Статья: Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (2025)

Читать онлайн

Введение. Дисгармоничное развитие пространственных представлений у детей может быть результатом их языковых нарушений, поскольку пространственный язык играет решающую роль в формировании пространственного познания и понимания, которые, в свою очередь, потенциально влияют на социальное, эмоциональное и академическое развитие. Это требует детального анализа характеристик пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Материалы и методы. Создан комплекс проб, который дал возможность тщательно и детально подойти к экспериментальной диагностике пространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Модифицированная методика позволила поэтапно рассмотреть все интересующие пространственные категории в их развитии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить нарушения этого процесса.

Результаты исследования. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие нарушения: дефициты становления соматотопических представлений, проявляющиеся в стойких трудностях с определением левосторонних и правосторонних отношений, нарушениях эгоцентрической ориентации, что является одним из основополагающих знаний о пространстве. Также обнаружены недостатки усвоения значений пространственных предлогов и неспособность ими оперировать в активной речи. Дети не умеют выделять «малое пространство» и воспроизводить пространственное расположение отдельных его элементов относительно плоскости. Выделяются недостатки в развитии пространственных представлений и пространственного мышления. Зрительно-пространственный анализ и синтез не сформированы в должной мере. Возникают сложности в осмыслении и, соответственно, запоминании пространственно-временных понятий, а также в установлении причинно-следственных связей.

Обсуждение и заключения. Благодаря проведённому экспериментальному исследованию можно констатировать, что процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит медленнее, с дефицитами и отклонениями. Результаты исследования подчёркивают необходимость разработки и внедрения специализированных методик и упражнений для коррекции и развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи, что может способствовать их успешному обучению и адаптации в образовательной среде.

Ключевые фразы: речевые нарушения, общее недоразвитие речи, пространственные представления, ОСОБЕННОСТИ, дошкольный возраст
Автор (ы): МЕДВЕДЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, Дрозд Анастасия Дмитриевна
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
376.3. Воспитание и обучение лиц с недостатками органов чувств и с больной нервной системой, например слепых, слабовидящих, глухих (глухонемых), слабослышащих (тугоухих), слепоглухонемых, с дефектами речи
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2025-13-2-6
Для цитирования:
МЕДВЕДЕВА Е. Ю., ДРОЗД А. Д. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. ТОМ 13, № 2
Текстовый фрагмент статьи