В статье дано определение основным понятиям исследования, обоснованы основные направления, цели, задачи, структура и содержание каждого из этапов формирования профессионального самоопределения в рамках сетевого взаимодействия. По результатам исследования сделан вывод о том, что предложенная система является неразрывной цепочкой самоопределения обучающихся в выборе профессии, системного поэтапного формирования профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с выбором конкретной профессиональной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
С точки зрения профессионального самоопределения система образования рассматривается как система, которая активно взаимодействует с социумом. Важное значение в условиях подобного взаимодействия играет целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к осознанному выбору профессии.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-109. EDN: YSTAPR
2. Юнг К.Г. Избранные работы. - СПб.: Издательство РХГА, 2014. - 288 с.
3. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева - М.: Издательский центр “Академия”, 2013. - 208 с. EDN: WIZYOB
4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. EDN: SJPJOJ
5. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов / С.П. Крягжде - Вильнюс: Мокслас, 1981. - 196 с.
6. Девлет-Гельды Г.К. Социальное партнерство школы и вуза / Г.К. Девлет-Гельды // Гуманитарный вестник. - 2015. - №6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-shkoly-i-vuza (дата обращения: 29.05.2025).
7. ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.
8. Бабак М.И. Сотрудничество школы и вуза / М.И. Бабак // Педагогические исследования: сотрудничество школы и вуза: сборник научно-методических трудов преподавателей школ и вузов. - Вып. 12. - М.: ИУУ МГОУ, 2020. - С. 62-64.
9. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.08.2024 № 1285 “О реализации республиканского образовательного проекта “Предпрофессиональное образование” в 2024/2025 учебном году.
10. Хайруллина Д. Д. Взаимодействие школы и вуза в современных условиях / Д. Д. Хайруллина // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2024. - № 3 (92). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimodejstvie-shkoly-i-vuza-v-sovremennykh-usloviyakh.html (дата обращения: 29.05.2025).
11. Резник С.Д., Костромина Т.Д., Чемезов И.С. Взаимодействие вузов со школами при подготовке школьников к обучению в университете: опыт регионального вуза / С.Д. Резник, Т.Д. Костромина, И.С. Чемезов // Друкеровский вестник. - 2022. - № 1. - С. 109-124. EDN: GRGTLU
12. Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Три функции взаимодействия вуза и школы / В.П. Игнатьев, А.А. Дарамаева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 16-21. EDN: MBHKEW
13. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учебное пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. / Е.В. Коротаева - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 181 с. EDN: GGOQZT
14. Логинова Н.Ф., Лученков А.В. Проблема формирования образа будущего у старшеклассников: основания осознанного выбора / Н.Ф. Логинова, А.В. Лученков // Профильное образование и специализированное обучение: эффективные практики в условиях трансформации образовательного пространства: сб. материалов Всеросс. научн.-метод. конф. СУНЦ НГУ. - Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021. - С. 110-112. EDN: TZIRKB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предлагается модель реализации наставничества в среде обучающихся. В современном педагогическом пространстве актуализация системы наставничества станет эффективным ресурсом для оптимизации образовательного процесса и решения ряда стратегических задач в системе образования и формирования личности молодого поколения.
Статья посвящена исследованию влияния физкультурно-спортивной деятельности на соматическое здоровье студентов Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. В работе сравнивается уровень здоровья студентов академических групп и студентов, дополнительно занимающихся в фитнес-клубах. Использована методика экспресс-оценки физического здоровья по Г. Л. Апанасенко (1992г.). Выявлены различия в уровне здоровья и адаптационного потенциала в зависимости от вида физической активности. Установлено, что занятия в фитнес-клубах значительно повышают уровень здоровья, в отличие от академических групп. Определены ключевые показатели соматического здоровья студентов с разным уровнем двигательной активности. В статье подчеркивается важность увеличения часов физкультуры в вузах и внедрения современных фитнес-программ.
В статье анализируется воздействие экономических институтов на сферу культуры в представлении ряда классиков социологической науки, а также роль культуры в развитии экономики. Отмечается, что экономическое развитие современного общества, все больше и больше состоящего из нематериальных ее отраслей, во многом зависит от потребительского поведения социума, определяемого культурными ценностями. Приведены практические примеры взаимодействия и взаимозависимости сферы культуры и функций по удовлетворению потребностей общества через производство товаров и услуг, в таких отраслях как креативная индустрия, туризм, киноиндустрия. В современной геополитической ситуации государство как институт власти, оказывает наибольшее влияние на распределение имеющихся ресурсов, удовлетворение экономических и культурных потребностей, стимуляцию экономической активности людей и на их социальную интеграцию, для устойчивого развития социума.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Необходимо учитывать и наличие в социокультурном пространстве общества своеобразных полюсов - положительного и отрицательного.
В статье рассмотрена категория «общественное мнение». Показаны некоторые причины семантической неоднозначности этой категории с позиций системного подхода. Проведен критический анализ механизма социологического опроса, подробно описанного K. Криппендорфом. С использованием системного подхода аргументировано выделен ряд существенных недостатков опроса как инструмента выявления общественного мнения. Сделан вывод о том, что опрос, в том виде, который предложен K. Криппендорфом, - как исследовательский инструмент- не является релевантным механизмом для выявления общественного мнения.
Эволюционное совершенствование исторического общества рассматривается через совокупность представлений о нем как о: 1) территориальном сообществе, 2) политии и 3) духовно-ментальной общности. Его развитие регулируется посредством образа мироздания. Принципиальное изменение картины мира происходит в темпоральных точках укрупнения. В общей эволюционной динамике выявляется взаимосвязь этапов и фаз укрупнения территориального сообщества, с одной стороны, а также стадий универсализации картины мира и приводимых ей в соответствие гражданских отношений, с другой. Фазовый сдвиг между этими процессами связывает особенности пространственного и темпорального развития. Исследование имеет междисциплинарный характер.
В настоящем исследовании анализируется влияние возраста, медикализирующего характера коммуникаций и средств массовой информации на восприятие собственного здоровья пожилыми людьми. Медикализация в этом контексте определяется как расширение влияния медицины, когда обычные, не патологические состояния здоровья пожилых людей рассматриваются как медицинские проблемы, требующие лечения. Целью настоящего исследования является анализ влияния медикализации старения, характерной для современного российского общества, на восприятие состояния собственного здоровья представителями старшей возрастной группы. Эмпирической базой исследования стали интервью с людьми старшего возраста, проживающими в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Всего проведено 80 интервью. На основе тематического анализа были выделены особенности восприятия собственного здоровья и осмысления старения в контексте медикализированного характера общественных и экспертных/медицинских взглядов, политики государства, СМИ.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru