В статье обоснована необходимость повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Авторами рассматриваются правовые основы и практические аспекты межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении контрольно-розыскной и профилактической работы. Проанализированы основные формы и методы совместной деятельности, выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера.
На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а именно: по дальнейшему совершенствованию в части детализации механизмов информационного обмена и координации совместных действий; о недопустимости формального подхода к проведению совместных мероприятий; о недостаточном информационном и техническом обеспечении; об отсутствии системности в обмене информацией; о необходимости создания единых информационных баз данных; о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников; о необходимости разработки четких критериев оценки результативности совместной работы и др. Особое внимание уделено развитию организационных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы через создание постоянно действующих координационных органов и внедрение единой системы планирования совместных мероприятий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Актуальность указанной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества. По-прежнему значительная часть преступлений совершается повторно лицами, находящимися под контролем правоохранительных органов. При этом существующая система межведомственного взаимодействия органов внутренних дел (далее – ОВД) и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – УИС) при осуществлении контроля за данной категорией лиц имеет ряд проблемных аспектов организационного и правового характера, что снижает результативность профилактической работы.
Список литературы
1. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 [Электронный ресурс] // СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 12.12.2024).
2. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 [Электронный ресурс] // СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 12.12.2024).
3. Фролов Д. В. К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний в борьбе с преступностью // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3 (67). С. 203-217.
4. Шилов Ю. В. Теоретико-прикладной анализ содержания деятельности ФСИН России через призму реализации функции координации // Вестник Удмуртского университета. 2022. № 4. С. 748-755.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье осуществлен статистический анализ преступлений за 2018-2023 гг., совершенных лицами, осужденными по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации» Уголовного кодекса Российской Федерации. На основе статистических данных из официальных баз правоохранительных органов представлен портрет «компьютерного» преступника по следующим характеристикам: пол, возраст, род занятий, уровень образования, гражданство, место жительство, что позволило обосновать выводы об изучаемом субъекте компьютерного преступления: мужчина, гражданин Российской Федерации, в возрасте от 18 до 49 лет, имеющий профессиональное образование, чаще среднее, и являющийся по основному роду занятий коммерческим служащим или работником организации, реже трудоспособный без постоянного источника дохода, совершивший компьютерное преступление в пределах постоянного места жительства.
В работе также изучены и представлены результаты вычисления уровней динамического ряда по количеству зарегистрированных преступлений по ст. 272 УК РФ за 2018-2022 гг. с прогнозом на 2023-2024 гг. о непрерывном росте компьютерных преступлений в будущем, что подтверждают статические данные о количестве преступлений за 2023 г. Данные в целом за 2024 г. на момент проведения исследования не предоставлены в официальных базах правоохранительных органов.
Изученная динамика показателей компьютерной преступности позволила авторам сформулировать некоторые направления по предупреждению и противодействию компьютерным преступлениям для граждан, заключающиеся в необходимости и важности совершенствования законодательной базы, способствующей проведению массовых мероприятий по повышению информационной грамотности населения по вопросам защиты персональных данных и использования мобильных сервисов, формирования навыков более надежной охраны личной информации, выступающей предметом преступления по ст. 272 УК РФ.
В статье рассматривается феномен «социальная изоляция», которая может быть как групповой, так и одиночной, но является специфическим стрессом для лиц, испытывающих на себе вынуждение обособление от привычного круга общения, находясь в жестких условиях пространственно-временной регламентации, установленной отечественным законодательством.
На примере пенитенциарного стресса, который возникает у лиц в результате попадания в пенитенциарные учреждения (исправительные колонии или следственные изоляторы), где они испытывают социальную и сенсорную депривацию, можно наблюдать, как указанные условия негативно влияют на психоэмоциональное состояние осужденных, ухудшая их адаптационные способности.
Являясь многоаспектным феноменом, пенитенциарный стресс в большинстве случаев негативным образом влияет на процесс адаптации подозреваемых, обвиняемых и осужденных к условиям социальной изоляции.
Приводятся результаты исследования с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника двух групп осужденных. Первая группа - осужденные, имеющие несколько судимостей, которые перед этим были освобождены из мест лишения свободы и в срок менее двух месяцев снова совершили преступление и попали в исправительное учреждение. Вторая группа - осужденных, которые недавно в первый раз попали в исправительные учреждения. Установлено, что уровень адаптации в первой группе (неоднократно судимые) ниже, чем у осужденных, впервые попавших в места лишения свободы. У осужденных из первой группы выше уровень пенитенциарного стресса и у них отмечается отчужденность в социальных контактах, они становятся более криминально зараженными и перестают считать значимыми нормы и ценности, принятые в гражданском обществе. Главной особенностью пенитенциарного стресса является то, что он протекает в латентной форме, что сказывается на качествах личности осужденного как в период отбывания наказания, так и после освобождения.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях. Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.
Современная криминалистическая тактика, являясь важным разделом криминалистической науки в целом, как упорядоченная система знаний о приемах и методах расследования преступлений, в качестве одной из задач формулирует совершенствование теоретических положений, направленных на разработку конкретных практических рекомендаций. В этой связи подробное рассмотрение важнейших составляющих элементов криминалистической тактики является актуальным и необходимым.
Общеметодологический анализ представлений о сущности категории «ошибка», а также понимание в различных отраслях знаний ее содержания и характерных черт позволил сформировать авторскую позицию на понятие «тактическая ошибка». Авторами приводится интерпретация категории «тактическая ошибка» как с позиции социально-гуманитарных знаний, так и криминалистической науки. Указывается, что возникновение тактической ошибки является закономерной ситуацией, обоснованной сутью познавательной деятельности органов предварительного расследования, а также наличием объективных и субъективных факторов, затрудняющих получение необходимой доказательственной информации.
Работа предназначена для широкого круга практических работников правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических специальностей уголовно-правовой направленности.
Работа посвящена рассмотрению одной из ключевых категорий криминалистической тактики, оказывающей существенное влияние на результативность выбора средств, приемов и методов, используемых при расследовании преступлений, – «тактическому риску». Авторами приводятся интерпретации указанной категории с позиции социально-гуманитарных знаний и криминалистической науки. На основе анализа различных точек зрения формулируются свойства тактического риска, дается авторская интерпретация категории тактического риска: ситуация допущения следователем (сотрудником органа дознания) отрицательных (неблагоприятных) последствий. Такая ситуация складывается, как правило, при отсутствии альтернативы в выборе средств, приемов и методов реализации тактического решения. Авторами отмечается, что ситуация тактического риска наиболее выражена на этапе предварительного расследования преступления и является вполне закономерной в процессе установления обстоятельств совершенного преступного деяния.
Рассматриваемая тема представляет интерес как для теории криминалистической тактики, так и для практики расследования преступлений в целом, планирования следственных действий и реализации тактических приемов их производства. Работа предназначена для широкого круга практических работников правоохранительных органов, преподавателей криминалистического цикла учебных дисциплин, обучающихся высших учебных заведений юридического профиля.
В статье рассмотрены ретроспективные аспекты закрепления, развития и трансформации правовых норм о применении мер безопасности сотрудниками исправительно-трудовых учреждений советского периода, а также сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе ее функционирования.
В процессе исследования проводится сравнительный анализ ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства РСФСР с современным уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Сделан вывод об историческом наследии и имплементации правовых норм, регламентирующих применение мер безопасности из ранее действовавших нормативных актов, таких как исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 г., 1930 г., 1970 г., в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные действующие нормативные акты.
В статье последовательно рассмотрены и проанализированы правовые нормы о применении мер безопасности в каждом из указанных кодифицированных актов советского, а также современного периода истории развития нашего государства.
На различных исторических этапах развития законодательства к мерам безопасности относились: кандалы, наручники, смирительная рубашка, физическая сила, огнестрельное оружие и другие меры. С развитием уголовно-исполнительной политики менялись и закрепленные в законодательстве меры безопасности, среди которых на современном этапе функционирования уголовно-исполнительной системы осталось только три: физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.
В статье анализируется минималистская теория демократии, согласно которой, во-первых, политическое участие народа может ограничиваться голосованием на периодических выборах, во-вторых, это голосование нельзя рассматривать как выражение воли, желаний или интересов народа. Последний тезис сторонниками рассматриваемой теории обосновывается, с одной стороны, тем, что мнения и предпочтения отдельных лиц нельзя объединить в некую коллективную волю, которая не зависела бы от конкретной процедуры агрегации, с другой стороны, тем, что типичный избиратель - это «рациональный невежда», не обладающий достаточными для политического участия знаниями и компетенциями. Актуальность темы обуславливается кризисом демократических институтов в западных странах и необходимостью разработать альтернативные модели политического устройства. Цель статьи - проанализировать минималистскую теорию демократии, выявить ее достоинства и недостатки, а также перспективы реализации в российских условиях. Автором применяются методы сравнительного и нормативного анализа, и утверждается, что, вопреки «минималистам», демократия, сводящаяся к политическим выборам, не может служить гарантией против тирании и насилия, при этом неучет других ценностей делает «минималистскую» теорию демократии еще менее привлекательной.
Конвоирование осужденных к лишению свободы - это сложный, системный и многогранный процесс в структуре исполнения и отбывания лишения свободы на определенный срок или пожизненно.
С 1 января 2025 г. вступил в действие принятый Минюстом России новый Порядок конвоирования осужденных к лишению свободы по плановым маршрутам, который во многом урегулировал и конкретизировал на подзаконном (ведомственном) уровне процесс конвоирования осужденных к лишению свободы. Особую конкретику получили права, обязанности осужденных и запреты, распространяющиеся на них. Новый Порядок не имеет грифа ограниченного пользования. Формально он открыт для применения и обсуждения специалистов, практиков, ученых и общественности, что является основанием для дальнейших научных исследований и расширения системы знаний о процедуре перемещения осужденных к лишению свободы.
Правоприменительная деятельность в процессе перемещения осужденных имеет свои особенности, но выражена незначительно. Эта деятельность в основном предстает в правоохранительной форме - издании правоприменительных актов дополнительного свойства (акты об изъятии запрещенных вещей и предметов, протокол о нарушении осужденным обязанностей и запретов, установленных в период конвоирования). Последние в свою очередь должны являться доказательственной базой в издании основных правоприменительных актов (постановлений о наложении дисциплинарных взысканий) в исправительных учреждениях. В связи с этим предлагаются соответствующие изменения и дополнения в УИК РФ.
Цель работы - проанализировать содержание нового Порядка, а также показать его влияние на дальнейшие научные исследования в указанной области и возможные перспективы правоприменительной деятельности. Методами исследования в данной научной статье являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, формализации, конкретизации, сравнение и описание, а также историко-правовой метод. Выводы и результаты настоящей научной статьи определяются достижением ее целей.
В статье рассматриваются теоретические аспекты, оказавшие влияние на реализацию правоприменительных норм права по направлению цифровизации государственного управления, позволяющие объединить теоретические подходы и полезные научно-практические рекомендации.
Сделана попытка обобщить применяемые в государственных (муниципальных) закупках цифровые технологии с учетом требований законодательства о контрактной системе, на основании чего сформулированы некоторые направления адаптации указанных технологий, в том числе при реализации контрактной деятельности учреждениями и органами УИС.
Статья рассчитана на сотрудников учреждений и органов УИС, осуществляющих государственные закупки. Отмечено, что деятельность сотрудников при цифровизации государственных закупок сопряжена с рядом трудностей. Отсутствие в правовом поле четких понятий цифровых документов порождает спорные моменты в профессиональной деятельности. Правовой статус методических материалов по формированию цифровых документов четко не определен, они сложны в понимании.
Снизить количество нарушений при выполнении функциональных обязанностей сотрудниками УИС, реализующими цифровые закупки, призвана регламентация конкретных действий на ведомственном уровне, уровне учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Обучение персонала с обязательным формированием компетенций цифровой экономики, включая закупочную деятельность, способствует рациональному и законному расходованию бюджетных средств, выделяемых на функционирование ФСИН России как федерального органа исполнительной власти.
Работа может вызвать интерес у руководителей учреждений и органов УИС вследствие понимания положительной роли, в том числе контроля цифровых закупок в обеспечении надлежащей результативности закупочной деятельности, а также уменьшении коррупционных рисков при ее реализации.
В статье рассмотрены особенности правового регулирования механизма постановки вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, в котором ключевое значение приобретают позиции сторон. В связи с этим их можно рассматривать в качестве источника вопросов, подлежащих постановке перед присяжными заседателями. Позиции, доводимые сторонами до сведения присяжных заседателей, с учетом их правовой природы, должны соответствовать критериям ясности и последовательности. Авторы статьи исследуют проблему эффективности положений уголовно-процессуального закона, регламентирующего особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей, и высказывают суждения относительно целесообразности закрепления в законе более детального механизма действий сторон относительно следования выраженным во вступительных заявлениях позициям.
В качестве аргумента в пользу утверждения о несовершенстве диспозиции ст. 355 УПК РФ приводится пример из судебной практики, который демонстрирует уязвимость нормативной конструкции в тексте закона, в связи с чем предлагается дополнить названную статью ч. 3.1, в которой следует закрепить возможность утверждения председательствующим заявления стороны об изменении ранее озвученной во вступительном заявлении позиции при определенных условиях. Данные изменения, по мнению авторов, будут способствовать оптимизации производства в современном российском суде присяжных. Вместе с тем озвученные предложения не являются «руководством к действию» и призывают научное сообщество к активной дискуссии по обозначенной в статье проблеме.
Актуальность исследования вызвана тем, что возникший в Петровскую эпоху вид нового уголовного наказания - каторга - стал сразу же активно назначаться преступникам. В том числе к каторге стали приговаривать большинство лиц женского пола, виновных в совершении тяжких преступлений. В связи с этим целью проведенного исследования является анализ особенностей применения в отношении лиц женского пола каторги - второго по степени тяжести вида уголовного наказания, назначаемого в период XVIII - первой половины XIX в. Обозначенная цель обусловила решение в процессе исследования следующих задач: изучение становления и дальнейшего развития правовых основ, связанных с назначением лицам женского пола такого вида уголовного наказания, как каторга; особенности отбывания наказания в виде каторги женщинами в рассматриваемый исторический период. Основу для подготовки данного исследования составили: сравнительно-правовые методы, сравнения, синтеза, в том числе применялись методы исторического и правового анализа; источники правовой литературы рассматриваемого исторического периода, в первую очередь законодательные акты и различные уставы; научно-исследовательская литература криминологической и уголовно-исполнительной проблематики; в процессе подготовки исследования в том числе анализировались различные исторические события рассматриваемого периода. Элементами научной новизны могут являться выводы, сделанные автором относительно особенностей женской каторги в России в период XVIII - первой половины XIX в. Проведенный анализ законодательных основ в сфере правового регулирования женской каторги в анализируемый период показал, что правовой статус осужденных к данному виду уголовного наказания в дореволюционной России в значительной степени определялся гендерной основой. Подобный подход совсем не предусматривал, что в отношении лиц женского пола избирались более мягкие виды уголовных наказаний, а их исполнение осуществлялось гораздо лояльнее, чем в отношении мужчин. Принятие большинства законодательных актов не способствовало существенному изменению в лучшую сторону правового статуса каторжанок. Заметная корректировка правового статуса лиц женского пола, которых приговаривали к ссылке на каторжные работы, произошло только в 1845 г. Автор приходит к выводу, что введение разного рода изменений в правовой статус лиц женского пола, приговоренных к каторге на протяжении всего исследуемого периода, не отвечало многим требованиям. Отечественные законодательные нормы в большинстве своем не признавали лиц женского пола субъектами правовых отношений, которые были бы равны с мужчинами. Такой правовой подход отражался самым негативным образом на правовом статусе каторжанок.
Статья посвящена исследованию сущности религиозного экстремизма в местах лишения свободы. Важность исследования религиозного экстремизма в местах лишения свободы обусловлена ростом числа случаев радикализации среди осужденных. Это явление представляет серьезную угрозу как для безопасности внутри исправительных учреждений, так и для общества в целом. Основная проблема, рассматриваемая в работе, заключается в выявлении факторов, способствующих радикализации осужденных под влиянием экстремистских религиозных идеологий, а также анализе механизмов распространения и функционирования экстремистских религиозных групп в пенитенциарных учреждениях. В статье рассматриваются особенности проявления религиозного экстремизма в условиях изоляции, анализируются социально-психологические характеристики осужденных, склонных к восприятию экстремистских идей, и оценивается эффективность существующих мер противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по совершенствованию профилактической работы в данной области. Также в статье затрагивается вопрос о необходимости выработки совместных действий государства, общественных организаций и самих исправительных учреждений для противодействия распространению экстремистской идеологии, так как только в этом случае можно обеспечить нормальное функционирование исправительных учреждений и добиться цели исправления осужденных.
Актуальность темы обусловлена неточностями в правовом регулировании стадии исполнения приговора, содержащимися как в статьях, так и в названиях раздела XIV УПК РФ, а также входящих в него глав 46 и 47. Уточнению подлежит доктринальное понимание временных характеристик указанной стадии и определяющих обусловленный ей процессуальный период актов, комплексно регламентируемых различными отраслями права.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в стадии исполнения приговора.
Цель работы - коррекция существующих стереотипов в доктринальных взглядах на сущностные и темпоральные характеристики указанной стадии. Исследуемые проблемы вытекают из необходимости:
- уточнения временных интервалов, составляющих стадию;
- определения понятия эксекуционных актов поведения лиц, вовлеченных в многоаспектный и междисциплинарный процесс исполнения приговоров, иных решений;
- конкретизации перечня стартовых эксекуционных актов, исследуемой стадии;
- коррекции доктринальных воззрений на соотношение между ней и другими стадиями процесса.
Использованы методы: диалектический, системного анализа, сравнительно-правовой, эмпирический, синтеза.
Результатами исследования являются предложения по коррекции взглядов на фактическую продолжительность стадии исполнения приговора с точки зрения определения моментов ее начала, а также на ее положение относительно других стадий уголовного процесса.
Выводы содержат уточнения доктринальных воззрений по рассматриваемым проблемам.
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с ответственностью лиц, совершивших противоправные деяния в состоянии опьянения, по законодательству ряда зарубежных государств: США и его штатов, Китайской Народной Республики, Федеративной Республики Германии. На различных этапах развития зарубежных государств происходила трансформация общественных взглядов по определению опьянения и влиянию данного состояния на вменяемость лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, что находило отражение в законодательстве, особенно уголовном.
Современная отечественная система уголовного наказания за совершение преступлений в состоянии опьянения во многом схожа с подходами других стран. Российский подход соединяет в себе учет прав и свобод человека, так как включает возможность доказательства невменяемости или ограниченности ее присутствия при совершении преступлений в нетрезвом состоянии, но при этом учитывает общественную опасность в случаях добровольного введения себя в данное состояние, при котором будет понесена более суровая ответственность.
Проведенный анализ подхода к уголовной регламентации за преступления в состоянии опьянения в зарубежных странах показал, что и в России, и в изученных нами странах судье при рассмотрении дела приходится самостоятельно решать, учитывать ли нетрезвое состояние в качестве отягчающего обстоятельства, а также определять соразмерность наказания.
Издательство
- Издательство
- СЮИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443022, Самарская обл, г Самара, Промышленный р-н, ул Рыльская, д 24В
- Юр. адрес
- 443022, Самарская обл, г Самара, Промышленный р-н, ул Рыльская, д 24В
- ФИО
- Панарин Дмитрий Александрович (полковник внутренней службы)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://sui.fsin.su/