Читать онлайн

Введение. Целью проведённого исследования является анализ содержания и структуры образа истории в мифологической картине мира. В этом исследовательском контексте особое место занимает проблема смысла истории. Новизна предлагаемого варианта решения указанной проблемы состоит в попытке соединить её трансцендентное и имманентное понимание на примере мифологического мировоззрения.

Материалы и методы. Материалом работы послужили образы и сюжеты античной мифологии, а также труды отечественных мифологов, посвящённые типологическим особенностям мифа. В статье в качестве мифоподобной разновидности образа истории представлена картина прошлого, заимствованная из «Розы Мира» Даниила Андреева. В работе использованы методы системного и структурно-функционального анализа, моделирования, реконструкции, идеализации, сравнения и описания, соответствующие особенностям предмета исследования.

Результаты исследования. В статье выделены и проанализированы три тематических блока: ход истории в мифологических сюжетах о прошлом человечества; мифологический образ исторического времени и принцип причинности; личностная и внеличностная основа мифологического образа истории. По результатам проведённого анализа сделаны следующие выводы. Во-первых, мифологические представления о «ранних временах» сохраняются лишь в форме произведений, соответствующих культуре своей эпохи. Во-вторых, мифы о прошлом человечества выполняют функцию объяснения смысла установленного в мире порядка. В-третьих, одной из сущностных сторон образа истории в мифологической картине мира выступает различие между эмпирическим и мифологическим временем. В-четвёртых, понятие объективного закона в мифологической картине мира заменяет каузальная иерархия персонифицированных сил и финитных событий. В-пятых, личностное самосознание мифа является одновременно историческим и антиисторическим.

Обсуждение и заключения. Образ прошлого, обнаруженный в реконструкциях мифологической картины мира, обладает двойственной ‒ одновременно исторической и антиисторической – сущностью, а потому содержит в себе идейный потенциал для нового ‒ религиозного и философского понимания смысла истории. Таким образом, единство реального и ирреального, имманентного и трансцендентного в мифологических описаниях прошлого, помогает лучше понять истоки мировоззренческого дуализма объективной и субъективной истории.

Автор (ы): Волков Юрий Константинович, Тихонов Никита Сергеевич
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
930.1. История как наука (Теория и философия истории. Морфология истории)
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2025-13-2-11
Для цитирования:
ВОЛКОВ Ю. К., ТИХОНОВ Н. С. ОБРАЗ И СМЫСЛ ИСТОРИИ В МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. ТОМ 13, № 2
Текстовый фрагмент статьи