть все интересующие пространственные категории в их развитии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить нарушения этого процесса.
Результаты исследования. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие нарушения: дефициты становления соматотопических представлений, проявляющиеся в стойких трудностях с определением левосторонних и правосторонних отношений, нарушениях эгоцентрической ориентации, что является одним из основополагающих знаний о пространстве. Также обнаружены недостатки усвоения значений пространственных предлогов и неспособность ими оперировать в активной речи. Дети не умеют выделять «малое пространство» и воспроизводить пространственное расположение отдельных его элементов относительно плоскости. Выделяются недостатки в развитии пространственных представлений и пространственного мышления. Зрительно-пространственный анализ и синтез не сформированы в должной мере. Возникают сложности в осмыслении и, соответственно, запоминании пространственно-временных понятий, а также в установлении причинно-следственных связей.
Обсуждение и заключения. Благодаря проведённому экспериментальному исследованию можно констатировать, что процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит медленнее, с дефицитами и отклонениями. Результаты исследования подчёркивают необходимость разработки и внедрения специализированных методик и упражнений для коррекции и развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи, что может способствовать их успешному обучению и адаптации в образовательной среде.