Статья: Значение развития надпрофессиональных компетенций в аспекте профессиональной подготовки студента вуза (2025)

Читать онлайн

Актуальность. Современное образование актуализирует запрос бизнес-процессов, поэтому ключевым моментом профориентации сегодняшнего студента становится его адаптация к потребностям рынка труда, обогащенного новыми критериями востребованного специалиста, включающими владение soft skills. Соответственно университеты, ориентированные на качественную подготовку кадров, заинтересованы в понимании механизмов и системы формирования soft skills, или надпрофессиональных компетенций.

Цель. Выявить и описать дефициты развития надпрофессиональных компетенций, мотиваторов, демотиваторов образовательной и развивающей личность деятельности студентов первого курса Государственного университета просвещения как будущих специалистов-профессионалов.

Выборка. В исследовании принял участие 761 респондент — студенты первых курсов очного обучения всех факультетов.

Методы. Исследование выполнено на основе диагностических методик (тестов), которые использованы АНО «Россия — страна возможностей», пилотного проекта по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся; теоретических методов исследования: анализ, синтез, обобщение; практических методов исследования: измерение, сравнение, описание.

Результаты. Определены дефициты развития надпрофессиональных компетенций, демотиваторов образовательной и развивающей личность деятельности студентов первого курса Государственного университета просвещения как будущих специалистов-профессионалов. На основании выявленных данных разработана программа их компенсации и развития «Профи-лидер». Программа развития soft skills, или надпрофессиональных компетенций, «Профи-лидер» объемом 124 часа состоит из четырех модулей: «Управление взаимодействием», «Управление задачами», «Энергия влияния личности», «Общие знания».

Выводы. Для подготовки конкурентоспособного, адаптированного к современному рынку труда специалиста на основе диагностики надпрофессиональных компетенций soft skills необходимо выявить дефициты в развитии надпрофессиональных компетенций, мотиваторы, демотиваторы образовательной и развивающей деятельности студента; разработать программу развития надпрофессиональных компетенций.

Ключевые фразы: soft skills, мотиваторы, НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, про- фессиональное самоопределение, карьерный рост, факторы развития
Автор (ы): Камалова Нина Владимировна, Осечкина Лариса Ивановна
Журнал: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.096. Факультеты, отделения высших учебных заведений
Для цитирования:
КАМАЛОВА Н. В., ОСЕЧКИНА Л. И. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ВУЗА // КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ. 2025. № 1 (25)
Текстовый фрагмент статьи