Статья: Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть вторая (2025)

Читать онлайн

В статье продолжается рассмотрение проблематики раннего речевого онтогенеза на основе сборника М. Мерло-Понти «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.». Данный текст предваряет перевод второго фрагмента сборника из раздела «Сознание и освоение языка» и представляет собой краткий вводный обзор подхода Мерло-Понти к раннему речевому онтогенезу. Рассматриваются лингвистические исследования, на которые он опирается, связывая их с идеями феноменологии, гештальтпсихологии и структурализма. Целью Мерло-Понти является максимально близкое описание основного феномена своего исследования – ребенка, и в том числе того, как ребенок осваивает родной язык. Результатом синтеза этих направлений становится оригинальная концепция, наброском представленная в статье в виде особенностей освоения языка ребенком, которые коррелируют с другими известными его идеями, а также дан краткий комментарий к ним. В статье предпринята попытка обозначить философские основания лингвистики детской речи и детской психологии на примере разработок М. Мерло-Понти.

Ключевые фразы: детская речь, онтолингвистика, феноменология, МЕРЛО-ПОНТИ, освоение языка ребенком, речевое развитие, ранний речевой онтогенез, критика интеллектуализма
Автор (ы): Вечернина Елена В.
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.922.7. Детская психология
Префикс DOI
10.28995/2073-6401-2025-3-51-74
Для цитирования:
ВЕЧЕРНИНА Е. В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ М. МЕРЛО-ПОНТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи