В данной статье анализируется, каким образом Шихаб-ад-дин Марджани, татарский историк и богослов, критиковал высказывания и мнения крупного мекканского ханафитского ученого ‘Али аль-Кари. Он опирался на информацию из книги имама аль-Мухибби, который критиковал аль-Кари за мазхабический фанатизм и заявления, считающиеся у некоторых богословов оскорбительными в отношении Пророка Мухаммада и его родителей. Марджани обсуждал вопрос об авторстве книги «аль-Фикх аль-акбар», приписываемой имаму Абу-Ханифе, и высказывал сомнения в ее подлинности, утверждая, что она могла быть написана позже на основе взглядов Абу-Ханифы и частично искажена. Также Марджани критиковал версию аль-Кари о том, что родители Пророка умерли в неверии. Он утверждал, что это мнение ошибочно и не аргументируется достоверными хадисами. В статье также упоминается, что разногласия по этому вопросу связаны с идейным противостоянием между суннитами и шиитами, а также с разными подходами двух суннитских толков по вопросу необходимости принятия ислама через разум или призыв.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
- Префикс DOI
- 10.31162/2618-9569-2025-18-1-77-100
Марджани пишет в биографии аль-Кари после цитирования слов аль-Мухибби: «Он сделал толкование на книгу “аль-Фикх аль-акбар”, думая, что труд относится к сочинениям величайшего имама Абу-Ханифы Ну‘мана ибн Сабита аль-Куфи, но это не так. На самом деле он принадлежит Абу-Ханифе Мухаммаду ибн Йусуфу аль-Бухари из людей VII века хиджры, что выяснили некоторые великие искусные ученые».
Список литературы
1. Хайр-ад-дин аз-Зирикли. Аль-А‘лям. Т. 5. Бейрут: дар аль-‘Ильм ли-ль-маляйин; 2002. 336 с.
2. ‘Али аль-Кари аль-Ханафи. Шарх китаб аль-Фикх аль-акбар. Бейрут: дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; 1984. 310 с.
3. ‘Али ибн Сультан Мухаммад аль-Кари. Шарх аль-Фикх аль-акбар ли-Аби-Ханифа ан-Ну‘ман. Марван Мухаммад аш-Ша‘‘ар (ред.). Дамаск: дар ан-Нафаис; 2009. 271 с.
4. Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Аль-Бадр ат-тали‘ би-махасин ман ба‘да-ль-карн ас-саби‘. Т. 1. Бейрут: дар аль-Ма‘рифа; б.г. 528 с.
5. ‘Али ибн Сультан Мухаммад аль-Кари. Минах ар-рауд аль-азхар фи шарх аль-Фикх аль-акбар. Вахби Суляйман Гауджи (ред.). Бейрут: дар аль-Башаир аль-ислямиййа; 1997. 560 с.
6. Мухаммад-Амин аль-Мухибби аль-Димашкы. Хулясат аль-асар фи а‘йан аль-карн аль-хади ‘ашар. Т. 3. Бейрут: дар Садир; б.г. 495 с.
7. Абу-ль-Хасанат Мухаммад ‘Абд-аль-Хайй аль-Лякнави аль-Хинди. Аль-Фаваид аль-бахиййа фи тараджим аль-ханафиййа. Мухаммад Бадр-ад-дин Абу-Фирас ан-На‘сани (ред.). Каир: Матба‘ат ас-Са‘ада; 1324 х. 263 с.
8. Халиль Ибрахим Кутляй. Аль-Имам ‘Али аль-Кари ва асару-ху фи ‘ильм аль-хадис. Бейрут: дар аль-Башаир аль-ислямиййа; 1987. 496 с.
9. Шихабутдин Марджани. Верность предшественникам и приветствие потомкам. Перевод с арабского избранных биографий, исследование, комментарии, факсимиле разделов о Волго-Уральском регионе. Казань: Магариф-Вакыт; 2022. 856 с.
10. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Мукаддимат китаб вафиййат аль-асляф ва-т-тахиййат аль-ахляф. Казань: матба‘ат Вечеслаф; 1883. 411 с.
11. Шихаб-ад-дин ибн Баха-ад-дин аль-Казани. Мунтахаб китаб аль-Вафиййа. Казань: Матба‘ат аль-Хызана; 1880. 22 с.
12. Мәрҗани китапханәсе: фәнни-библиографик җыентык. Мәрданов Р.Ф. (төз.). Казан: Милли китап; 2004. 122 б.
13. Мухаммад ибн Расуль аль-Барзанджи. Садад ад-дин ва сидад ад-дайн фи исбат ан-наджат ва-д-дараджат ли-ль-валидайн. ‘Аббас Ахмад Сакр аль-Хусайни и Хусайн Мухаммад ‘Али Шукри (ред.). Бейрут: дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; 2006. 336 с.
14. ‘Али аль-Кари. Рисалят ракм (66): Адиллят му‘такад Аби-Ханифа фи абавайй ан-Наби ﷺ. Маджму‘ расаиль аль-‘алляма аль-мулля ‘Али аль-Кари. Мухаммад Халлюф аль-‘Абд-Аллах и др. (ред.). Т. 5. Стамбул: дар аль-Любаб; 2016. С. 451-502.
15. ‘Али аль-Кари. Шарх аш-Шифа’ ли-ль-кады ‘Ийад. Т. 2. Бейрут: дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; б.г. 563 с.
16. Нидаль Алях Рашши. Аль-Бадр аль-анвар шарх аль-Фикх аль-акбар ли-ль-имам аль-а‘зам Аби-Ханифа ан-Ну‘ман. Амман: дар ан-Нур аль-мубин; 2017. 487 с.
17. ‘Али аль-Кари. Шарх аш-Шифа’ ли-ль-кады ‘Ийад. Т. 1. Бейрут: дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; б.г. 764 с.
18. Ибн-Аби-аль-Вафа’ аль-Кураши аль-Ханафи. Аль-Джавахир аль-мудыййа фи табакат аль-ханафиййа. ‘Абд-аль-Фаттах Мухаммад аль-Халю (ред.). Т. 4. Эр-Рияд: дар аль-‘Улюм; 1979. 671 с.
19. Ибн-Аби-аль-Вафа’ аль-Кураши аль-Ханафи. Аль-Джавахир аль-мудыййа фи табакат аль-ханафиййа. Абд-аль-Фаттах Мухаммад аль-Халю (ред.). Т. 3. Эр-Рияд: дар аль-‘Улюм; 1979. 691 с.
20. Камаль-ад-дин аль-Байады. Ишарат аль-марам мин ‘ибарат аль-Имам. Йусуф ‘Абд-ар-Раззак (ред.). Каир: аль-Мактаба аль-азхариййа ли-т-турас; 2008. 355 с.
21. Смирнов А. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии. Вестник РГГУ. Восток: Исследования. Переводы. 2000;4:52-86.
22. Боголюбов А.С. Абу Ханифа. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука; 1990. С. 11-12.
23. Ибн-ан-Надим. Аль-Фихрист. Ибрахим Рамадан (ред.). Бейрут: дар аль-Ма‘рифа; 1997. 441 с.
24. Камаль-ад-дин аль-Байады. Аль-Усуль аль-мунифа ли-ль-имам Аби-Ханифа. Мухаммад ‘Абд-ар-Рахман аш-Шагуль (ред.). Каир: аль-Мактаба аль-азхариййа ли-т-турас; 2008. 64 с.
25. Шагавиев Д.А. Имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави и его символ веры в трудах татарского богослова Ш. Марджани. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):61-81. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81
26. Маджд-ад-дин Абу-ас-Са‘адат Ибн-аль-Асир. Татиммат Джами‘ аль-усуль фи ахадис ар-Расуль. Башир Мухаммад ‘Уйун (ред.). Дамаск: Дар аль-Фикр; б.г. 1073 с.
27. Абу-ль-Мунтаха. Аль-Фикх аль-акбар ма‘а шархи-хи. Казань: Матба‘ат Каримиййа; 1914. 40 с.
28. Абу-аль-Му‘ин Маймун ибн Мухаммад ан-Насафи. Табсырат аль-адилля фи усуль ад-дин. Хусайн Атай (ред.). Т. 1. Анкара: Рийасат аш-шуун ад-диниййа ли аль-Джумхуриййа ат-Туркиййа; 2004. 626 с.
29. Аль-‘Алим ва-ль-мута‘аллим ривайат Аби-Мукатиль ‘ан Аби-Ханифа рады Аллаху ‘ан-хума ва йали-хи Рисалят Аби-Ханифа иля ‘Усман аль-Батти сумма аль-Фикх аль-абсат ривайат Аби-Муты‘ ‘ан Аби-Ханифа рахима-хум Аллах. Мухаммад Захид аль-Каусари (ред.). Каир: Мактабат аль-Ханджи; б.г. 61 с.
30. Китаб аль-Фикх аль-акбар ли-ль-имам аль-а‘зам Аби-Ханифа… ва шарху-ху лиль-имам…мулля ‘Али аль-Кари… Мухаммад аз-Зухри аль-Гамрави (глав. ред.). Каир: дар аль-Кутуб аль-‘арабиййа аль-кубра; 1327 х. 192 с.
31. Абу-Ханифа Ну‘ман ибн Сабит аль-Куфи. Китаб аль-Фикх аль-акбар. Хайдарабад: Маджлис даират аль-ма‘ариф ан-низамиййа; 1342 х. 16 с.
32. Абу-ль-Мунтаха Ахмад ибн Мухаммад аль-Магнисави. Шарх аль-Фикх аль-акбар. Ар-Расаиль ас-саб‘а фи-ль-‘акаид. Каир: дар аль-Басаир; 2009. С. 43-95.
33. ‘Али Джум‘а. Аль-Муташаддидун: манхаджу-хум… ва мунакашат ахамм кадайа-хум. Каир: дар аль-Мукаттам; 2012. 158 с.
34. Калям шариф. Перевод смыслов. Казань: Хузур; 2019. 651 с.
35. Абу-ль-Фадль аль-Макдиси аш-Шайбани Ибн-Кайсарани. Атраф аль-гараиб ва-ль-афрад мин хадис Расуль Аллах ﷺ ли-ль-имам ад-Даракутни. Махмуд Мухаммад Махмуд Хасан Нассар и ас-Саййид Йусуф (ред.). Т. 1. Бейрут: дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; 1998. 405 с.
36. Абу-ль-Фида’ Ибн-Касир ад-Димашкы. Муснад аль-Фарук. Имам ибн ‘Али ибн Имам (ред.). Т. 1. Аль-Файум: дар аль-Фалях; 2009. 556 с.
37. Абу-ль-Мунтаха аль-Магнисави. Шарх аль-Фикх аль-акбар. Стамбул: дар ас-Сирадж; 2023. 144 с.
38. Абу-аль-Хасан ‘Ата-Аллах аль-Курсави. Китаб Мухтасар аль-макаль ‘аля шарх аль-Фикх аль-акбар. Казань; 1889. 184 с.
39. Шагавиев Д.А., Идрисов Р.И. ‘Ата-Аллах Курсави и его субкомментарий «Мухтасар аль-макаль». Minbar. Islamic Studies. 2020;13(3):676-689. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-676-689
40. Шигабутдин Марджани. Введение к биобиблиографическому словарю «Верность предшественникам и приветствие потомкам» (Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф). Гиззатуллин Р.А. и Салахов А.М. (пер. с араб. и прим.). Казань: Магариф-Вакыт; 2022. 360 с.
41. ‘Али аль-Кари. Шарх китаб аль-Фикх аль-акбар. Казань: аль-Матба‘а аль-каримиййа; 1904. 191 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросу о соответствии деятельности конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии. Основное внимание сфокусировано на изучении российских православных, исламских и протестантских систем богословской научной аттестации, в рамках которых создаются и функционируют конфессиональные диссертационные советы, присуждаются и признаются богословские степени. В обширную источниковую базу были включены отечественные и зарубежные нормативные и правовые акты, внутренние установления религиозных организаций, документы и материалы о работе диссертационных советов и о присуждении богословских степеней. Исследование показало, что конфессиональная и светская научная аттестация проводятся по схожим принципам, в соответствии с сопоставимыми требованиям. Это проявляется как в организационных аспектах, так и в вопросах оценки качества кандидатских и докторских диссертаций. Подобное положение дел связано с общей установкой конфессиональных систем на сближение с актуальными государственными образцами. Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении с работой диссоветов, созданных на базе ведущих образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени в рамках государственной системы научной аттестации.
Статья посвящена анализу коллективистических и индивидуалистических аспектов в исламской традиции самопознания: как они сочетаются и взаимодействуют в рамках исламского вероисповедания. Коллективистическая тенденция в виде стремления быть связанным с единоверцами и состоять с ними в добрых отношениях является одной из центральных в рамках исламского мировоззрения, а осознание человеком собственной самости через социальное самоопределение, через поиск своего места в умме является важнейшим онтологическим аспектом самопознания в исламе. Одновременно с этим в исламе главной, онтологически заложенной привязанностью человека является его связь с Аллахом, и вся динамика индивидуации человека в рамках исламского мировоззрения направлена в одну стороны – к Творцу. Только через установление личных отношений со Всевышним человеку доступно познание себя, окружающих и мира в целом.
В исламе как «религии срединности» коллективистическое и индивидуалистическое находятся в уравновешенном состоянии. В человеке как творении с двойственной натурой заложено одновременное стремление к самоактуализации и тяга к социуму. Такая антропология объясняет и стратегии религиозного самопознания человека в рамках исламского вероисповедания, которые сочетают персональный поиск знаний о бытии, истинность религиозной веры через «самость», уникальность религиозного опыта каждого с опытом коллективным, что способствует включению человека, выбравшего путь познания себя через сферу религиозного, в диалектическую систему индивидуального и социального.
Актуальность темы данного исследования определяется взаимообусловленным увеличением интереса к современным психологическим подходам и практикам со стороны исламских психологов, а также ростом спроса на квалифицированную религиозно ориентированную психологическую помощь со стороны клиентов-мусульман. Для значимой части исламского клиентского сектора принципиальную роль играет не только религиозная погруженность помогающего практика, но и религиозная супервизия используемого им подхода. Поэтому целью данного исследования является выявление потенциала нарративной практики в психологическом консультировании клиентов-мусульман и ее соответствия основополагающим ценностям, идеям и принципам исламской религии. К материалам и методам относится анализ теоретических трудов ученых постмодернистского и конструктивистского направлений, а также практико-ориентированных трудов нарративных психологов, описывающих принципы и методы работы в нарративном подходе, клиентские кейсы, сущность, цели и оценку эффективности нарративных бесед разных типов. Кроме того, анализу подвергается также личный консультативный опыт автора, работа в составе интервизорской группы нарративных практиков и супервизия нарративного подхода специалистом в области шариатских наук. Среди наиболее значимых выводов – утверждения о принципиальной совместимости нарративного подхода с идеями, принципами и концепциями исламской доктрины, об эффективности применения основных видов нарративных бесед в работе с запросами религиозных клиентов. Также выводы содержат положения об особенностях применения нарративной практики для оказания помощи разным категориям клиентов-мусульман.
В статье представлен специфический терминологический (понятийный) аппарат, используемый М.-Са‘идом М.-Рамаданом аль-Буты в книге «ас-Саляфиййа», с подробным рассмотрением понятий «арабские весы», «научно-идейный щит» и «компас», определяемых шейхом в качестве опоры методологической стези познания (манхадж), установленной праведными предшественниками, обладающими искренностью исповедания и первозданной арабской речью. На основании систематизации информации, встречающейся более чем в половине разделов книги, дается краткая характеристика исследователей, придерживающихся весов здравомыслия и отступивших от них, а также результаты их деятельности. В ходе выявления позиции Рамадана аль-Буты по поводу вопроса о границах вопрошания рассматривается его отношение к сформулированному представителями крайнего консервативного подхода кораническому запрету задавать вопросы, а также к пределам свободы авторского суждения, отстаиваемой сторонниками либерального подхода в религии. На примере классификации знаний, представленных Рамаданом аль-Буты, а также гибкости его языка и способности к деликатному подбору слов показывается, как с помощью предложенной методологии шейху удается сбалансировать крайние точки зрения, тем самым предложив умеренную позицию исламского методологического подхода.
Данная статья посвящена описанию характерных особенностей развития исламской уммы в Казахской ССР в период перестройки 1985–1991 гг. Автор проводит краткий анализ специфики распространения мусульманской религии среди казахов. В статье рассмотрены особенности исламского возрождения в Казахской ССР с сравнении с особенностями данного процесса в других республиках советской Средней Азии. Автор анализирует роль казахского национального самосознания в процессе исламского возрождения в Казахстане в 1985–1991 гг. В статье описаны особенности формирования и развития Духовного управления мусульман Казахской ССР, установления партнерских связей с мусульманским миром, а также противодействия радикальному конфессиональному движению «Алаш» и проникновению в республику экстремистских идей с Ближнего Востока.
Статья посвящена дискурсу межрелигиозного диалога в исламе, его инструментализации и интерпретации современными богословами. Говоря о прецедентах межрелигиозного диалога в исламе, ученые обычно обращаются к двум примерам – Наджранскому и Мединскому договорам мусульман с христианами и иудеями, чем подтверждают изначально плюралистическую и толерантную традицию мусульманской религии. В работе рассматривается интерпретация этих договоров и использование дискурсов межрелигиозного диалога современными политиками и богословами в мусульманских обществах Тунисской Республики и Объединенных Арабских Эмиратов. В работе также показано, как внутренние ресурсы мусульманской религии могут служить средством для конструирования и формирования дискурсов межрелигиозного диалога.
Статья посвящена выявлению внутренних богословских причин утраты понимания как высшей цели межрелигиозного диалога. Богословие иудаизма и ислама как тесно связанное мировой историей и каузальностью своего происхождения сталкивается с вызовом, обусловленным социально-политическим измерением современного мира. Проблема взаимопонимания в данном контексте становится ключевой и рассматривается в философском и богословском срезах.
Понимание выступает одновременно и феноменом теологии (понимание Бога, Священного Текста), и целью экзегетики, что разворачивается в контексте противостояния всеобщему злу. На когнитивном уровне это зло непонимания, связанное с искажениями естественного языка, который отвращает от истины. На уровне ценностей – это причина необходимости межрелигиозного диалога для преодоления разрозненности в идейной борьбе с инфернальной информационной силой, провоцирующей разъединение и войны.
Целью данной работы является прояснение внутренних причин непонимания в контексте иудео-мусульманского взаимодействия на богословском, теоретическом и историко-практическом уровнях, а также поиск способов их преодоления.
Духовно-просветительской работе как внерелигиозной социально ориентированной деятельности религиозных организаций в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание, хотя духовные просветители испытывают высокую потребность в освоении компетенций в этой сфере. Учитывая актуальность вопроса, в работе представлены результаты научного исследования представлений о духовно-нравственном просвещении у служителей религиозных организаций Республики Башкортостан. Исследование проведено в рамках проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» при содействии Фонда Президентских грантов. Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения показал, что для башкортостанского духовенства приоритетным в просветительской работе является нравственное направление. Просвещение, в отличие от образования и миссионерства, направлено на достижение уникальной цели и имеет своеобразное содержание. Одна категория респондентов характеризует духовно-нравственное просвещение со светской точки зрения, другая – с религиозной. В этом вопросе у духовенства пока нет единого мнения. Служители религиозных организаций Республики Башкортостан (персонал и волонтеры) испытывают потребность в освоении духовно-просветительских компетенций.
В публикации рассматриваются взгляды известного политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева с точки зрения его влияния на религиозную политику советской власти в 1920-е годы. Проделана попытка проследить связь между взглядом Султан-Галиева на общественно-политическую основу ислама, его рекомендациями по корректировке религиозной политики Советского государства и предписаниями партийных органов того времени. Установлено, что в первое десятилетие советская власть в основном полагалась на идеологический задел Султан-Галиева и в соответствии с этим проводила свою религиозную политику. Определено, что Султан-Галиев был лоббистом достаточно мягкой политики по отношению к мусульманским институтам. Также выявлено, что он выступал защитником интересов всех мусульманских народов СССР.
Статья посвящена рассмотрению наследия арабско-мусульманской культуры, а именно анализу научного вклада Абдуллы Куиллиама, выдающейся личности, которая имеет звание первого европейца, в XIX веке принявшего ислам в Британии. Абдулла Куиллиам использовал возможность для распространения учений ислама среди европейцев. В статье подчеркивается глубокое влияние научных работ Куиллиама, в частности периодических изданий «The Crescent» и «The Islamic World». Эти знаковые исследовательские работы значительно укрепили знания об арабо-мусульманской культуре в Британии, вызвав всплеск интереса к исламской вере. Помимо вклада Куиллиама, в статье также анализируются работы других исследователей, которые занимались аналогичными академическими поисками. Этот сравнительный анализ обогащает дискурс о влиянии ислама в Европе. Статья представляет собой всеобъемлющее рассмотрение пересечения арабо-мусульманской культуры и ценностей европейского общества, в ней уделяется особое внимание на трансформационную роль Абдуллы Куиллиама и его выдающийся вклад в распространение ислама в Британии, а также в установление взаимопонимания и уважения между представителями различных культур.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена слабой изученностью в отечественной историографии деятельности татар-мусульман в Казахской степи, включенных в состав потомственного и титулованного дворянства. Статья посвящена рассмотрению формулярных списков татарских переводчиков и толмачей как источника, раскрывающего специфику социального статуса и выполняемых функций татарских чиновников в Казахской степи. Ведущим подходом к исследованию данного объекта стал принцип историзма, позволяющий рассмотреть изучаемую проблему во всей ее многогранности и допустимой полноте. В ходе исследования было выявлено, что татарские чиновники в конце ХVIII – первой половине XIX века могли занимать гражданские чины с 8 по 14 разряд «Табели о рангах», однако были установлены две персоны, которые дослужились до более высоких чинов. Основная функция татарских чиновников в Казахской степи была военно-разведывательная: добытая ими информация носила конфиденциальный характер и была необходима российским властям для выстраивания отношений со среднеазиатскими элитами. Формулярные списки – достаточно репрезентативный источник для изучения социального и имущественного статуса татарских чиновников, их корпоративных связей на уровне деловых и матримониальных отношений.
В настоящей статье речь пойдет о женских мусульманских, имперских и советских школах в Средней Азии. Хронологические рамки исследования охватывают историю региона с 1865 по 1930 год. Нижняя темпоральная граница определена началом установления русского колониального порядка в регионе, верхняя – годом ликвидации отделов по работе среди женщин (женотделов). Используя сравнительный анализ, автор производит попытку реконструировать историю развития просвещения женщин в Средней Азии. Проблематика исследования заключается в выяснении, произошел ли разрыв между администрацией Туркестанского генерал-губернаторства и правительством ТАССР и Узбекской ССР в подходах к просвещению мусульманок и европеек-переселенок. Актуальность исследования лежит в плоскости изучения новой имперской истории, а также ревизии устоявшегося взгляда на раскрепощение женщин в советской Средней Азии как успешного проекта большевиков, который изменил культурные ценности коренных жителей. Помимо введения в научный оборот малоизвестных источников советского периода, новизна статьи заключается в описании результатов изучения институциональной истории Средней Азии сквозь призму гендерного подхода. В ходе исследования автором статьи установлено, что относительные успехи были достигнуты среди европейского населения, особенно в советский период, поскольку тогда была сформулирована осмысленная гендерная политика. С другой стороны, несмотря на разность концепций управления, мусульманских женских школ стало больше при советской власти, особенно после Худжума.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru