Статья: Государство и исламские праздники в Кабардино-Балкарии: прошлое и настоящее (2025)

Читать онлайн

На примере Кабардино-Балкарии и на базе архивных и опубликованных данных предпринят исторический анализ государственной политики России в отношении исламских праздников на протяжении последнего столетия. Автор выделяет фактор исторического наследия, которое сформировалось в советскую эпоху. Сообщается, что в 1920-х годах исламские праздники в Кабардино-Балкарии впервые получили статус нерабочих дней. Уделено внимание периоду деятельности уполномоченных Совета по делам религиозных культов и Совета по делам религий в 1940-1980-х годах. Благодаря отчетным документам в оборот вводятся данные о тактике властей, а также количестве участников, местах проведения, гендерном составе мусульман, соблюдавших пост и участвовавших в коллективном проведении праздников. Утверждается, что для мусульман советской Кабардино-Балкарии праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам стали институтами сохранения религиозных обрядов в условиях жесткого секуляризма. Рассмотрен период исламского возрождения в постсоветский период, в ходе которого праздники вернули себе статус нерабочих дней регионального уровня. Показано, что органы власти и местного самоуправления, политические акторы активно включаются в организацию праздников с точки зрения политики идентичности и обеспечения рамок проведения общественных мероприятий.

Ключевые фразы: исламские праздники, кабардино-балкария, государственная политика, десекуляризация, реисламизация, конфессиональная политика
Автор (ы): Татаров Азамат Амурович
Журнал: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
94. Всеобщая история
Префикс DOI
10.24224/2227-1295-2025-14-1-547-563
Для цитирования:
ТАТАРОВ А. А. ГОСУДАРСТВО И ИСЛАМСКИЕ ПРАЗДНИКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ // НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2025. ТОМ 14, № 1
Текстовый фрагмент статьи